Конспект урока "Мы - дети родной земли"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мальцева Ирина Николаевна

конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx419.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКООУ СШИ с.Виахту

Урок  окружающего мира

Тема: «Мы – дети родной земли»

(4 класс, образовательная система «Перспектива»)

 (с использованием мультимедийных средств)

                                                                                  Выполнила: учитель начальных классов

                                                                                  высшей квалификационной категории  

                                                                                  Мальцева Ирина Николаевна

с. Виахту

2014 г.

Мы – дети родной земли

Цели: сформировать представление об особенностях хозяйственной жизни народов европейской части России, Урала, Сибири, познакомить с некоторыми языковыми семьями народов России, их фольклором, местными гидронимами, научить находить в местных названиях особенности ландшафтов, преданий, развивать умение работать с политико-административной картой, дополнительной литературой, совершенствовать навыки коммуникации, содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить условия природной зоны с хозяйственной деятельностью проживающих там народов, анализировать происхождение местных названий – гидронимов, использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах своего края, подготовят проекты.

Оборудование: политико-административная карта России, аудиозапись и текст песни «Родина моя» (сл. Р.И.Рождественского, муз. Д.Ф.Тухманова), подборка дополнительных источников информации о культуре народов своего края, рисунки народов в национальных костюмах, раздаточный материал для работы в группах: загадки, пословицы, сказки народов коми, удмуртов, карелов, тесты для проверки знаний, презентация.

Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей (начало: песни, яркие картинки, интересные задания, предложение провести исследование), развить интерес и самостоятельность - учить самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом), доступно преподнести изучаемый материал (использование слайдов, подача самими детьми дополнительного материала), воспитывать любовь к своей Родине.

Для достижения цели и выполнения задач использовала следующие методы:

-наглядный (компьютерные слайды, картинки, географические карты);

-словесный;

-проблемно-поисковый (угадывание темы, исследования в группах)

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа (раздается каждому ученику)

  1. Зачеркните лишнее географическое название

а) Черное море, Азовское море, Каспийское море, Охотское море

б) Байкал, Онежское озеро, Енисей, Ладожское озеро

в) Лена, Волга, Байкал, Обь

  1. Соедини название природного объекта и его определение:
  1. Равнина, раскинувшаяся от                         А. Западно-Сибирская равнина

      западных границ России до                                 Б.  Уральские горы

      Уральских гор                                                      В. Эльбрус

  1. Самая высокая гора России                          Г. Восточно-Европейская равнина
  2. Равнина, расположенная к востоку

от Уральских гор

  1. Каменный пояс земли Русской                
  1. Составь цепи питания, характерные для каждой зоны

а)  зона арктических пустынь

б) тундра

в) зона лесов

г) пустыни

д) Черноморское побережье

         4. Перечислите экологические проблемы каждой из природных зон

            а)  зона арктических пустынь

            б) тундра

            в) зона лесов

            г) пустыни

            д) Черноморское побережье Кавказа      

 5. Напишите названия природных зон

            а)  зона, где растительность из деревьев, кустарников и трав

            б) зона, где растительный покров из  мхов, лишайников  

            в) зона, где отсутствует сплошной травянистый покров

            г) зона со сплошным травянистым растительным покровом

2. Индивидуальный опрос (учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 101. Затем объясняют, как выполнили задание в рабочей тетради на с. 56 №  5)

  1. Самоопределение к деятельности

(учитель включает аудиозапись песни «Родина моя»)

   (слайд 1)   C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0871.jpg

У детей текст песни  (приложение 1)

- О чем эта песня? (О Родине, о разных народах, о разной природе нашей Родины)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Поработаем по тексту этой песни

- О каких природных зонах рассказывается в этой песне?  (о лесах, морях, тайге, тундре, степях)

- Какие природные картины рисует нам автор слов? (Озера, горы, реки, поля)

- Как автор показывает, что здесь живут разные народы? (У них разный цвет волос, кожи, черты лица, они говорят на разных языках)

- Какое настроение создает музыка в песне? (Торжественное, радостное)

- Какие чувства вызывает песня? (Гордость за свою Родину)

- Прочитайте строки, в которых показано, что у такой страны, где дружат разные народы – счастливое, мирное будущее. («Все на свете, все на свете сможем я и ты», «У тебя, стран, я знаю, солнечно в судьбе»)

- А в каких республиках, городах нашей страны вы были?

Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи, картины. Самая красивая для человека природа там, где он родился. Но независимо от того, где бы мы не находились,  Родина у нас одна и мы все её дети и поэтому любим нашу многообразную удивительную родную землю.

IV. Работа по теме урока

Работа по карте

- Рассмотрите политико-административную карту России. Чем она отличается от физической карты?  (Цвета на физической карте обозначают природные объекты, высоту над уровнем моря, а на этой карте - республики, области, края)

- Найдите на карте Сахалин    

(слайд 2)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0873.jpg

- Какие водоемы у нас есть? Как они используются человеком?

- В какой природной зоне он располагается?

- Какие виды хозяйственной деятельности здесь развиты?

         - Какова поверхность нашего края?

- Какие природные богатства, достопримечательности есть у нас?

К достопримечательностям Сахалина относятся его термальные источники: Лесогорские, Луньские, Дагинские

В районе Красногорска можно увидеть рощу реликтовых тисов, недалеко от п. Вахрушева полюбоваться удивительным по красоте водопадом реки Нитуй, поудивляться огромным каменным изваяниям, похожим на идолов с острова Пасхи на мысе Стукабис или скальными арками мыса Великан, а недалеко от посёлков Старадубское и Взморье пособирать сахалинский янтарь цвета густого чая с вишневым оттенком, по своим качествам не уступающий прибалтийскому.

Это, конечно же, не все чудеса Сахалина, которыми так щедро наделены эти земли. Всего просто не расскажешь. Пожалуй, последнее, о чём хотелось бы упомянуть – это нерест лосося, который также является одной из главных природных достопримечательностей Сахалинской области.

- Как называется село, в котором мы живем?

- Кто знает, почему оно так называется? («виах» с перевода нифхи это молюск, «ту» - залив)

Сегодня у нас необычный урок. Урок путешествие. И как вы уже, наверное, догадались, путешествовать мы будем по нашей необъятной Родине. А вам предстоит выступить в роли журналистов-исследователей. Вас ждут открытия, у каждой группы они будут свои. К концу урока, в завершении нашего путешествия, вы составите свои исследовательские проекты-отчеты об одной из республики, в которой мы побываем. 1-й ряд готовит отчет о республике Коми, 2-й ряд об Удмуртии, 3-й ряд – о Карелии.

 В путешествиях можно многое узнать,
         И друзьям об этом потом рассказать.

Для составления вашего проекта-отчета вам поможет план, который я вам раздам. (приложение 2)

В процессе нашего путешествия вы должны заполнять необходимые графы, используя прочитанный материал в учебнике и увиденное во время путешествия.

Чтобы проект получился полным и интересным вам необходимо внимательно изучать весь материал и быть наблюдательными, рассматривая иллюстрации учебника и фотографий.

Итак, наше путешествие начинается

      Работа по учебнику

- Прочитайте первый абзац текста на стр. 102

- Покажите на административной карте европейскую часть России.

- Найдите в европейской части России республики, о которых мы будем говорить на уроке.

(Звучит карельская  народная песня)  Дети исследуют  национальные костюмы Карелии.

(слайд 3)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0874.jpg

Первая республика,  в которую мы отправляемся – Карелия.

(слайд 4)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0876.jpg

- Прочитайте второй абзац текста.

- Как вы поняли, чем примечателен карельский край? (Это край озер)

- В какой природной зоне находится Карелия? (В лесной зоне)

- Предположите, каковы основные занятия карелов?

Зарядка для глаз.

(Звучит удмурсткая народная песня)  Дети исследуют  национальные костюмы Удмуртии

(слайд 5) C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0893.jpg

Следующая республика, в которую мы отправимся, - Удмуртия.

(слайд 6)

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0877.jpg

Там, где холмы постепенно переходят в Уральские горы, а текущая тоненьким ручейком Кама набирает силу, расположена земля, на которой испокон веков живет один из финноугорских народов – удмурты. Свой край они называют родниковым. Вот как пишет о нем удмуртский поэт Ф.И.Васильев:

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.          

В Удмуртии находится исторический памятник – городище Иднакар.  

(слайд 7)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0878.jpg

Археологи нашли там древнее поселение финно-угорских племен, относящиеся к IX в.

Об этом говорится в легенде:  (ученик зачитывает сообщение, заранее подготовленное)

(Когда-то на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они подросли и женились, тесно стало богатырям жить вместе. Донды с младшими сыновьями основали новые поселения, а Идна остался на Содырской горе. Эти лихие богатыри могли запросто пригорок вытянуть кверху до величины горы, во время ссор спокойно перебрасывались бревнами или чугунными гирями. До сих пор сохранились деревни Дондыкар и Весьякар в Глазовском районе. Идна удачно промышлял охотой, причем зимой за добычей ходил не на деревянных, а на золотых лыжах….)

Находки археологов свидетельствуют о том, что эти племена занимались охотой, рыболовством, кузнечным ремеслом, торговали с соседними племенами.

Героем удмуртских сказок является бедняк Лопшо Педунь. Он любил подшутить над богачами. Славился своей хитростью, ловкостью.

А теперь отправимся в следующую республику.

(звучит народная песня коми)  Дети исследуют национальные костюмы Коми

 (слайд 8)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0879.jpg

- Найдите на административной карте эту республику. В какой природной зоне она расположена? (в лесотундре и лесной зоне)  

 (слайд 9)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0880.jpg

Героями сказок и преданий коми являются силачи и колдуны, каждый из которых жил в определенном месте: селе, деревне, реке. Так, силач Мартын прославился тем, что поднимал в гору воз, неподъемный для коня. Йиркап сделал из дерева лыжу и стал самым быстрым охотником: в погоне за чудесным оленем он добежал до Урала и вернулся в родную Вымь с такой скоростью, что хлеб за пазухой, выпеченный матерью утром, еще не успел остыть. Герой сказок богатырь пера бегал на лыжах, обгоняя тройку лошадей, и за один раз приносил до семи лосей, нанизанных на копьё.

- Как  вы думаете, чем занимались народы коми?

- Прочитайте четвертый, пятый и шестой абзаца текста на стр. 102-103

-  Почему основными занятиями коми и удмуртов были рыболовство и охота? (они жили на берегу реки Камы и её притоков, в лесах)

- К какой языковой группе относятся коми и удмурты?

(к финно-угорской группе)

Верно. Именно поэтому у этих народов много общего в обычаях, пословицах и поговорках, загадках. Давайте изучим их фольклор, поработаем в парах.

   

Работа в группах.

Задание для 1-й группы

- Найдите пословицы народов коми, удмуртов, карелов, близкие по смыслу.

Коми

Удмуртские

Карельские

Без работы ничего не добыть.

Дыма без огня не бывает.

Из одного зерна всходы.

Шишку у елки к подножию падают.

Дерево без ветра не скрипит.

Без труда и сыт не будешь.

Где умеют, там имеют.

Яблоки на ели не растут.

Где огонь, там и дым.

Задание для 2-й группы

- прочитайте сказки народов коми, удмуртов, карелов, определите, что в них общего

(приложение 3)

Удмуртская сказка «Красавица береза»

Карельская сказка «Дорогая шкура»

Коми сказка «Про бедняка Момэта и богатого барина»

Ответ: в этих сказках высмеивается жадность, и наказываются жадные люди.

Задание для 3-й группы.

- Найдите загадки народов коми, удмуртов и карелов с одинаковыми отгадками.

Коми

Удмуртские

Карельские

Зимой все время ест, а летом все спит.

Сначала хлоп-хлоп, а потом резкий крик.

В сенях ходит да в избу не заходит.

В белой горе хлебы пекут.

Ни в доме, ни на воле.

Голова – пилой, хвост – серпом.

Что в избе неподвижно?

Парень поет по ночам в подполье, никому унять нельзя.

Ходит взад и вперед. Никогда не устает.

Ответы: петух, печь, дверь

V . Физминутка

      Вот мы руки развели,

      Словно удивились,

      И друг другу до земли

      В пояс поклонились.

      Наклонились, выпрямились,

      Наклонились, выпрямились.

      Ниже, ниже, не ленись,

      Поклонись и улыбнсиь.

VI. Продолжение по теме урока.

Работа по учебнику.

- посмотрите на рисунки на стр. 104. Что вы можете сказать об особенностях этих костюмов? (теплые, с меховой оторочкой)

Много общего у народов Сибири и Севера. Здесь проживают коренные малочисленные народы севера. В тундре живут ненцы, ханты и манси, а в тайге – буряты, якуты, эвенки. Суровые условия проживания отражены в национальных костюмах.

- В какой части нашей страны они живут? (в азиатской части России)

- Покажите на карте, где находится азиатская часть страны

- Какие природные зоны там расположены?

- прочитайте  в учебнике, как произошло название края «Сибирь»

- Кто скажет, а какие коренные малочисленные народы севера проживают у нас в Сахалинской области?  

(слайд 10)C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0881.jpg

VI. Закрепление изученного материала

- Итак, в течение урока вы были корреспонденты-исследователи.

- Какие проекты-отчеты вашей работы у вас получились.

(дети зачитывают свои работы)

VII. Подведение итогов урока

-  Где вам могут пригодиться полученные знания на уроке?

- Кого заинтересовало исследование нашей Родины, может продолжить работу самостоятельно.

Приложение 2

Название республики

Столица

Географическое положение

В какой части России располагается

Природная зона

Климат

Занятие (деятельность) человека

Достопримечательности

Народ

Национальный костюм

Устное народное творчество

Приложение 1

«Родина моя»  (сл. Р.И.Рождественского, муз. Д.Ф.Тухманова)

Я, ты он, она,

Вместе — целая страна.

Вместе — дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

 

Над тобою солнце светит,

Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озёра и бурлящие моря.

 

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга,

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

Как будто праздник!

 

Будут на тебя звёзды удивлённо смотреть,

Будут над тобою добрые рассветы

гореть вполнеба,

В синей вышине птицы будут

радостно петь,

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна.

Вместе — дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»!

 

Над тобою солнце светит,

Льётся с высоты.

Всё на свете, всё на свете

Сможем я и ты.

Я прильну, земля, к твоим берёзам,

Я взгляну в глаза весёлым грозам

И, смеясь от счастья, упаду в твои   цветы.

 

Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

Как будто праздник!

 

Будут на тебя звёзды удивлённо смотреть,

Будут над тобою добрые рассветы

гореть вполнеба.

В синей вышине птицы будут

радостно петь,

И будет песня звенеть над тобой

в облаках

На крылатых твоих языках!

Приложение 3

Красавица берёза

Удмуртская народная сказка

В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеба ели не досыта. 
Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет. 
Говорит старуха старику: 
– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем. 
Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать. 
Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу. 
Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились. 
Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом: 
– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет. 
Старик испугался, даже топор из рук выронил. 
«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик. 
Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе: 
– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался. 
– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет! 
И прогнала старика обратно в лес. 
Подошел он к березе, поклонился и сказал: 
– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину! 
– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет! 
Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться. 
Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит! 
– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины! 
А старуха как накинется на него: 
– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров! 
С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому. 
Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить: 
– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем! 
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза. 
Старик обратно домой отправился. 
Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна: 
– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси! 
– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил. 
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому. 
– Делай, – кричит, – что тебе приказано! 
Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать: 

– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь! 
– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза. 
Старик обрадовался, скорее домой зашагал. 
Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука. 
Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху! 
Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду. 
«Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!» 
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась: 
– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота! 
Ударила его коромыслом и выгнала вон. 
Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес. 
Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать: 
– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота… 
– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза. 
Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны. 
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать. 
– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха. 
– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут! 
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе. 
Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки. 
Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала. 
Говорит она старику: 
– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали! 
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить: 
– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали! 
Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику: 
– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные! 
Вернулся старик домой, открыл двери. 
– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать! 
И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко. 
Так-то вот и стали они оба медведями.

Дорогая шкура

Карельская сказка

Однажды тугодумовский мужик отправился в соседнюю деревню в гости к куму. Приходит, а у кума лошадь пала, и он с нее шкуру сдирает.
— Что ж это ты, — удивляется, — среди зимы, в самый извоз, лошадь зарезал?
Решил кум подшутить над гостем:
— А теперь, — говорит, — лошадиные шкуры больно дорогие. За одну шкуру я выручу столько денег, что смогу десять лошадей купить.
Кум, как услышал это, тут же повернул назад.

Прибежал домой, заколол свою лошадь, стал шкуру сдирать.
— Что ты делаешь? — спрашивают соседи.
— А нынче, — говорит, — в соседней деревне все лошадей режут! Шкуры в Петрозаводске дорого ценятся. Поеду туда, продам — на десять лошадей денег выручу!

Мужики всех лошадей в деревне и закололи. Весной ни пахать, ни сеять не на чем было.

Про бедняка Момэта и богатого барина

Коми народная сказка

 

 

Жил в деревне один парень. Как его отец с матерью звали — никто не знал. Все его Момэтом величали. Это если человек простоват да себе на уме, с хитрецой, — так его в народе Момэтом зовут, какое бы имя он при рождении ни получил.


  Шёл он как-то лесом. А лес был барский, а барин был злой и жадный.
  Вот идёт Момэт, за плечом у него ружьё, и вдруг видит, притаился под деревом заяц. Ну как тут охотнику пройти мимо! На то он и охотник, чтобы всякое лесное зверьё стрелять. Вскинул Момэт ружьё и с одного выстрела подбил зайца. Подобрал его и пошёл дальше.
  «Вот это повезло! — думает. — Не один день поем досыта!»
  Только не так уж ему повезло. Как раз поблизости барин гулял и при нём слуги его верные.


  Барин кричит:
  — Как ты, такой-сякой, смеешь здесь охотиться? Ты что, не знаешь, что лес и звери мои, барские?
  Момэт просит его, молит:
  — Прости, батюшка-барин, заяц ведь не медведь. Ну какая ему цена?
  — Да я тебя за медведя на всю жизнь в тюрьму бы засадил! — кричит барин. — Про медведя и думать не смей!
  — Не смею, барин, не смею! На своей корове увижу медведя — и то не трону. А уж зайца прости мне!


  — Не прощу! — твердит барин. — Эй! — приказывает он слугам. — Ведите этого вора в город. Пусть его строгим судом судят.
  Схватили барские слуги Момэта и потащили в город — на суд, на расправу. И вышло ему наказание: за то, что убил зайца в барском лесу, сидеть ему в тюрьме два года.
  Видать, там, где лес барский, — там и закон барский.


  Отсидел Момэт положенный срок и когда-некогда вернулся домой. Живёт он и радуется, а пришло время — взял ружьё и на охоту собрался. Чтобы дорогу сократить, решил он через барский лес идти. О том, чтобы в барском лесу охотиться, Момэт и думать не смеет. По сторонам смотреть и то боится. Узнал, каков барский суд.
  И вдруг слышит Момэт, ну не своим голосом кричит кто-то, на помощь зовёт. Побежал он на этот крик и видит: лежит на земле барин, а над ним медведь. Огромный, страшный. Пасть разинул, одной лапой придавил барина, а другую над ним занёс.


  — Спаси, Момэт, голубчик? — просит барин. — Стреляй скорее? Вот уж повезло мне, что ты мимо шёл?
Повезло, да не очень. Не хочет Момэт стрелять.
  — Что ты, барин,— говорит Момэт. — Ты ведь сам грозил, что за медведя на всю жизнь в тюрьму засадишь. И лес — твой. И медведь — твой. Не смею я здесь стрелять.
  — Да я тебе век благодарен буду, — чуть не плачет барин. — Стреляй скорее? Избавь от смерти!


  — Нет, барин, никак мне нельзя стрелять, — говорит Момэт. — Не могу я твой приказ нарушить. Я твоего медведя пальцем тронуть не смею, не то, что застрелить.
  Сказал — и пошёл своей дорогой.
  А барину тут и конец настал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Пейзаж родной земли»

К концу урока дети должны ознакомиться с разнообразием пейзажных сюжетов, понять роль искусства в понимании красоты природы родного края....

Конспект урока и презентация к уроку ИЗО "Осенний пейзаж родной Земли"

конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение...

Презентация к урокру "Мы - дети родной земли"

Презентация к уроку "Мы - дети родной земли"...

конспект урока "Пейзаж родной земли"

конспект урока по ИЗО в 4 классе на тему "Пейзаж родной земли"...

Мы - дети родной земли

Окружающий мир 4 класс...