Урок окружающего мира по теме:"Кто такие птицы, насекомые, рыбы и звери?" По программе А.А.Плешакова 1 класс.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Антонова Ольга Александровна

Урок- научное заседание с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.zip17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе, автор А.А.Плешаков.  Учитель Антонова О.А.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: урок – научное заседание.

Тема: «Кто такие насекомые, рыбы, птицы и звери?»

Цели урока:

образовательные:

- учить навыкам исследовательской деятельности;

- создать условия для поиска ответа на вопрос: «Кто такие насекомые, рыбы,  птицы и звери?»;

развивающие:

- расширять и углублять знания детей о группах животных;

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать наблюдательность, внимание, интерес к результатам своего труда;

воспитательные:

- воспитывать коммуникативную культуру, бережное отношение к  животным.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А.Плешаков; рабочие тетради; иллюстрации животных; раздаточный материал для работы в группах;

пакетики с пёрышками, чешуёй, шерстью; занимательный и справочный материал.

Ход урока:

этапы урока

методы

приёмы

деятельность учителя

деятельность ученика

результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационное начало урока          

Актуализация опорных  знаний.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Создание проблемной ситуации для определения темы урока.

Изучение нового материала (практическая часть)

Вывод

Хитрый вопрос

Физкульт-минутка

Хитрый вопрос

Вывод

Хитрый вопрос

Вывод

Вывод

Закрепление знаний.

Подведение итогов

Домашнее задание.

Стимулирование

интереса к уче- нию.

Репродуктивный

Наглядный, репродуктивный,

метод контроля и

самоконтроля.

Частично – поис –

ковый, наглядный

Наглядный.

Частично – поиско вый.

Исследовательский.

Частично – поиско-

вый, метод контроля  и самоконтроля.

Стимулирование долга и ответственности.

Исследовательский,

метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Создание эмоциональной ситуации, игра.

П/П Устный опрос ранее изученного материала,

П/У  повторение

информации.

П/П Устный опрос ранее изученного матери ала.  

 П/У Повторение информации

П/П Эвристическая

беседа.

П/У Участие в эвристической бесе

де, выдвижение гипотез.

П/П  Анализ извест

ных  фактов, эвристическая беседа.

П/У  Участие в эвристической беседе.

П/У формирование

учебных гипотез,

сравнение, рассуждение.

П/П  Игра, самостоятельная работа с элементами исследования.

П/У  Частично – мыслительный эксперимент, приём доказательств учебных гипотез.

П/П   Поощрение.

П/У Эксперимент, наблюдение.

- Ой, что это у меня на столе? Письмо. Интересно от кого. Обратного адреса нет. Но столько много вопросов! Может вы догадались от кого оно?

-Вот его первый вопрос: как называют людей, которые много знают, делают открытия, составляют для вас учебники?

-Правильно, а вам хотелось бы стать учёными и тоже делать открытия?

-Сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. Работать будем в группах.

-В конверте ещё что-то есть. Да это загадки.

Интересно для чего Вопросик их положил?

Я предлагаю их отгадать.

(отгадки вывешиваются на доску)

Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её …

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит  в дупло.

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос

- Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, что могло заинтересовать Вопросика?

- А может быть, вы знаете?

На доске прикрепляется табличка ЖИВОТНЫЕ.

- На какие группы можно разделить этих животных?

(Под каждой группой прикрепляются таблички: насекомые, птицы, рыбы, звери.)

-Как вы думаете, о чём хотел спросить нас Вопросик?

- Это и есть тема нашего сегодняшнего заседания. Мы должны ответить на вопросы: «Кто такие насекомые, птицы, рыбы и звери?»  И объяснить это Вопросику.

- А кто из вас, маленькие учёные, может ответить на его вопросы?

-Что нам может помочь?

- Сейчас мы займёмся исследовательской работой.

- Рассмотрите таблицу под №1  и ответьте на мои вопросы:

-Кто изображён на этой таблице?

-Сколько ног у стрекозы, у бабочки, у божьей коровки?

-Какие части тела вы увидели?

-Что есть на голове у насекомого?

-Что отличает насекомых от других животных?

-Так кто такие насекомые?

-Однажды кто–то сказал муравью Вопросику, что он – насекомое. Так ли это?

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны

Кар, кар, кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар, кар, кар.

Только к ночи умолкают

И тихонько засыпают.

Кар, кар, кар.

Работа над таблицей № 2.

-Кто изображён?

-Какие части тела увидели?

-Что особенного заметили?

-У рыбы я не увидела ног. Как же она передвигается?

-Так как мы объясним Вопросику, кто такие рыбы?

Работа над таблицей № 3

-Кто изображён на этой таблице?

- Какие части тела видите?

-Сколько ног у птицы?

-Чем покрыто тело?

Вопросик во дворе увидел курицу и подумал:

       И петь не поёт,

      И летать не летает.

      За что же тогда

      Её птицей считают?

Так кто такие птицы?

Работа по таблице №4.

Задайте свои вопросы.

Сделайте самостоятельно вывод о том, кто такие звери?

Игра «Распредели по группам»

Игра «Найди лишнее»

Игра «Угадай»

-Какие важные открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?

-Кому помогли?

-Понравилось вам быть учёными и делать открытия для себя и для других?

Домашнее задание.

-Я каждому из вас раздам листы с силуэтами животных. Вы определите, что это за животные, к какой группе относятся?

Можете выполнить творческое задание: приклеить чешуйки, шерсть, пёрышки.

Расспросите родителей о том, какие животные живут у вас дома. К каким группам они относятся?

-Да, это Вопросик нам его отправил. Ведь он ещё не умеет писать, а вопросы задавать любит.

-Учёные.

- Да.

дети рассаживаются по группам.

Бабочка.

Пчела.

Сорока.

Сова.

Щука.

Волк

Медведь.

Кто это?

Да, это – животные.

Дети делят их на насекомых, рыб, птиц, зверей.

-Кто такие рыбы, насекомые, птицы и звери?

Дети высказывают свои мнения.

Картинки с  изображением животных, учебник, свои наблюдения.

Насекомые.

Шесть ног.

Голова, грудь, брюшко.

Глаза, усики.

То, что у них шесть ног.

-Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Доказывают, что муравьи тоже насекомые.

Рыба.

Туловище, голова, хвост.

Тело у рыбы покрыто чешуёй.

У неё есть плавники. Ведь она живёт в воде.

.Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй.

Птица.

Голова, туловище, шея, хвост.

Две.

Перьями.

Ведь тело у неё покрыто перьями, а это главный признак.

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Дети пытаются сами задавать вопросы и находить на них ответ.

Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.

Дети делятся своими впечатлениями.

Применяют научные термины: заседание, учёный, открытие, эксперимент, вывод.

Работа в группах воспитывает коммуникативную культуру, умеют работать в группах.

Стремятся выявить смысл изучаемого материала.

Ставят перед собой учебные задачи, находят способы их решения, применяют раннее изученные знания.

Формулируют выводы, обобщают, доказывают учебные гипотезы. высказывают предположения.

Повышается наблюдательность,

внимание, интерес к окружающему.

Делают выводы и умозаключения.

Умеют задавать вопросы и находить на них ответы.

Знают правила игры, правила работы в группах, умеют слушать друг друга и слышать, умеют классифицировать,

распределять по группам, могут контролировать себя и оценивать.

Развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, прививается любовь к животным и бережное отношение.

Для проведения урока применялась технология развивающего  и личностно – ориентированного обучения.

Результативность: у детей сформированы понятия: научное заседание, учёный, приём, гипотеза, доказательство, вывод. Обучающиеся ставят вопросы, логически рассуждают,  занимаются поисковой деятельностью, которая способствует развитию познавательной активности. Контроль на каждом этапе урока даёт возможность объективно оценить степень усвоения материала.  Игра поддерживает эмоциональное состояние детей на протяжении всего урока. Групповая форма работы даёт возможность каждому быть успешным. Домашнее задание позволяет проявить творческие способности, привлечь рдителей к изучаемой проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?

Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?. Мне пришлось удалить несколько слайдов, так как презентация не загружалась....

Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие птицы?»

Познакомить обучающихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки...

Презентация к уроку "Окружающего мира" по теме:"Кто такие птицы?"

Презентация к уроку "Окружающего мира " по теме:  "Кто такие птицы?" в 1 классе. На основе учебника Плешакова А.А "Окружающий мир" по программе "Школа России&qu...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие птицы?".

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебны...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кто такие птицы?

Дадим определение, кто такие птицы? Разберем структуру перьев, поговорим о разновидности птиц....

Урок окружающего мира по теме "Кто такие птицы"

Урок изучения нового материала с элементами практической работы....