Урок по окружающему миру по теме "Роль леса в природе и жизни человека" в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок  по  окружающему  миру  по теме "Роль леса  в  природе и  жизни  человека", в  4 классе  с  применением  сингапурских  структур  по  направлению проблемно-ориентированного  обучения , проведенного  на международном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kursu_okruzh._mir_4_klass.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу   "Окружающий мир" на тему: "Роль леса в природе и жизни человека", с использованием  презентации.

4-й класс

Сунгатуллина Алия  Рафисовна ,  учитель начальных классов

Тема: "Роль леса в природе и жизни человека».

Тип урока: усвоение навыков  и умений

Цели: Обучающие: показать  значение леса для природы и человека, показать связь растительного мира с животным миром и человеком.

 Развивающие:  развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Слайд 1.

  1. Организационный момент.    Подготовка к уроку.

С помощью структуры  СОРУ СLAP   привлекаем внимание учеников и достигаем момента тишины в классе. 

      II. Основная часть.

  1. Вступительная  беседа. (стих. про лес )

   2.  Сообщение темы и целей урока

     - Всё, чем живет лес: и нежное трепетанье  листьев, и басовитое гуденье шмеля  на лесных  полянах, и муравьиные  хлопоты, и нехитрая песня зяблика – всё это дает нам покой и отдых, лишь только мы вступаем в лес.

     - Мы на прошлых уроках изучали  тему «  Лес». В ходе уроков мы нашли ответы на такие вопросы:

     - Что такое  лес?                                           структура                                   

     - Какие там  растут растения?                   ТОКИН МЭТ

     - Какие животные живут в лесу?

     - Какие бывают леса?

     - Какие леса преобладают в России?.

  - Сегодня  мы  закрепим  знания, которые получили на прошлых  уроках и изучим новую тему «Роль леса в природе и жизни человека».   Прежде чем изучить  новую  тему , мы сперва выясним, как вы  усвоили  материал прошлого  урока. Чтобы  выяснить  это, я  вам   предложу несколько  видов  работ:

-  Будете работать в командах. Каждая команда  за работу  получит общий бал, также будет оцениваться  участие  всех членов  команды.

1 задание. Соедини  стрелками  деревья и лес , в котором они  произрастают, исключи лишнее.  (структура РАУНД  ТЭЙБЛ)

2 задание. Выполнение тестовых заданий.  (структура ФИНК-РАЙТ РАУНД РОБИН).

3 задание. Найди выдумку. ( структура ФАЙНД ЗЕ ФИБ).

4 задание. Задание на определение деревьев. Выполняется каждым учеником отдельно.

  3.  Изучение нового материала.

« Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев.»

                                                                                  Л. Леонов

- Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

Слайд 3.

 Беседа.

- Чтобы беречь землю, природу, ее надо полюбить, а чтобы полюбить – надо знать.

Вот мы сейчас узнаем, все ли мы знаем о лесе.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Оки выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще нс все.

Слайд 4.

- Кто знает какое значение лес имеет для человека?

Слайд 5.

- Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека.

Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

Слайд 6.

- Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека.

Лес - защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Лес - защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

Лес - защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Слайд 7.

- Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека.

Лес - это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

Слайд 8.

- Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека.

В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов.

Слайд 9.

- Сформулируйте значение леса для человека.

-В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

Слайд 10.

- Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте значение леса для человека.

- Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес - источник древесины.

Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес - источник тепла.

Слайд 11.

4. Актуализация  знаний   (СЁКЛ ОФ ВЬЮПОЙНТС)

- Так какое же значение  имеет лес для человека?

5. Физкультминутка      МИКС ПЭА ШЭА

 

6. Работа по новой теме урока.

 Беседа.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

1. Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

(В стихотворении говорится о вырубке леса.)

2. Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

( Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

 Продолжение  работы новой темы.

Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

(Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.)

Слайд

18.

Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

- Ребята, о какой экологической проблеме мы не упомянули? ( пожар)

А кто виновен в этом? Почему вы так считаете?

- Чем опасен пожар в лесу?

Главной проблемой остаётся неосторожность жителей. Как показывает статистика причиной возгорания является непотушенный костёр, костры в неположенном месте.

- Ребята, мы сегодня поговорили о значении леса  в жизни человека, но в тоже время  мы должны помнить, что лес тоже нуждается  в помощи  человека. Сейчас я вам предложу  небольшую презентацию о том, как мы должны вести себя в лесу, чтобы не навредить ему. (показ презентации «Поведение людей в лесу».

7.  Закрепление.

- О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес наше богатство.

Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.- Охрана природы – долг каждого.

- Много леса не губи, мало леса – береги.

Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

8.  Итог урока.

- На уроке вы были активными, старались давать полные ответы, грамотно строили фразы.

 Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему «Леса моих окраин» («Безнең урман”)

Слайд

24.

- Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный тест "Леса России". Окружающий мир 4 класс

Тест разработан по теме "Природные зоны России. Леса" в программе Excel. Расчитан на индивидуальную работу с компьютером.  Включает в себя 10 вопросов с выбором ответа. Тест проверяется автоматич...

Тест "Леса России" (окружающий мир, 4 класс)

Данный ресурс можно использовать как для повторения, так и для проверки знаний учащихся.Данный материал позволяет проверить всех учащихся по данной теме и организовать самопроверку....

Технологическая карта урока "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс

Технологическая карта урока предназначена для проведения урока окружающего мира УМК "Школа России" в 4 классе. Урок направлен на изучение детьми природного сообщества "лес", как комплекса обитающих со...

Презентация к уроку окружающего мира "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс

Презентация предназначена для сопровождения урока окружающего мира "Жизнь леса" УМК "Школа России" 4 класс...