Конспект урока "Что такое почва" Окружающий мир
материал для подготовки к егэ (гиа) по окружающему миру (3 класс) по теме

Иванова Фаина Владимировна

Конспект урока Окружающий мир "Что такое почва" 3 класс. Знакомство с новым материалом. Групповая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_pochva_3_kl.docx553.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Иванова Фаина Владимировна

                                                                      Окружающий мир

                                                   

Тип урока: урок – практикум

Тема урока: « Что такое почва»  3 класс

Цели и задачи:

-сформировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли

-опытным путем установить состав почвы

-развивать умение выполнять лабораторно-практическую работу, умение наблюдать, делать выводы, обобщать

- развивать умение работать в группе

-воспитывать интерес к предмету, природе, 

-воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления состава почвы

Основной структурный элемент урока: опыты и анализ их результатов

Дополнительные структурные элементы урока: постановка цели, обсуждение плана работы и алгоритма действий, оборудование (сухая и влажная  почва, вода, спиртовка, стеклянные  стаканы, воронка, стекло, фильтр, лупы,  штатив, влажные салфетки, инструкции для групп, иллюстрации - презентация)

Форма обучения: групповая  (класс делится на 3 группы.

                                                     

                                                         

                                                         

                                                       Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока

    Я  начну урок со сказки Михаила Ильина и Евгения Сегала «Чудесная кладовая».

   Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него, оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.C:\Documents and Settings\паррорю\Мои документы\Гелла_2498.jpg

  Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть догадались, как она называется?

 (Дети отвечают: «Земля»)

 Вы знаете, что в русском языке есть многозначные слова. Слово земля тоже имеет несколько значений. Назовите.                                                                                 Земля – это планета.

Земля– это суша.634065_1280_1024

    

   

    Земля-  это почва.

 

 Сегодня мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.Dokuchaev.jpg

 2. Работа по теме урока.

Как вы думаете, что такое почва? (Выслушать ответы детей)

                       «Жил на свете человек»

       Почва – верхний  плодородный   слой земли, на котором  растут растения. Наука о почвах называется почвоведение. Её создал русский учёный Василий Васильевич  Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и всюду исследовал почвы.   Он называл почву   кормилицей человека и  считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота. Как вы думаете, почему?

      Главное свойство почвы - плодородие.  В  ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

 А из чего состоит почва?  Сейчас мы это выясним.

Для этого мы вместе проделаем  опыты.   После каждого  опыта вы обсудите увиденное и выскажете своё мнение.

 Опыт 1. (Учитель)  Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло.  Посмотрите на стекло. Что увидели? Через некоторое время стекло станет влажным.

  (Обсуждение  в группах и выводы)

  В почве есть вода. 

Опыт 2.(Учитель) Будем дальше нагревать почву.  Что видите? Вскоре можно увидеть дым и почувствовать неприятный запах.

(Работа в группах и выводы)

Это перегной (гумус).  

                           Работа в группах.

   (Карточки с инструкциями)

Задание №1Внимательно рассмотрите кусочки почвы. Что вы там видите?    Выскажите предположение: что такое перегной?

(Перегной – это разложившиеся останки животных и растений)

                        А теперь вы сами проведете несколько опытов.

          Возьмите карточки с инструкцией.  

Задание №2.   Опыт 3.Бросьте кусочек сухой почвы в воду.

 Понаблюдайте, сделайте выводы.

Из почвы выходят пузырьки.  Это воздух.)

 

Задание №3. Опыт 4. Прокаленную почву, в которой  весь перегной уже сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Подождите некоторое время. Понаблюдайте. Сделайте выводы. 

 ( Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка – глина.)

 

 Опыт 5. (Учитель) Я профильтрую воду, в которой находилась почва. Несколько капель помещу  на стекло, подержу над огнём. Вода быстро испаряется.  Посмотрите, что получилось.  

Обсудите, сделайте выводы.

 ( На стекле остается белый налёт. Это минеральные соли.)

 

Сделаем выводы:

Состав почвы:

  • Воздух;
  • Вода;
  • Перегной;
  • Песок и глина;
  • Минеральные соли;

Задание №4. Опыт 6. Возьмите в руки кусочки влажной почвы. Попробуйте скатать шарик. У вас получилось? Сделайте выводы.

 (Если почва скатывается в шарик, то в ней больше глины, если нет, то песка)

 Учитель: В начале урока я сказала вам, что почва – это верхний плодородный слой. Подумайте и обсудите в группах, что значит плодородная? Какая почва считается плодородной? Чего в ней должно быть больше? Итак, что такое плодородие? От чего зависит плодородие? Обсудите в группах и выскажете своё мнение.

Учитель: Чем больше в почве перегноя (гумуса), тем она плодородней. Такая почва темнее по цвету, её называют чернозём.

                                        «Этот удивительный мир …»

 Василий Васильевич Докучаев написал много научных книг о почвах и выяснил, что  на просторах нашей страны почвы разные: арктические, тундровые, серые лесные, подзолистые,  луговые, болотные, чернозёмные. Главная книга называется «Русский чернозем». Она известна ученым всего мира.  В ней Докучаев рассказал о самой плодородной почве – черноземной.  Эталон  чернозёма был взят в Воронежской области и хранится  сейчас в  Национальном агрономическом институте Франции.   

Работа с учебником:

Прочитайте по учебнику стр. 23 – 25.

 Скажите, что нового вы  узнали  о почве  из учебника?

   Обобщение. (Работают в группах по тестам)

 1.Почва – это верхний _____________________ слой земли.

 2.Перегной – это останки _______________ и _____________________.

 3. Чем больше в почве __________________, тем она плодороднее.

 4. Самая плодородная почва- _________________ .

 5. В состав почвы входят: __________________________________________________________

 6. Рассмотрите рисунок. О чём он говорит?

_____________________________________________________________________11

 Проверка.

Итог урока:

На следующем уроке мы продолжим изучать почву.

А что интересного вы узнали о почве сегодня. Что особенно вас удивило?

Кто захотел больше узнать о почве?

Домашнее задание: стр. 23 – 25 .Выполнить задание на странице 26. По желанию: найти дополнительный материал о почве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект что такое робототехника

конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника...

План - конспект "Кто такие птицы?" 1класс

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе....

Конспект урока "Такой разный огонь: добрый и злой" (ОБЖ)

Цель урока - закрепить знания о противопожарной безопасности....

Конспект занятия "Такие разные деревья"

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о  разнообразии деревьев Ставропольского  края...

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл...

Конспект Кто такие звери

Конспект урока окружающего мира "Кто такие звери?" 1 класс Школа России...