"Строение тела человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цели урока:
- Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
- Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.
Прогнозируемые предметные результаты:
- уч-ся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему;
- научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения своих действия.
- Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
- Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.
Личностные результаты: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_tela_cheloveka.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе с детьми с ОВЗ.
Тема: Строение тела человека.
Цели урока:
- Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
- Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.
Прогнозируемые предметные результаты:
- уч-ся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему;
- научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения своих действия.
- Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
- Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.
Личностные результаты: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
- Ребята,
- я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,
- я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое,
- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать.
II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
- Внимание на экран.
- Что вы видите на экране? (дом)
- Вспомните и назовите, как дом устроен снаружи? ( крыша, окна, дверь и т.д.)
- То, что вы назвали, мы видим снаружи – это внешнее строение дома. А кто знает, как дом устроен внутри? (на слайде появляется второй рисунок)
- То, что мы можем увидеть внутри – это внутреннее строение дома.
III. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы начинаем работать со II частью нашего научного источника «Окружающий мир», прошу открыть его и назвать раздел, с которым начнём сегодня знакомиться. («Здоровье и безопасность»).
- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (читает уч-ся)
- Мы рассмотрели строение дома. Как вы думаете, какое это может иметь отношение к нашим исследованиям? Давайте проверим наши предположения.
- Наши предположения подтвердились.
Человек, как и любой объект имеет строение. (на доске появляется карточка схемы «СТРОЕНИЕ»).
- А для чего вам необходимо знать строение своего тела?
-Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока.
- Внешнее строение человека.
- Посмотрите друг на друга, и скажите, как устроено ваше тело? (У человека есть…)
- Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение. (на доске появляется карточка «ВНЕШНЕЕ»)
- У вас на столах и у меня на доске силуэт человечка. В конце нашего исследования он оживёт.
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ГОЛОВА (уч-ся показывают, уч-ль выставляет карточки)
физминутка
- Покажите эту часть тела на своих силуэтах. Погладьте себя по голове.
- ШЕЯ. Покажите эту часть тела на силуэтах. Помассажируйте свою шейку.
- ТУЛОВИЩЕ. Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть – ГРУДЬ. Нижнюю часть – ЖИВОТ. Погладьте свои животики.
- СПИНА. Повернитесь к своему коллеге спиной, потритесь спинками.
- Поднимите РУКИ вверх и покрутите ими – это верхние конечности.
- Тихонечко потопайте НОГАМИ, попрыгайте – это нижние конечности.
2. Внутреннее строение человека.
- Мы рассмотрели и составили схему внешнего строения человека. Убедились, у всех вас части тела на своем месте. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (на доске появляется карточка «ВНУТРЕННЕЕ»)
- Внутри нашего тела находятся органы. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ и бактерий, четвёртые – выводят из организма ненужные вещества.
ГОЛОВНОЙ МОЗГ В здоровом организме все органы действуют слаженно. Отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. (на доске появляется карточка «ГОЛОВНОЙ МОЗГ»)
- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).
- Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Где располагается этот орган? (Дети дают ответ)
- Уважаемый учёный, определите место положения головного мозга нашего человечка, и раскрасьте фиолетовым цветом. (прикрепляют картинку головного мозга)
- Мозг растёт до 20-25 лет, именно в этом возрасте ваши коллеги-учёные рекомендуют получать образование, после мозгу становиться труднее запоминать и обрабатывать большое количество новой информации.
Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Именно он следит за тем, как мы дышим – управляет нашим дыханием.
-А как долго можете не дышать вы? Давайте это проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание, когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку.Проводим эксперимент «ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ».
ЛЁГКИЕ
- Мы убедились, что человеку все время необходимо вдыхать и выдыхать воздух. Какой орган отвечает за наше дыхание? Отгадайте загадку:
Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают.
- Правильно, ЛЁГКИЕ. (на доске появляется карточка «ЛЁГКИЕ»)
- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).
- Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды – 500 кг.(УЧ-ЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛИТРОВУЮ БАНКУ – или 500 таких банок). В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Проводим эксперимент с губкой:
При выдохе лёгкие выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжимаем губку). А когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются (губку разжимаем). Эксперимент уч-ся «ВДОХ-ВЫДОХ».
- Уважаемый учёный, определите место положения лёгких нашего человечка и раскрасьте голубым цветом (прикрепляют картинку лёгких).
Физминутка «Дышит – не дышит».
Поставьте руки выше талии большими пальцами вперед. Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме.
СЕРДЦЕ
- Приготовьтесь отгадать следующий орган:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. Что это за орган?
(на доске появляется карточка «СЕРДЦЕ») Где оно находится?
Эксперимент «Биение сердца».
- как узнают, жив человек или умер?
- прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце.
Приложите ладонь к сердцу.
- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).
- Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Сердце — самый мощный в мире мотор. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Масса сердца всего 250 – 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
Эксперимент «Моё сердце» (сжимают кулачок и наглядно представляют размер своего сердца).
- Представьте работу автомобиля. Что произойдёт, если закончится бензин? В нашем организме двигается не бензин, а кровь. Если её движение прекратится, то человек умрёт. Сердце – это тот мотор, который заставляет двигаться кровь.
- Уважаемый учёный, определите место положения сердца нашего человечка и раскрасьте красным цветом(прикрепляют картинку сердца).
ЖЕЛУДОК
- Представьте себе, что вы пришли домой. Время обеда. И мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса. Вы будете это есть? (Нет.) Потому что это надо сварить или поджарить.
Точно также и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот должно переработаться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». Главное отделение – желудок. (на доске появляется карточка «ЖЕЛУДОК»).
- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).
- Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик.
- Уважаемый учёный, определите место положения желудка нашего человечка и раскрасьте жёлтым цветом.
- Для чего мы едим?
- Пища помогает организму поддерживать силы, даёт нам энергию, из пищи организм получает витамины. Без пищи человек может обойтись несколько недель. За это время организм истощается и умирает. В желудке пережёванная пища останавливается на 4-5 часов и тщательно переваривается.
КИШЕЧНИК
- Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком (на доске появляется карточка «КИШЕЧНИК»).
- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).
- В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.
ЭКСПЕРИМЕНТ С ЛЕНТОЙ.
- Пройдя лабиринт кишечника, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.
- Уважаемый учёный, определите место положения кишечника нашего человечка и раскрасьте зелёным цветом.
ПЕЧЕНЬ
- На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка, самого «горячего» органа нашего организма и название у неё от слова «печь». Догадались, о чём идёт речь? (на доске появляется карточка «ПЕЧЕНЬ»).
- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).
- Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.
- Уважаемый учёный, определите место положения печени нашего человечка и раскрасьте коричневым цветом.
- Схема основных внутренних органов готова, наши человечки могут жить. Теперь у них есть всё необходимое. Перечислите ещё раз все внутренние органы, показывая их положение на себе.
V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.
- А теперь проверим, насколько вы были внимательны.
Самостоятельная работа в тетрадях: задание 1 стр.3. взаимопроверка (обмениваются тетрадями). Анализ выполненного задания.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- отгадать кроссворд «Организм человека»
- Какова была сегодня тема нашего урока?
- Что вы узнали сегодня, о своём теле?
- Для чего же нам необходимо знать строение нашего тела?
- Что для вас сегодня было самым интересным?
VII. Итог урока. – Наш урок сегодня были плодотворными, я очень рада. Надеюсь, при следующей встрече, вы сможете достойно справиться с проверочным тестом.
Д/З стр.4 -7, тет. стр.4 -5 задания 3 -4.
Кроссворд «Строение тела человека»
По горизонтали:
1. Внутренний орган человека. Он выделяет кислый сок, способный переваривать большую часть пищи.
5. Нижняя конечность.
7. Внутренний орган человека. Плотный мускулистый мешок.
По вертикали:
2. Помогает переваривать пищу в кишечнике.
3. Часть тела человека.
4. Его длина почти восемь метров.
6. Верхняя конечность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»
Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....
Строение тела человека
Разработка интерактивного урока для 2 класса по программе А.Плешакова ("Школа России) с использованием приставки МИМИО...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"
УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку
УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
План-конспект урока по предмету речевая практика с учеником индивидуального обучения в 3 классе «Обобщение по теме: Строение тела человека. Гигиена тела».
Урок по речевой практике проводился с учеником з класса, находящегося на индивидуальном обучении.Тип урока: обобщения и систематизации знаний.Тема: Обобщение и повторение по теме « Строение тела...