"Строение тела человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Цели урока:

  • Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
  • Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.

Прогнозируемые предметные результаты:

  • уч-ся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему;
  • научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действия.
  • Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Личностные результаты: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_tela_cheloveka.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе с детьми с ОВЗ.

Тема: Строение тела человека.

Цели урока: 

  • Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
  • Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.

Прогнозируемые предметные результаты:

  • уч-ся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему;
  • научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действия.
  • Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
  • Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

Личностные результаты: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

- Ребята,

- я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,

- я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое,

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать.

II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

- Внимание на экран.

- Что вы видите на экране? (дом)

- Вспомните и назовите, как дом устроен снаружи? ( крыша, окна, дверь и т.д.)

- То, что вы назвали, мы видим снаружи – это внешнее строение дома. А кто знает, как дом устроен внутри? (на слайде появляется второй рисунок)

- То, что мы можем увидеть внутри – это внутреннее строение дома.

III. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы начинаем работать со II частью нашего научного источника «Окружающий мир», прошу открыть его и назвать раздел, с которым начнём сегодня знакомиться. («Здоровье и безопасность»).

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (читает уч-ся)

Мы рассмотрели строение дома. Как вы думаете, какое это может иметь отношение к нашим исследованиям? Давайте проверим наши предположения.

- Наши предположения подтвердились.

Человек, как и любой объект имеет строение. (на доске появляется карточка схемы «СТРОЕНИЕ»).

- А для чего вам необходимо знать строение своего тела?

-Сформулируйте тему урока.

IV.  Работа по теме урока.      

  1. Внешнее строение человека.

- Посмотрите друг на друга, и скажите, как устроено ваше тело? (У человека есть…)

- Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение. (на доске появляется карточка «ВНЕШНЕЕ»)

У вас на столах и у меня на доске силуэт человечка. В конце нашего исследования он оживёт.

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ГОЛОВА (уч-ся показывают, уч-ль выставляет карточки)

физминутка

- Покажите эту часть тела на своих силуэтах. Погладьте себя по голове.

- ШЕЯ. Покажите эту часть тела на силуэтах. Помассажируйте свою шейку.

- ТУЛОВИЩЕ. Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть – ГРУДЬ. Нижнюю часть – ЖИВОТ. Погладьте свои животики.

- СПИНА. Повернитесь к своему коллеге спиной, потритесь спинками.

- Поднимите РУКИ вверх и покрутите ими – это верхние конечности.

- Тихонечко потопайте НОГАМИ, попрыгайте – это нижние конечности.

2. Внутреннее строение человека.

- Мы рассмотрели и составили схему внешнего строения человека. Убедились, у всех вас части тела на своем месте. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (на доске появляется карточка «ВНУТРЕННЕЕ»)

- Внутри нашего тела находятся органы. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ и бактерий, четвёртые – выводят из организма ненужные вещества.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ В здоровом организме все органы действуют слаженно. Отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. (на доске появляется карточка «ГОЛОВНОЙ МОЗГ»)

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).

  1. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Где располагается этот орган? (Дети дают ответ)

- Уважаемый учёный, определите место положения головного мозга нашего человечка, и раскрасьте фиолетовым цветом. (прикрепляют картинку головного мозга)

- Мозг растёт до 20-25 лет, именно в этом возрасте ваши коллеги-учёные рекомендуют получать образование, после мозгу становиться труднее запоминать и обрабатывать большое количество новой информации.

Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Именно он следит за тем, как мы дышим – управляет нашим дыханием.

-А как долго можете не дышать вы? Давайте это проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание, когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку.Проводим эксперимент «ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ».

ЛЁГКИЕ

- Мы убедились, что человеку все время необходимо вдыхать и выдыхать воздух. Какой орган отвечает за наше дыхание? Отгадайте загадку:

Два воздушных лепестка,

Розовых слегка,

Важную работу выполняют,

Дышать нам помогают.

- Правильно, ЛЁГКИЕ. (на доске появляется карточка «ЛЁГКИЕ»)

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).

  1. Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды – 500 кг.(УЧ-ЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛИТРОВУЮ БАНКУ – или 500 таких банок). В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Проводим эксперимент с губкой:

При выдохе лёгкие выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжимаем губку). А когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются (губку разжимаем). Эксперимент уч-ся «ВДОХ-ВЫДОХ».

- Уважаемый учёный, определите место положения лёгких нашего человечка и раскрасьте голубым цветом (прикрепляют картинку лёгких).

Физминутка «Дышит – не дышит».

Поставьте руки выше талии большими пальцами вперед. Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме.

СЕРДЦЕ

- Приготовьтесь отгадать следующий орган:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. Что это за орган?

(на доске появляется карточка «СЕРДЦЕ») Где оно находится?

Эксперимент «Биение сердца».

- как узнают, жив человек или умер?

- прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце.

Приложите ладонь к сердцу.

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).

  1. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Сердце — самый мощный в мире мотор. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Масса сердца всего 250 – 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака.

Эксперимент «Моё сердце» (сжимают кулачок и наглядно представляют размер своего сердца).

- Представьте работу автомобиля. Что произойдёт, если закончится бензин? В нашем организме двигается не бензин, а кровь. Если её движение прекратится, то человек умрёт. Сердце – это тот мотор, который заставляет двигаться кровь.

- Уважаемый учёный, определите место положения сердца нашего человечка и раскрасьте красным цветом(прикрепляют картинку сердца).

ЖЕЛУДОК

- Представьте себе, что вы пришли домой. Время обеда. И мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса. Вы будете это есть? (Нет.) Потому что это надо сварить или поджарить.

Точно также и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот должно переработаться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». Главное отделение – желудок. (на доске появляется карточка «ЖЕЛУДОК»).

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).

  1. Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик.

- Уважаемый учёный, определите место положения желудка нашего человечка и раскрасьте жёлтым цветом.

- Для чего мы едим?

- Пища помогает организму поддерживать силы, даёт нам энергию, из пищи организм получает витамины. Без пищи человек может обойтись несколько недель. За это время организм истощается и умирает. В желудке пережёванная пища останавливается на 4-5 часов и тщательно переваривается.

КИШЕЧНИК

- Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком (на доске появляется карточка «КИШЕЧНИК»).

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).

  1. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ЛЕНТОЙ.

- Пройдя лабиринт кишечника, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.

- Уважаемый учёный, определите место положения кишечника нашего человечка и раскрасьте зелёным цветом.

ПЕЧЕНЬ

- На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка, самого «горячего» органа нашего организма и название у неё от слова «печь». Догадались, о чём идёт речь? (на доске появляется карточка «ПЕЧЕНЬ»).

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).

  1. Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.

- Уважаемый учёный, определите место положения печени нашего человечка и раскрасьте коричневым цветом.

- Схема основных внутренних органов готова, наши человечки могут жить. Теперь у них есть всё необходимое. Перечислите ещё раз все внутренние органы, показывая их положение на себе.

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

- А теперь проверим, насколько вы были внимательны.

Самостоятельная работа в тетрадях: задание 1 стр.3. взаимопроверка (обмениваются тетрадями). Анализ выполненного задания.

VI. Рефлексия учебной деятельности.   

- отгадать кроссворд «Организм человека»

 - Какова была сегодня тема нашего урока?

- Что вы узнали сегодня, о своём теле?

- Для чего же нам необходимо знать строение нашего тела?

- Что для вас сегодня было самым интересным?

VII. Итог урока. – Наш урок сегодня были плодотворными, я очень рада. Надеюсь, при следующей встрече, вы сможете достойно справиться с проверочным тестом.

Д/З стр.4 -7, тет. стр.4 -5 задания 3 -4.

Кроссворд «Строение тела человека»

Кроссворд «Строение тела человека»

По горизонтали:

1. Внутренний орган человека. Он выделяет кислый сок, способный переваривать большую часть пищи.

5. Нижняя конечность.

7. Внутренний орган человека. Плотный мускулистый мешок.

По вертикали:

2. Помогает переваривать пищу в кишечнике.

3. Часть тела человека.

4. Его длина почти восемь метров.

6. Верхняя конечность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

Строение тела человека

Разработка интерактивного урока для 2 класса по программе А.Плешакова ("Школа России) с использованием приставки МИМИО...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"

УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку

УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

План-конспект урока по предмету речевая практика с учеником индивидуального обучения в 3 классе «Обобщение по теме: Строение тела человека. Гигиена тела».

Урок по речевой практике проводился с учеником з класса, находящегося на индивидуальном обучении.Тип урока: обобщения и систематизации знаний.Тема: Обобщение и повторение по теме « Строение тела...