Конспект урока.Кто такие насекомые?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Данный урок направлен на формирование у учащихся новых понятий. На уроке используются ИКТ, здоровьесберегающие технологии и Обогащенной программы (ЕС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий и Обогащённой Программы (ЕС).

Учитель: Трифонова М.Г.

Тема урока: КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?

Класс: 1 («Школа России» А.А. Плешаков)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: традиционный

Цель урока: уточнить представления о насекомых

Задачи урока: 

  1. Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
  2. Развивающая: развивать внимание, умение анализировать, воображение, мышление, речь;
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.

Оборудование для учителя: презентация по теме урока, мультимедиа проектор, картинки с изображением насекомых, бабочки  трёх цветов для самоанализа, изображения Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи.

Оборудование для детей: атлас-определитель «От земли до неба»; учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

.

Ход урока:

I.Организационный момент. (1 мин.)

1,2 – выше голова,

3,4 – плечи шире,

5,6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается?

- Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, цв. карандаши, листок с заданием).

- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).

- Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.

II. Повторение изученного материала. ( 2 мин.)

- На прошлом уроке мы говорили о разнообразии растений. СЛАЙД 1.

Но несмотря на то, что растения так не похожи друг на друга, у них есть общее. МИКС – ПЭА – ШЭА (обучающая структура) – дети смешиваются под музыку, образовывают пары, когда музыка останавливается обсуждают тему: Что есть общеее у растений? СЛАЙД 2.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4. - Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей - лето). Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

- Но кто же они? Догадайтесь!

- В эту пору  здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав. Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели , жуки , а в траве стрекочут кузнечики .

-. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей - пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

 Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые).

- Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

IV. Изучение нового материала.

- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: познакомимся…, научимся отличать… .

Отгадайте загадку. О ком в ней  говорится?

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ.     (БАБОЧКА)      СЛАЙД 5.

 

  1. Работа по учебнику. (стр.32)

 - Рассмотрим бабочку. Находим голову, грудь, брюшко…

- Сколько крыльев у бабочки?

- Сколько мы видим? (2)  Почему?

- Сколько ног? (6)

– Знаете ли вы, как появляются бабочки, хорошо – это вы знаете. 
– А знаете, какую пользу они приносят? Есть такой вид бабочек  «Шелкопряд». Таких бабочек разводят специально, они дают настоящую шелковую нить,  из которой потом прядут ткань, и шьют одежду.   (Показываю куколку-шелкопряд)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ. (Танец маленьких утят).

СЛАЙД 6.

- Кто прилетел к бабочке?

У них тоже есть голова, грудь, брюшко… (показ на слайде).

- Посчитайте количество ног у каждого.

- Что заметили? Что общего у всех?

СТЁ – ЗЕ – КЛАСС (обучающая структура) – дети «перемешиваются», двигаются по классу и записывают как можно больше признаков по которым то или другое животное можно отнести к насекомым.

Вывод:  - Как называют животных, у которых по 6 ног?

СЛАЙД 7.

- Посчитайте кол-во ног у Муравьишки Вопросика.

- Какой вывод делаем?

- Так как же узнать, какое животное – насекомое?

СЛАЙД 8. ВЫВОД: У НАСЕКОМЫХ 6 НОГ.

На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.

- Каких насекомых вы видите на экране?

- Отгадайте, кто  - насекомое?

- Проверим!

СЛАЙД 9. Богомол – насекомое.

- Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом.

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол — насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

V.Межпредметная связь с уроком математики: 

Работа по учебнику. (стр.33)

- Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

- Откуда пошло такое название – «насекомое»? (От слова «насечки» на тельце).

Итак, по какому признаку узнаём насекомых?

ФИЗМИНУТКА .  (СЛАЙД)

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, Прыг-скок!

Стоп! Присели!

Травушку покушали,

Песенку послушали.

Встали и за парты тихо сели.

VI. Расширение представлений детей о многообразии мира насекомых.

- Послушаем о насекомых. Слушать надо внимательно. Потом вы расскажите, что запомнили о насекомых.

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.     (КОМАР)

СЛАЙД  10.

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ: Кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови у животных или у человека, переварят её и летят поближе к воде откладывать яички. Комар-самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром. Писком – дрожанием крылышек – комары «разговаривают» друг с другом. По писку комар различает, куда отправился его собрат: за пищей или от опасности удирает.

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится.      (МУХА)

СЛАЙД 11.

Сообщение уч-ся: У мух глаза видят сразу по многим направлениям. Комнатная муха способна ходить вверх ногами, потому что у неё на лапках есть клейкие подушечки. Мухи находят пищу, обнюхивая её своими усиками, которые называются антеннами. У мухи рот похож на хоботок, с помощью которого они подбирают пищу.

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только мёду не даёт,

Как пчела.                             (ОСА)

СЛАЙД 12.

Сообщение уч-ся: Оса – сластёна: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом. Осы подвешивают своё гнездо на веточках деревьев или на чердаках. Гнездо похоже на шар из серого картона. Бумагу для гнезда осы делают сами. Сначала они соскабливают челюстями крошечные кусочки с дерева, пережёвывают их и смешивают со своей слюной. Из этих комочков осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик. Домик получается тёплый, многослойный. Осы не умеют делать мёд.

Точка, точка,

Два крючка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.                (БОЖЬЯ КОРОВКА)

СЛАЙД 13.

Сообщение уч-ся: Маленького красного жучка с чёрными пятнышками на спинке назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого жучка выступают капельки оранжевой жидкости – «молочка». Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровки. Красный цвет жука как бы говорит: «Не трогай меня, я невкусный!»

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.         (БАБОЧКА)

СЛАЙД 14.

Сообщение уч-ся: Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умрёт. Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколки вылетает бабочка. Питаются бабочки нектаром цветов. А есть такие, которые вообще не едят.

- Итак, что вас удивило, запомнилось, что узнали новое, слушая рассказы о насекомых?

VII.  Работа над проблемной ситуацией.

- Послушайте, о ком я говорю?

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.           (КУЗНЕЧИК)

Летит – гудит,

Сядет – молчит.           (ШМЕЛЬ)

СЛАЙД 15.

КЛОК БАДДИС (обучающая структура)- учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное» время, чтобы обсудить вопрос:

- Почему кузнечик зелёный, а шмель – пёстрый?

VIII. Самостоятельная работа.

Ребята, перед вами лежат листочки с изображением разных видов животных. Ваша задача: раскрасить на листочках только насекомых.

IX.  Проверка работ, подведение итога.

- Кого вы раскрасили, а кого оставили нераскрашеным?

- Итак, как отличить насекомое от других животных?

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей урока?

  • Как отличить насекомых от других животных?
  • Паук – насекомое или нет? Почему?
  • Назовите известных вам насекомых.
  • Что вы о них можете рассказать?
  1. Рефлексия

- У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите красную бабочку. Если вы что-то не поняли – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то возьмите зелёную бабочку.  Теперь этих бабочек мы посадим к Муравьишке.

Спасибо за урок!

insect10

insect3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Что такое зоопарк?"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 1 классе  по программе "Школа России". Учебник:  "Мир вокруг нас" 1 класс, Плешаков А.А....

конспект урока "кто такие насекомые?"

конспект урока по курсу окружающий мир, 1 класс содержит технологическую карту, формируемые УУД, презентацию....

конспект урока "Кто такие птицы?"

урок выполнен по ФГОС в виде технологической карты...

Конспект урока "Что такое почва" Окружающий мир

Конспект урока Окружающий мир "Что такое почва" 3 класс. Знакомство с новым материалом. Групповая работа...

Конспект урока «Что такое хвоинки?» в 1 классе.

На уроке учащиеся учатся проводить сравнение изучаемых объектов разными способами...

Конспект урока "Кто такие птицы?" по окружающему миру в 1 классе

Учить учащихся определять принадлежность животного к своей группе...

Конспект урока "Что такое почва?"

Конспект урока по Окружающему миру по теме "Что такое почва?" составлен в соответствии с ФГОС...