Разработка урока окружающего мира на тему "Зима. Зимние месяцы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Пономарева Лариса Николаевна

Урок окружающего мира разработан для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Материал размещён на сайте: http://magistr42.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока окружающего мира по ФГОС.

Тема урока: «Зима. Зимние месяцы».

ФИО:  Пономарёва Лариса Николаевна.

Место работы: МБОУ Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Г.С. Боровикова.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 класс.

Тема раздела, номер урока в теме: «Зима», № 1.

Базовый учебник: Перспектива. Окружающий мир. 2 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. М.: «Просвещение»,  2012 г. 

  1. Цели  урока: создать условия для обобщения жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы; учить находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев, описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме, используя выразительные средства родного языка; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
  2. Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе.

  1.  Планируемые предметные результаты: уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.
  2. Тип урока: урок открытия новых знаний.
  1. Организация пространства: фронтальная работа, в группах, самостоятельная.
  2.  Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
  3. Ресурсы: учебник, портрет Зимушки – Зимы, таблички с древнеримскими и современными  названиями зимних месяцев, репродукции картин И.И. Шишкина «Зима», А.К. Саврасова «Дворик. Зима», карточки для этапа рефлексии, возможна презентация.
  4. Структура и ход  урока

Структура и ход  урока.

  1. Организационный момент урока. Психологический настрой.

Цели:

актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению.

Мы рады сегодняшнему дню!

Мы рады встрече друг с другом!

Мы рады познавать себя и окружающий мир!

И это здорово!

  1. Актуализация опорных знаний.

Цели:

актуализировать  личностный смысл обучающихся к изучению темы; организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия.

- Ребята, отгадайте загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь –

В спячку впал в бору медведь!

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  

(Зимой!)

- Ребята, как вы догадались, что речь идёт о зиме?

- О каких приметах зимы говорится в загадке?

- Вы догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О зиме.)

- Посмотрите, у нас в гостях сама Зимушка – Зима! Пришла она к нам не с пустыми руками, а с подарками – зимними загадками! Я думаю, что многое о зиме вам уже известно,  вы без труда сможете отгадать загадки нашей гостьи!

Загадки Зимушки – Зимы:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цели:

выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Зимушка – Зима к нам пожаловала не одна. С ней пришли к нам в гости её верные спутники. Кто же они?

(На доске карточки с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус.)

- Ребята, вам нужно отгадать, как зовут спутников Зимушки – Зимы. Попробуйте перевести их имена на русский язык! ( Декабрь, январь, февраль.)

- О чём мы сегодня узнаем на уроке? (О зимних месяцах.)

  1. Открытие нового знания.

Цели:

Организовать постановку цели урока, организовать постановку совместного плана действий, определить средства.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа.

- В народе о зиме говорят так: «У Зимы изо льда корона , из инея перстенёк, снегом низан поясок».

- О каких явлениях природы говорится в народном присловье о зиме?

- Расскажите, какая зима у нас?

- Какие осадки бывают зимой?

- Какая температура воздуха?

- Что происходит с водоёмами?

- Как долго длится зима у нас?

- Назовите зимние месяцы по порядку.

  1. Первичное закрепление.

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение, принимать решение.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

1.  Работа по учебнику (с. 6).

- Зимушка – Зима приглашает нас совершить путешествие в прошлое и узнать, как назывались зимние месяцы в старину.

- Мы с вами разделимся на группы (1, 2, 3 ряд). Первая группа отправится добывать знания о декабре, вторая группа – о январе, третья группа – о феврале. Помогать в нашем путешествии нам будет Книга Знаний – наш учебник! В добрый путь, ребята!

2. Сообщения учащихся.

Декабрь -  студень, студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень, ледостой, ледостав, годопроводец.

Январь – просинец, лютовей, сечень, перелом зимы, перезимье.

Февраль – снежень, бокогрей, кривые дороги, снегосей, крутень, межень.

- Какие зимние признаки отражены в названиях месяцев? Что означают старинные названия месяцев?

4. Инсценировка «Зимние месяцы рассказывают о себе».

 (Принимают участие 3 заранее подготовленных ученика.)

Декабрь: «Я – месяц годопроводец, месяц хмурого неба, ранних вечеров и тёмных долгих ночей. В народе про меня говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает!»».

Январь: «А я - месяц январь – зимы государь.  Макушка зимы! В пору моего владычества на матушке Земле солнце сияет ярче на синем ясном небе. Оттого и называют меня просинец. Стою между декабрём и февралём, секу зиму пополам. За то и зовут меня сечень. В народе про меня говорят так : «Январь – ломонос: береги свой нос!»».

Февраль: «Я – февраль – бокогрей, крутень, нежень, снегосей! У меня два друга – февраль да вьюга! Стою на рубеже между зимой и весной. За то и зовут меня межень. Ведь старинное русское слово «межа» значит «рубеж», «граница» В пору моего владычества дни растут, а ночи становятся короче».

  1. Физкультминутка.

Мы - снежинки, мы – пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок –

И умчался весь снежок.

  1. Включение в систему в систему знаний и повторение.

Цели:  

Организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прослушанным текстом.

Познавательные УУД: находить в тексте учебника, предложенном тексте необходимую информацию, работать с ней.

По деревьям серебристая

Перекинулась фата –

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя берёзка грустная

Не могла узнать сама –

Так украсила искусная

Ветки деревца зима!

Работа с учебником (с. 4 – 5).

- Зимушка – Зима приглашает нас в творческую мастерскую знаменитых художников А.К. Саврасова  и И.И. Шишкина. Посмотрите, перед вами репродукции картин.

- Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили на своих картинах художники? (И.И. Шишкин изобразил декабрь, а А.К. Саврасов – февраль.)

- Как вы об этом догадались? Какие признаки этих месяцев вы увидели на картинах?

- Как вы думаете, художникам нравится зима?

- С помощью чего они показывают своё восхищение зимним пейзажем?

- Зимушку и саму можно назвать великой художницей. Разве не вызывают наше восхищение зимние наряды деревьев и кустов, морозные узоры на стекле, изящные снежинки… Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника» .

Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок).

        Первой вызвалась написать картину Зимушка – Зима.

        Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

        Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

        Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит.

        Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть.

        Заглянула Зима в лес. «Его – то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

        Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

        А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

        Хорошая получилась картина зимнего леса!

- Ребята, вам понравилась картина, которую нарисовала Зимушка – Зима?

  1. Рефлексия.

Цели:

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Закончите предложения:

- Просинец, лютовей, сечень, перелом зимы, перезимье - ... (январь)

- Студень, студный, стужайло, холодень, лютовей, лютень, ледостой, ледостав, годопроводец - … (декабрь)

- Снежень, бокогрей, кривые дороги, снегосей, крутень, межень - ... (февраль)

2. Назовите зимние месяцы по порядку.

3. Оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных снежинок:

Синяя снежинка – я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал (а) себя уверенно.

Зелёная снежинка – я работал (а) хорошо, но не в полную силу. Испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

Коричневая снежинка – сегодня не мой день.

  1. Подведение итогов урока.

- Вот и пришла пора прощаться. Зимушке – Зиме и её спутникам  пора в путь – дорожку!

- Давайте вспомним самое главное, о чём мы говорили во время встречи  с нашими гостями.

- Порадуем их своими творческими способностями – сочиним синквейн о зиме.

Зимушка – Зима!

Удивительная, великолепная, волшебная!

Пришла, удивила, заворожила!

Одела всю землю в белоснежный наряд!

Красота!

  1. Домашнее задание.
  1. Нарисовать Зимушку или её спутников.
  2. Прочитать текст в учебнике на с. 4 – 7, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" по программе Песпектива...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Урок окружающего мира на тему "Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Цель урока: уметь соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края.  Организационный момент...

Разработка урока Окружающий мир 1 класс: «Февраль – месяц метелей и вьюг»

УМК: Начальная школа XXI века.разделе «Родная природа». Роль данного урока – способствовать развитию наблюдательности, воспитание заботливого  отношения к птицам, животным.Тип у...

Урок окружающего мира 2 класс " Зимние изменения в природе"

quot; Зимние изменения". Данный материал поможет  учителю  в подготовке к уроку окружающего мира 2 класс по теме " Зимние изменения в природе"...

Презентация к уроку окружающего мира "Путешествие в зимний лес"

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о жизни животных в зимний период.  Задачи:Обобщить представления учащихся о зимней природе;Учить помогать животным и птицам пережить ...