Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Захряпина Ольга Анатольевна

Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_4_okruzhayushchiy_mir.doc680 КБ

Предварительный просмотр:


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

4 КЛАСС

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  1. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за схранение её природного и культурного наследия
  2. умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  3.  чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  4.  осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  5. понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  6. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  7. уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  8. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  9. осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  10. самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  11. эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  12. этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  13. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  14. установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  15. мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  1. понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  2. сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  3. ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  4. выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  5. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  6. планировать свои действия;
  7. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  8. самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  9. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  10. контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  11. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  12. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  1. понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  2. осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  3.  выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  4. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  5. понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  6. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  7. осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  8. устанавливать причинно-следственные связи;
  9. строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  10.  строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  11. проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  12. ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  13. моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  1.  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  2. формулировать ответы на вопросы;
  3. слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  5. формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  6. аргументировать свою позицию;
  7. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  8. признавать свои ошибки, озвучивать их;
  9. употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  10. понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  11. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  12.  готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  13. составлять рассказ на заданную тему;
  14. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  15. продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  16. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  17. использовать речь для регуляции своего действия;
  18. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  19. достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  •  находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  •  называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  •  называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

4 класс

 

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна -                       естественный         спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край – часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

       Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй - последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

Характеристика  деятельности учащихся

1. Земля и человечество

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

2. Природа России

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах  и обсуждать полученные сведения. Оценивать уровень своего интереса к изученным темам. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

3. Родной край – часть большой страны

Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

4. Страницы Всемирной истории

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

5. Страницы истории России

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

6.  Современная Россия

Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Подготавливать небольшие сообщения  о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Объяснять символический смысл основных     изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ. Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села). Оценивать своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (67 часов)

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

1

Земля и человечество

10

2

Природа России

11

3

Родной край – часть большой страны

12

4

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

4 класс

п/п

дата

тема урока

                                                                планируемые результаты

                                                                 (в соответствии с ФГОС)

требования к подготовке учащихся

(предметные требования)

универсальные учебные действия

(УУД)

1 триместр

22 часа

Земля и человечество  

1

1 неделя

Мир глазами астронома.

Познакомятся  с правилами пользования учебником; целями и задачами раздела.

Научатся  рассказывать о мире с точки зрения астронома; оперировать понятиями: астрономия, астроном, Солнце, Солнечная система, небесные тела, Вселенная, Млечный Путь.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих; мотивировать свои действия.

2

2неделя

Планеты Солнечной системы.

Загадки Плутона.

Научатся называть планеты Солнечной системы в правильной последовательности в порядке удаления от Солнца; устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осознавать возникающие трудности, искать их причину и пути  преодоления.

Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.

3

2 неделя

Звездное небо – великая книга Природы.

Сформируют представление о звёздах.

Научатся распознавать созвездия как участки звёздного неба определять направление на север по Полярной звезде.

Разовьют умение находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе.

Регулятивные: осознавать границы собственных знаний о природе; определять цели и задачи усвоения новых знаний.

 Познавательные: делать обобщения, выводы; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; уметь применять знания в жизненных ситуациях.

 4

3 неделя

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Необычные географические названия.

Познакомится с географией как наукой; сформируют  представление о глобусе и географической карте.

Научатся сравнивать глобус и карту полушарий; рассказывать о мире с точки зрения географа.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу.

Познавательные: выполнять учебные задачи; высказывать предположения.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

5

3 неделя

Пояса Земли.

Узнают о тепловых  поясах Земли, об

условиях жизни на Земле: свет, тепло.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: воспроизводить по памяти  информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

6

4 неделя

Мир глазами историка.

Сформируют представление об истории как науке.

Научатся  рассказывать о мире с точки зрения историка.

Регулятивные: ставить учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель; искать и находить дополнительную информацию; осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме.

 Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

7

4 неделя

Когда и где?  История - путешествие в глубь времён

Научатся оперировать понятиями  «век», «тысячелетие», «летосчисление»;  работать с исторической картой; описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени.

Регулятивные: ставить учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель; искать и находить дополнительную информацию; осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме.

 Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять желание больше знать.

8

5 неделя

Мир глазами эколога.

Семь чудес света: сохранённое и утраченное.

Научатся  рассказывать о мире с точки зрения эколога; использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на  природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать  в ее охране.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осознавать своё единство с окружающим миром.

9

 5  неделя

Сокровища Земли под охраной человечества.

Самые редкие полезные ископаемые.

Познакомятся  с объектами Всемирного наследия; с международной Красной книгой.

Научатся определять основные причины сокращения численности животных и растений; меры, необходимые для охраны;  использовать знания для оценки воздействия человека на природу.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: вести себя экологически грамотно в природной среде; осознавать личную ответственность за состояние природной среды.

10

6 неделя

Проверочная работа.

Обобщение по теме «Земля и человечество».

Покажут уровень знаний и умений  по теме «Земля и человечество».

Научатся различать  объекты Всемирного природного и культурного наследия; предлагать меры по решению экологических проблем.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

        Природа России                                                                                                                                                                                                                                                                              

11

6 неделя

Равнины и горы России.

Классификация равнин.

Научатся различать формы земной поверхности: равнины и горы; находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты.

Регулятивные: формулировать  учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; самостоятельно находить информацию в материалах учебника.

Коммуникативные:  формулировать собственные высказывания.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность); определять причины неудач.

12

7 неделя

Моря, озера и реки России.

Научатся различать виды природных водоёмов; находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты (озёра, реки, моря Северного ледовитого, Тихого и Атлантического океанов)

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: воспроизводить по памяти  информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.

13

7  неделя

Природные зоны России.

Сформируют представление о природных зонах как закономерным чередованием природных зон на территории планеты.

Научатся устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: желать выполнять учебные действия.

14

8 неделя

Зона арктических пустынь.

Сформируют понятие «Арктика».

Научатся находить и показывать на  карте России изучаемую природную зону; описывать характерные особенности природной зоны; рассказывать об экологических связях в данной природной зоне, значении её для человека; описывать природную зону по плану.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

15

 8  неделя

Тундра.

Особенности быта, культуры и традиций северных народов.

Сформируют представление о природной зоне тундре.

Научатся находить и показывать на  карте России изучаемую природную зону; описывать характерные особенности природной зоны; рассказывать об экологических связях в данной природной зоне, значении её для человека; описывать природную зону по плану.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: самостоятельно  находить  информацию в материалах учебника; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.

16

9 неделя

Леса России.

Лес и человек.

Сформируют представление о природной зоне лесов.

Научатся находить и показывать на  карте России изучаемую природную зону, её части (тайга, смешанные  и широколиственные леса); описывать характерные особенности природной зоны; рассказывать об экологических связях в данной природной зоне, значении её для человека; описывать природную зону по плану.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: умения извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты.

Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: выражать положительное отношение к  учению, к  познавательной деятельности.

 

17

9 неделя

 Зона степей.

Сформируют представление о природной зоне степей.

Научатся находить и показывать на  карте России изучаемую природную зону; описывать характерные особенности природной зоны; рассказывать об экологических связях в данной природной зоне, значении её для человека; описывать природную зону по плану.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: способность к самооценке своих действий, поступков.

1 8

10 неделя

Пустыни.

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного в первой четверти.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

19

10 неделя

У Чёрного моря.

Уникальная природа Крыма.

Сформируют представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Научатся находить и показывать на  карте России изучаемую природную зону; описывать характерные особенности природной зоны; рассказывать об экологических связях в данной природной зоне, значении её для человека; описывать природную зону по плану.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: сравнивать различные объекты; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

20

11 неделя

Контрольная работа

по разделу «Природа России»

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного по теме.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; выявлять известное и неизвестное.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

21

11 неделя

Анализ контрольной работы.

Повторение и обобщение по теме «Природа России».

Научатся анализировать и исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе; соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения задания.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной формах; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Родной край – часть большой страны                                                                

22

12 неделя

Наш край.

Научатся  показывать на карте родной край; ориентироваться в разнообразии растительного и животного мира своего края; раскрывать взаимосвязи природы и человека; рассказывать о крае по плану.

 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; самостоятельно  находить  информацию в материалах учебника.

 Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

                             II триместр

                               22 часа

1

12 неделя

Поверхность нашего края.

Научатся  показывать на карте родной край; описывать формы земной поверхности; оперировать понятиями «овраг», «балка», «карьер», «терриконы».

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: работать в папах и малых группах.

Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего края.

2

13 неделя

Водные богатства нашего края.

Как создавали водохранилища.

Научатся  показывать на карте водоёмы родного края; ориентироваться в естественных и искусственных водоёмах.

Узнают о значении водных объектов и их охране.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: работать в парах и малых группах.

Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего края.

3

13  неделя

Наши подземные богатства.

Сформируют представление о полезных ископаемых своего края.

Научатся называть, различать и сравнивать изученные полезные ископаемые; рассказывать об их применении, свойствах, способах добычи и охраной.

Регулятивные: формулировать  учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: вести себя экологически грамотно в природной среде.

 4

14 неделя

Земля – кормилица.

Сформируют представления о различных видах почв и их составом; природоохранительной деятельностью человека; о значении почвы для живых организмов.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: выражать положительное отношение к  учению, к  познавательной деятельности.

5

14 неделя

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Красная книга Подмосковья.

Научатся выявлять экологические связи в лесу; описывать данное природное сообщество по плану; предлагать пути решения экологических проблем.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: самостоятельно  находить  информацию в материалах учебника; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

 6

15 неделя

Жизнь луга.

Луг – природное сообщество.

Научатся выявлять экологические связи на лугу; описывать данное природное сообщество по плану; предлагать пути решения экологических проблем.

Регулятивные: формулировать  учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:   извлекать нужную информацию; устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: проявлять  положительное отношение к  учению.

7

15 неделя

Жизнь в пресных водах.

Научатся выявлять экологические связи в пресных водоёмах; описывать данное природное сообщество по плану; предлагать пути решения экологических проблем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

8

16 неделя

Растениеводство в нашем крае.

Новейшие технологии выращивания растений.

Сформируют представления о растениеводстве в своём крае; познакомятся с отраслями растениеводства.

Расширят знания о культурных растениях.

Научатся выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; различать зерновые культуры.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: приобретать новые знания, умения.

9

16 неделя

Незаметные  защитники   урожая.

Научатся устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

10

17 неделя

Животноводство в нашем крае.

Сформируют представления о животноводстве  в своём крае; познакомятся с отраслями животноводства.

Научатся выявлять зависимость животноводства  в регионе от природных условий.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

11

17 неделя

Контрольная работа по разделу «Родной край – часть большой страны»

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного по теме.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: работать в парах и малых группах.

Личностные: проявлять интерес к природе своего края.

        Страницы всемирной истории  

12

18 неделя

Работа  над ошибками.

Начало истории человечества.

Научатся анализировать и исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе; соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения задания.

Научатся определять по ленте времени длительность исторических периодов; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; рассказывать о жизни и быте первобытных людей.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: самостоятельно  находить  информацию в материалах учебника; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проводить самооценку своих действий.

 13

18 неделя

Мир древности: далекий и близкий.

Загадки пирамид Египта.

Научатся определять по ленте времени длительность исторических периодов; рассказывать о жизни и быте людей в древнем Египте, Греции и Риме.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять  положительное отношение к  процессу познания.

14

19 неделя

Средние века: время рыцарей и замков

.

Научатся определять по ленте времени длительность исторических периодов; рассказывать о жизни и быте людей в Средние века.

Узнают о достижениях Средневековья.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

15

19 неделя

Новое время: встреча Европы и Америки

Научатся отличать эпоху Нового времени от других эпох; находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

Узнают о знаменитых людях Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих; мотивировать свои действия.

16

20 неделя

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Узнают о знаменитых людях XX века, их достижениями и изобретениями, открытиями учёных.

Научатся определять по ленте времени длительность исторических периодов.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять  желание больше знать.

17

20 неделя

Обобщение по теме: «Страницы всемирной истории».

Проверочная работа.

Научатся определять по ленте времени длительность исторических периодов; рассказывать о жизни и быте людей в разные эпохи.

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного по теме.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: самостоятельно  выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

        Страницы истории Отечества  

18

21 неделя

Жизнь древних славян.

Религиозные представления древних славян.

Научатся различать географическую и историческую карту; показывать на исторической карте изучаемые объекты; рассказывать о жизни древних славян.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осознавать единство с окружающим миром.

19

21 неделя

Во времена Древней Руси.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; рассказывать о жизни людей во времена Древней Руси.

Узнают об устройстве древнерусского города, русских князьях, важных исторических событиях.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: самостоятельно  выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

20

22 неделя

Страна городов.

Узнают о городах X – XI веков Киеве и Новгороде.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

21

22 неделя

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Берестяные грамоты.

Узнают о возникновении славянской азбуки, письменность на Руси.

Научатся понимать роль летописей, рукописной книги в развитии русской культуры.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: формулировать собственные мысли.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

22

23 неделя

Трудные времена на Русской земле

Узнают о героических страницах истории Отечества.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты;  рассказывать о военном деле на Руси.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять  внимание, желание больше знать.

3  триместр

                              23 часа

1

23 неделя

Русь расправляет крылья.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; рассказывать о возрождении Руси после освобождения от монгольского ига.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих; мотивировать свои действия.

 2

24 неделя

Котрольная работа  за

2  триместр

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного в третьей четверти.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осознавать единство с окружающим миром.

3

24 неделя

Куликовская битва.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение события для истории Отечества.

Узнают о подвигах защитников Руси

 

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: целостно воспринимать окружающий мир.

 4

25 неделя

Иван Третий.

Узнают о Москве времён Ивана Третьего;  о личности и вкладе этого человека в развитие России.

Научатся сравнивать достижения при правлении  Ивана Третьего, Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

 5

25 неделя

Мастера печатных дел.

Узнают о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатании

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять  внимание, желание больше знать.

6

26 неделя

Патриоты России.

Научатся оперировать понятиями «патриот», «патриотизм»; объяснять значение народного ополчения для защиты Отечества от врага; показывать на исторической карте изучаемые объекты.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих; мотивировать свои действия.

7

26 неделя

Пётр Великий.

Узнают о времени правления Петра I, его личности, реформах.

.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

8

27 неделя

Михаил Васильевич Ломоносов.

МГУ им.

М.В. Ломоносова.

Узнают о жизни и деятельности

М.В. Ломоносова, его вкладе в развитие России.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: целостно воспринимать окружающий мир.

9

27 неделя

Екатерина Великая

.

Узнают о жизни в России во времена правления Екатерины Второй.

Научатся рассказывать о её реформах

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

10

28 неделя

Отечественная война 1812 года.

Узнают об историческом периоде Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение события для истории Отечества

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:  самостоятельно  выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

11

28 неделя

Проверочная  работа.

Страницы истории XIX века.

Узнают  о  жизни в  России в XIX веке, о технических изобретениях того времени.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение событий для истории Отечества

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

12

29 неделя

Россия вступает в  XX век.

.

Узнают о важнейших  событиях в России в начале XX  века.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение событий для истории Отечества

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:  самостоятельно  выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Личностные: проявлять  внимание, желание больше знать.

13

29 неделя

Страницы истории 1920-1930-х годов.

Узнают о жизни России в 1920-30-е годы.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение событий для истории Отечества.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

14

30 неделя

Великая Отечественная война и Великая Победа.

Страницы семейной славы.

Узнают о Великой Отечественной войне и ее героях.

 Сформируют в сознании  образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение событий для истории Отечества.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих; мотивировать свои действия.

15

30 неделя

Страна, открывшая путь в космос.

Узнают о жизни страны в послевоенное время.

Осознают особую роль России в мировой истории.

Научатся показывать на исторической карте изучаемые объекты; раскрывать значение событий для истории Отечества

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Личностные: проявлять  внимание, желание больше знать.

        Современная Россия  

16

31 неделя

Проверочная работа.

Основной закон России и права человека.

Узнают о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека.

Научатся соотносить права одного человека с правами других людей; различать права и обязанности гражданина.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

17

31 неделя

«Дети имеют право на особую  заботу  и  защиту.

 Узнают о правах из Конвенции о правах ребёнка.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.

18

32 неделя

Мы – граждане России.

Узнают о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.

19

32 неделя

Славные символы России.

Научатся различать и называть государственные символы современной России.

.

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:  самостоятельно  выделять и формулировать познавательные цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

20

33 неделя

Такие разные праздники.

Научатся различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; описывать государственные праздники, традиции народов России

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; самостоятельно находить информацию в материалах учебника.

Коммуникативные:  формулировать собственные высказывания.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность); определять причины неудач.

21

33 неделя

Обобщение по разделу «Современная Россия»

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного по теме

Регулятивные: формулировать  учебные задачи; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищать результат; оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: владеть навыком смыслового чтения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: проявлять внимание,  желание больше знать.

22

34 неделя

Итоговая годовая контрольная работа

Научатся работать самостоятельно.

Покажут уровень  знаний, умений и навыков  освоения материала, изученного за год.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные:  осознавать познавательную задачу; выявлять известное и неизвестное;  читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

23

34 неделя

Анализ контрольной работы.

Путешествие по России.

Научатся анализировать и исправлять ошибки, допущенные в контрольной работе; соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения задания.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в графической, изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия; делать обобщения, выводы; извлекать информацию; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Коммуникативные:   высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

 Итого: 67 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...