конспект кто такие птицы
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_15_kto_takie_ptitsy.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Кто такие птицы?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц; научатся определять птиц, описывать их.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— С какими группами животных мы уже знакомы? Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.

2. Мотивация учебной деятельности

Музыка пение птиц

3. Работа по теме урока

— Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)

Откройте учебник на странице 36, рассмотрите верхний рисунок. Прочитайте вопрос.

Перед вами рисунки четырёх животных, назовите их. Какие из этих животных умеют летать?

Летучая мышь, белка-летяга и бабочка умеют летать. Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? Умеет, но очень плохо.

Мы знаем, что пингвины и страусы — птицы, но они вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летает — птицы?

Попробуем определить основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц. (У птиц есть перья.)

Правильно. Давайте рассмотрим строение птицы на примере голубя. Назовите органы птицы. Поговорим о них подробнее.

Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна, — толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой нос — у пеликана, а самый маленький — у ласточки. Без носа птица — как мы без рук.

В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев и длина ногу птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами — кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Без перьев птице не обойтись. Они спасают её от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья — это одежда птиц.

Практическая работа

Класс делится на группы. Каждая группа получает по несколько различных перьев и лупы.

— Перья, покрывающие тело птицы, разные. Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это пуховые, мягкие перья. Они помогают птицам сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. Летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.

Хотя перья очень лёгкие, они очень прочные. Мы уже убедились, что перья отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. А что у них общего? Возьмите лупы и рассмотрите их.

У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как они прочно соединены.

В  тетради зарисуйте перья птиц, которые вы сейчас рассмотрели. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте результаты работы.

Птицы летают, чтобы ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов, строить гнёзда повыше. Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Каких птиц мы называли?

Страус— самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях — короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус — высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.

Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв — оружие пингвина в драке.

Ads by optAd360

Рассмотрите изображения других птиц на странице 37. Назовите их. Каких птиц вы видели в городе, за городом? Что вы о них знаете?

Опишите одну из птиц по плану, записанному на доске.

План

Название

Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Окраска оперения

Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

4. Рефлексия учебной деятельности

— С какой группой животных вы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц. Прочитайте вывод в учебнике. Совпадает ли он с нашими наблюдениями? Расскажите о строении птиц.

Посмотрите на нижний рисунок на странице 37. На чём летит Муравьишка? Может ли он летать без дельтаплана? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?

Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?. Мне пришлось удалить несколько слайдов, так как презентация не загружалась....

Кто такие птицы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова)

Кто такие птицы? (презентация к уроку "Окружающий мир" 1 класс к учебнику А.А. Плешакова) ...

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...