Окружающий мир 4 класс. Урок "Степь"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Маркова Марина Викторовна

Урок 4 класс Окружающий мир "Степь" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir._step.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "Степь" 4 класс

Автор: Маркова Марина Викторовна


Цели:

Образовательные: 
- познакомить учащихся с географическим положением Зоны степей, растительным и животным миром степной зоны, экологическими проблемами;

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой  и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: 
- умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; 
- определять план выполнения заданий на уроке; 
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом; 
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; 
- использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; 
- оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.

Коммуникативные УУД: 
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; 
- читать вслух и про себя тексты учебников; 
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Познавательные УУД: 
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать географическое положение Зоны степей, растительный  и животный мир степной зоны, экологические проблемы.

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; корректировать выполнение задания в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.  (Регулятивные УУД).

Умениеоформлять свои мысли в устной  и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия : географическое положение, климат, природные зоны…..

Межпредметные связи Окружающий мир

Ресурсы:

- основные Федотова О.Н. и др. Наш мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр.

- Тетрадь для самостоятельной  работы № 1. Окружающий мир. О.Н. Федотова

- дополнительные – дополнительный печатный материал, нетбуки с презентациями, иллюстративный материал.

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

 

Ход урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- наметить шаги учебной деятельности. 

- Здравствуйте. Начнём урок. Мы знаем плодотворный труд – залог нашей успешности.  Пожелаем себе успешной работы. 

2. Актуализация знаний:

- Над каким разделом мы работаем? (Путешествие по природным зонам России)                                                                     СЛАЙД1

Дайте определение природной зоне (Пространства с похожими природными условиями, характерной растительностью и животным миром.) 

- Проверим, как хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

- Соотнесите отрывок из текста с названием природной зоны: СЛАЙД 2

1. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Полгода здесь день и полгода ночь.

Территория не имеет коренного населения.  (Ледяная зона)

- Покажите на карте

- У вас на парте карточки с изображениями растений и животных.

- Какие растения можно встретить в ледяной зоне?

- А каких животных?

СЛАЙД 3

2. Деревья здесь не растут. Прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Мхи и лишайники  господствуют всюду. (Тундра)

- Покажите на карте

(ЗАСЕЛИТЬ)

СЛАЙД 4

3. Здесь тёмные хвойные леса переходят в широколиственные. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана. (Зона лесов)

- На какие группы  мы подразделяем зону лесов?

- Хвойные – тайга, смешанные и широколиственные леса.

- Покажите на карте

(ЗАСЕЛИТЬ)

3. Формулирование темы урока:

- Посмотрите на парты, что вы заметили?

- Остались лишние карточки.

- Как вы думаете, для чего?

- Для изучения новой природной зоны.

Откроем ещё одну страничку природы России.

- Послушайте ещё один отрывок и постарайтесь определить  тему урока:

СЛАЙД 5

Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц и орлов.

 - Тема нашего урока – зона степей.

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

1

2

3

4

- Какие источники информации нам помогут?

- Учебник, дополнительный материал, презентации, справочный материал.

4. Формирование новых знаний:

- Для решения поставленных задач, мы разобьёмся на группы.

1. группа – географы

2. группа - ботаники

3. группа – зоолог

4. группа – экологи 

- У каждой группы есть свой план – задание с указанием источников информации и последовательностью действий.

- Напоминаю руководителям групп – вы должны оценить работу членов группы.

Приложение:

План-задание Географам:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 95.
  2. Определить по карте место расположения зоны степей.
  3. Просмотреть презентацию.
  4.  Просмотреть дополнительный материал.
  5. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации. 

План-задание Ботаникам:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 98.
  2. Просмотреть презентацию.
  3.  Просмотреть дополнительный материал.
  4. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации.

План-задание Зоологам:

  1. Прочитать текст учебника на с. 99.
  2. Просмотреть презентацию.
  3.  Просмотреть дополнительный материал.
  4. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации. 

План-задание Экологам:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 101-103.
  2. Просмотреть презентацию.
  3.  Просмотреть дополнительный материал.
  4. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации. 

ФИЗ. МИНУТКА

 

5. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися:

- Все группы провели свои исследования и готовы поделиться с нами своими материалами.

- Все данные мы заносим в таблицу, продолжая работу над проектом «Природные зоны»

- Слово предоставляется географам. 

СОПРОВОДИТЬ СЛАЙДАМИ

Географы (СЛАЙД 6-7)

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе.

Степи – обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения.

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха.

Ботаники: (СЛАЙД 8-10)

Степи – это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Они растут на плодородной почве.

Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества.

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. 

ЗАСЕЛИТЬ

Зоологи. (СЛАЙД 11-16)

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами.

Животные приспособились к жизни в степи. Например сайгаки способны к быстрому бегу и это часто спасает их от волков. Некоторые животные в период зимних холодов или летней бескормицы впадают в спячку – это суслики, сурки, черепахи и ящерицы. 

ЗАСЕЛИТЬ

Экологи: (СЛАЙД 17-18)

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены – степной орёл, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда на полях не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

ВЗАИМОПРОВЕРКА   ТАБЛИЦЫ.

5. Рефлексия:

- Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами?

- Оцените свою успешность на уроке, закончив заполнение оценочного листка.

6. Итог урока 

7. Д/з: учебник с.95-103, пересказ, тетрадь с.33-34 №53-54 на выбор; отметить на контурной карте зону степей

 

Дополнительный материал для групповой работы

Географы:

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе.

Степи – обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения.

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха.

Ботаники:
Степи – это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Они растут на плодородной почве.

Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества.

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарять меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Зоологи.

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами.

Животные приспособились к жизни в степи. Например сайгаки способны к быстрому бегу и это часто спасает их от волков. Некоторые животные в период зимних холодов или летней бескормицы впадают в спячку – это суслики, сурки, черепахи и ящерицы.

Экологи:

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены – степной орёл, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда на полях не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.  

Ученик(ца) 4 «А» класса ______________

С какими высказываниями вы согласны
(поставьте +)

  • Я узнал где расположена зона степей и смогу показать на карте.
  • Я узнал какие растения произрастают в степи и какие животные обитают.
  • Я узнал какие экологические проблемы решаются в степной зоне.
  • Я хочу ещё больше получить информации.
  • За урок я поставлю себе  _____ (оцени себя)

План-задание Географам:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 95.
  2. Определить по карте место расположения зоны степей.
  3. Просмотреть презентацию.
  4. Просмотреть дополнительный материал.
  5. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации. 

План-задание Ботаникам: 

  1. Прочитать текст учебника  на с. 98.
  2. Просмотреть презентацию.
  3. Просмотреть дополнительный материал.
  4. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации.

План-задание Зоологам:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 99.
  2. Просмотреть презентацию.
  3.  Просмотреть дополнительный материал.
  4. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации.

План-задание Экологам:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 101-103.
  2. Просмотреть презентацию.
  3. Просмотреть дополнительный материал.
  4. Найти информацию, которая соответствует слайдам презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...