технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Зенина Ирина Семёновна
Этап I. Актуализация знаний. Рассматривание бытовых предметов с узорами Формируются УУД - Познавательные: умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме. - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. - Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его - Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группах Этап II. Постановка учебной задачи. Высказывания детей, основанные на личном домашнем исследовании Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания. - Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Этап III. Изучение нового материала. 1 этап. Наблюдение за узорами в природе 2этап. Знакомство с явлением фрактала и наблюдение за ним в природе 3 этап. Нахождение золотого угла и выведение чисел Фибоначчи Формируются УУД - Регулятивные: принимать и ставить цели и задачи учебной деятельности, умение планировать, осуществляют пошаговый контроль своих действий. - Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группах - Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. -Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания, применяют заренее подготовленный материал по теме Этап IV. Итог урока. Рефлексия Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обмениваются мнениями, слушают друг друга. - Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме. - Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Этап V. Домашнее задание Формируются УУД - Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя - Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Этап VI. Награждение Формируются УУД - Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Место и роль темы в курсе.

На изучение окружающего мира в 3 классе отводится  68 часов в год (2 часа в неделю)

Данный урок - авторский, можно включить в тему «Природные стихии в народном творчестве».

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала

 Этап I. Актуализация знаний.  Рассматривание бытовых предметов с узорами

Формируются УУД

  - Познавательные: умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,   строить  речевое высказывание в устной форме.

-  Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

         -   Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

         -  Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группах

Этап  II. Постановка учебной задачи. Высказывания детей, основанные на личном домашнем исследовании

Формируются УУД 

- Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

         - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания.

        -   Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его  

Этап  III. Изучение нового материала.

1 этап. Наблюдение за узорами в природе

2этап. Знакомство с явлением фрактала и наблюдение за ним в природе

3 этап. Нахождение золотого угла и выведение чисел Фибоначчи

         

 Формируются УУД 

-    Регулятивные: принимать и ставить цели и задачи учебной деятельности, умение планировать, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

- Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группах

- Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

-Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания, применяют заренее подготовленный материал по теме

Этап  IV. Итог урока. Рефлексия

Формируются УУД 

- Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  обмениваются мнениями, слушают друг друга.

- Познавательные:  общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

- Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Этап  V.  Домашнее задание

Формируются УУД 

- Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

- Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

- Познавательные:  общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Этап  VI.  Награждение

Формируются УУД 

- Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Тип урока – открытие нового знания.

Условные обозначения УУД:

познавательные - ПУУД;

коммуникативные - КУУД;

регулятивные – РУУД;

личностные – ЛУУД.

Технологическая карта урока  по теме «Узоры в природе»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

I.

Актуализация знаний.

Рассматривание бытовых предметов с узорами

Слайды

Организует работу с выставкой бытовых предметов, подготовленных детьми.

Организует деление на группы для работы над проектом

Размышляют над созданием бытовых узоров. Высказывают своё мнение.

Фронтальная, индивидуальная


-Наш класс сейчас превратится в научную лабораторию, а все вы станете исследователями. В работе сегодня принимают участие 2 группы Всезнаек и 2 группы Любознаек.  В течение урока мы будем работать над проектом. Над каким проектом, определите сами.

-Каждый день мы видим вокруг себя всевозможные узоры. Я попросила группы принять участие  в подготовке выставки предметов с различными узорами. Дадим по 1 минуте В.и Л. На представление своей выставки.

-Нужны были усилия и фантазия, чтобы создать такие узоры? Как вы думаете, откуда люди черпают эти идеи?  (из природы)

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД

II.

Постановка учебной задачи. 

Высказывания детей, основанные на личном домашнем исследовании

Слайды

Задаёт вопросы. Подводит детей к теме урока. Представляет цель и этапы урока.

Отвечают на вопросы. Выводят тему урока. Знакомятся с целью и этапами урока

Фронтальная

 -В природе встречается огромное количество узоров. Вы должны были исследовать дома этот вопрос. Что вы можете сказать об этом? (ответы детей)

-Что можно сказать об узорах, которые встречаются в природе? Это главный вопрос, на который мы в течение нашей работы должны  ответить.

- Как вы считаете, это важно знать? Для чего? (чтобы уметь объяснить строение растений, рассказать о явлениях природы, самим сделать новые открытия)

 -Так как назовём наш проект? Это будет мини-энциклопедия, собранная из ваших рабочих листов. (Узоры в природе)

-Давайте познакомимся с этапами и целями урока. У  вас они дублируются на листах)

ПУУД

РУУД

ЛУУД

III.

Изучение нового материала.

1 этап. Наблюдение за узорами в природе

Физминутка

2этап. Знакомство с явлением фрактала и наблюдение за ним в природе

1. Работа в парах «До и после».

Просмотр видеофрагмента

2.Практическая работа «Найди фрактальную структуру»

Физминутка

3 этап

Нахождение золотого угла и выведение чисел Фибоначчи

1. Просмотр видеофрагмента

2.Работа в группах

3.Проведение опыта

4.Вступление  к работе

практическая работа

 Слайды

 

Слайды

Листы «до и после»

Видеофрагмент

Слайды

Слайды

Видеофрагмент

Слайды

Ананасы, модель золотого угла

Слайды,

Схемы к последовательности чисел, клей, листы

Организует

работу в группах. Подводит к выводу по первому этапу урока

Делает вывод: узоры встречаются в нашей жизни, созданные людьми, и встречаются в природе

Учитель дает возможность ученику провести физминутку

Проводит работу  в парах по проверке имеющихся знаний

Организует просмотр  видеофрагмента

Организует работу в группах (выбрать картинки с изображением предметов и явлений природы, имеющих фрактальную структуру)

Делает вывод: явление фрактала часто встречается в природе, например …

Учитель дает возможность ученику провести физминутку

Задаёт вопросы

Показывает видеофрагмент

Организует работу в группах по заполнению  листов с заданиями по просмотренному видеофрагменту

Слушает ответы

Организует работу в группах по проведению опыта

Организует выступления детей

Организует практическую работу

Слушают стих. Отвечают на вопросы.

Работают в группах

Отвечают, делают выводы. Оформляют листы

Выполняют движения за учеником

Работают в парах, отвечают

Смотрят, работают в парах, отвечают

Работают в группах, отвечают, оформляют листы

Выполняют движения за учеником

Отвечают на вопросы

Смотрят видеофрагмент

Работают в группах

Отвечают

Работают в группах

Слушают, выступают, дополняют

Работают в группах,

Делают выводы

Фронтальнаяиндивидуальная

В группах

 

Фронтальная

 

Фронтальная

Индивидуальная, парная

 Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Групповая

индивидуальная

Групповая

Индивидуальная        

Групповая

Слово представителю В.  (стих)

Живое чудо- золотой кристалл,

Хранящий отсвет тысячи огней.

Дождинка, обращённая в хрусталь,

Сверкнёт слезинкой на щеке моей.

-Вы узнали, что это? (снежинка)

Представитель Л. напомнит, как образуются снежинки (кристаллики снежинки образуются, когда в облаке водяной пар превращается в лёд,  по мере роста кристалликов возникают изящные, ажурные узоры, например, такие…-рисунки детей)

-У вас есть вопросы-помощники (где встречаются, кто их создает) Сделайте вывод.  Составьте свои листы

Глянь-ка на ладошку,

Нарисуй снежинку.

Поморгай немножко,

И исчезнет льдинка

-Как появляется чудо-снежинка вы знаете. А вот сейчас мы поговорим об уникальном явлении в жизни природы. Кому было интересно, тот уже нашёл информацию в разных источниках, а кому не интересно, тот узнает о нём сейчас.

- Возьмите листы «до и после» и запишите, что вы уже знаете о фрактале в столбике «до». Работаем с партнерами по плечу. Послушаем ответы

-Внимание на экран.(просмотр видео) Узнали что-то новое о фрактале? Попробуйте записать в столбик «после». Послушаем ответы.

-Давайте сформулируем, что же такое фрактал.

-У вас на столах есть рисунки фрактальной структуры. Рассмотрите внимательно, отберите предметы и явления природы, имеющие фрактальную структуру, лишние уберите и оформите листы.

Послушаем ваши ответы.

Какой вывод можем сделать, пользуйтесь вопросами-помощниками (Часто ли встречается явление фрактала в природе и где именно)

Составьте свои листы

Хоть фрактала нет в банане,

Любят все его ребята.

Ручки вверх, за ветку хвать,

И банан у нас в руках.

Не съедим его мы сами,

А подарим лучше маме.

-Посмотрите на строение семечек в корзине подсолнечника. Как красиво, но сложно закручены сидящие семечки в одну и другую стороны. Как вы думаете, это просто так или с чем – то это связано?

-Да, в природе все продумано до мелочей.

-Посмотрите следующий видеофрагмент.

- Заполните листы, каждый под своим номером

(1. что образуется благодаря последовательности чисел Фибоначчи

 2. чему равен золотой угол

3. в структуре чего встречается золотой угол

 4. где можем наблюдать золотой угол)

- Послушаем ответы (золотой угол, равен 137 градусам, в структуре фрактала, встречается в строении ананаса, корзины подсолнечника)

-На столе у вас модели золотого угла и ананасы. Приложите золотой угол.

Постарайтесь увидеть, как располагается узор относительно этого угла.

- В чем убедились? (в том,  что в основе фрактальной структуры лежит золотой угол)

- Золотой угол, как мы поняли, связан с последовательностью чисел Фибоначчи. Слово представителю Л. , историческая справка об этом интересном человеке.

- У кого- то есть дополнительная информация?

- Слово представителю В.

-Есть, что добавить?

- А сейчас вы, ребята, выступите в роли этого ученого и сами выведете эту последовательность (выводят последовательгость)

-Справились, маленькие Фибоначчи?

-Что можем сказать о числах Фибоначчи и золотом угле? Сделайте вывод, пользуйтесь вопросами-помощниками.

 Составьте свои листы

РУУД

КУУД

ЛУУД

 ПУУД

КУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

КУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

IV.

Итог урока. Рефлексия

Слайд

Помогает ответить на главный вопрос. Проводит рефлексию

 Отвечают на главный вопрос, рефлексируют

ФронтальнаяИндивидуальная

-Теперь, вы ребята, я думаю, сможете ответить  на главный вопрос нашего урока.

- Что нового и интересного узнали на уроке? Что друг другу, себе и мне вы хотите сказать? (отлично - спасибо)

-Я тоже вам хочу сказать отдельное спасибо за проделанную работу на уроке. Все, кто готовил информацию заранее, получают «5». А это…

Итог нашей работы – замечательная мини-энциклопедия «Узоры в природе»

ПУУД

КУУД

ЛУУД

РУУД

V.

Домашнее задание

Слайд

Раздаёт тесты

Индивидуальная

Фронтальная

-Выполните  тесты и получите за них оценки

ПУУД

ЛУУД

РУУД

VI.

Награждение

Слайд

Организует награждение

Получают пакеты с семечками

Фронтальная

Индивидуальная

-В награду жареные семечки, как напоминание о фрактальной структуре и золотом угле. Спасибо за сотрудничество.

ЛУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...