Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие птицы?".
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ptitsy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира
Тема: Кто такие птицы?

Цель: формировать ценностное отношение обучающихся к совместной познавательной деятельности по выделению отдельной группы животных «Птицы» по основным признакам, первичные представления о жизни пернатых.

Задачи:

  • содержательная: с помощью практических заданий достигнуть понимания обучающимися, что основные отличительные признаки пернатых – перья, крылья и клюв;
  • деятельностная (формирование умений подбирать способ деятельности):  формировать у обучающихся УУД и умения сравнивать, анализировать, делать выводы; обучать практическому исследованию строения тела птицы, словесному описанию птицы по предложенному плану;
  • развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную;
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным, приобщать к соблюдению экологических норм.

Планируемые результаты (предметные): знать понятия «пернатые», «зимующие и перелётные птицы»; уметь описывать птицу по предложенному плану.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, принимать и выполнять практической задачи.

Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать своё понимание высказывания партнера по общению.

Познавательные: уметь разделять объекты (модели) на составные части в практической деятельности, соединять различные элементы, стороны объектов в единое целое в практической деятельности.

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и отвечать на него.

Технологическая карта урока

Этапы урока (длительность)

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Планируемые результаты

I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Создание условий для установления эмоционального контакта, включения учащихся в деловой ритм.                                                                                

Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Учитель:

- Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?

Есть ли в классе любознательные дети, Которые желают знать всё на свете? Гоните скорее тогда свою лень, чтоб прожит не зря был сегодняшний день.
Старайтесь побольше узнать и понять.
И не забывайте друзьям помогать.

Оценивают свою готовность. Общий настрой на работу на уроке.

Самооценка готовности к уроку. Включение в работу на личностно-значимом уровне. Познавательный интерес к уроку.

II. Повторение изученного.

 (5 мин)

Создание условий для закрепления учащихся знаний  по ранее  изученным темам («Насекомые»,  «Рыбы»).

Слайд 2: - Муравьишка Вопросик вновь отправился на прогулку. Хотите присоединиться к нему? Муравей предлагает вам игру «Закончи предложения». Как же здорово летом на лужайке! Порхают разноцветные… Гудят над цветами… В густой траве стрекочут зелёные…, жужжат толстые… А вот плетёт сеть-ловушку… Словно маленькие вертолётики проносятся легкокрылые… Кто же эти животные? Все ли здесь насекомые? Почему?

Слайд 3: - Жарко стало Муравьишке. Решил он отправиться к лесной реке. Вопросик много раз тихо сидел на краю берега и вглядывался в прозрачную воду. Ему уже доводилось видеть рыбу с колючим игольчатым плавником на спине. Это… Проплывала и длинна остроносая рыба… Повезло увидеть толстого, похожего на усатое бревно… А ещё Муравьишка мечтает увидеть акулу. Водится ли она в этой реке? Что ещё вы знаете о рыбах?

Ответы на поставленные вопросы. Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Повторение знаний  по темам «Насекомые»,  «Рыбы».

III. Актуализация знаний  и пробное учебное действие.

(4 мин)

Выявление затруднений  в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Подведение детей к  проблемному вопросу «По каким признакам отличать птиц от других групп животных?».

Учитель регулирует действия учеников. Читает текст:   Позади послышался шелест. Кто-то перелетел с ветки на ветку. Муравьишка обернулся. Кто бы это мог быть?  Как вы думаете, ребята? Слайд № 4. Это удивительное животное  - белка летяга. Солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. «Выходит, что разные животные умеют летать… А я прежде думал, что летают только птицы. Так кто же такие птицы? Вы не знаете, ребята?»

Обучающиеся воспринимают задание, анализируют, предъявляют результат.

Актуализация  знаний, необходимых для понимания темы.

IV. Формулирование темы. Постановка учебных задач.

(3 мин)

Подведение детей формулированию темы и постановке задач урока.

- По каким же признакам отличают птиц от животных других групп? - Предположите, на открытие какого знания нацелен урок?  Слайд № 5  - Кто может сформулировать тему?                                                       - Какие задачи встают на пути к достижению цели?

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Формулируют тему урока, ставят задачи.

Определение темы урока и его основной цели. Определение промежуточных и конечного результата – познакомится с новой группой животных птицы, научится различать птиц по существенным признакам.

V. Проект выхода из затруднения.

(1 мин)

Установить, что справиться с задачами поможет информация от учителя и из учебника.

- Сегодня вы откроете новое знание. Где и от кого можете получить новую информацию?

Прогнозируют предстоящую деятельность.

Составление плана последовательности действий.

VI.

Реализация построенного проекта. Практическая работа.

(8 мин).

Выявление обучающимися новых знаний, моделирование способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений.

- Я предлагаю вам вспомнить птиц, которых вы, наверняка, знаете. Угадайте загадки. Слайды № 6-7. 

Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке, 
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор" … (Дятел)

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь?... (утка)

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит… (Воробей)

«Ух, ух, ух, какая ночь!
Разбегайтесь мыши прочь!
Вижу, слышу в темноте –
Пища бегает везде!»
Крутит птица головой, 
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два.
Эта хищница… (Сова).

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется?... (Ласточка)

- Какие части тела есть у всех птиц? На своих листочках напишите: 1 – голова, 2 – шея, 3 – крылья, 4 – хвост, 5 – ноги, 6 – туловище, 7 – клюв. Сверим.

Как ещё называют птиц? Все ли перья одинаковы? Слайды № 8-17.

Получение новых знаний. Запоминание.

Сотрудничество в поиске способа решения проблемы, построение логических цепочек рассуждений, доказательство выдвинутой гипотезы. Управление поведением партнера. Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка

VII. Включение в систему знаний.

 

(6 мин)

Выполнение заданий на закрепление из учебника и рабочей тетради  с проговариванием вслух.

Скачут шустрые синицы,
Им на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелись, как волчок.
Вот присели на минутку,
Почесали клювом грудку.                   Снова прыгают, летают,
Крошки птички собирают.                        Полетали и поели.
И на место тихо сели.

1. Работа в тетради (с заданиями на с. 25-26). Слайды № 18-24.

– Опишите птицу по плану.

Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.

– Нарисуйте воробья по образцу. И послушайте дополнительные сведения о птицах.

2. Раскройте разворот учебника, рассмотрите материал. Кто прочтёт вывод? Кто может повторить? Что есть у птиц кроме перьев? (Крылья и клюв)

1. Рассматривают рисунки. Составляют словесные описания, соответствующие рисункам.

2. Рисуют и раскрашивают птицу по образцу.

Умение сделать осознанный выбор. Применение знаний, полученных в практической деятельности.

VIII. Контролирующее задание.

(3 мин)

Осознание обучающимися степени овладения знаний. Контроль качества усвоения.

Учитель осуществляет индивидуальный контроль.

Организует проверку. 

Выполняют задание, сличают результат с эталоном (слайд № 25), осуществляют коррекцию.

Коллективная проверка. Обнаружение отклонений, коррекция и осознание уровня усвоения. Связь результата урока с его целями.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(2 мин)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

- Чему учились на уроке? Что нового узнали? Назовите 3 отличительных признака птиц? Как вы работали на уроке? Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте грудку своей птички цветом: зелёным – всё понял, знаю отличительные признаки птиц, могу описать птицу, жёлтым – узнал новое о птицах, но не все вопросы отвечал самостоятельно, или красным – не понял, кто такие птицы и как их отличать от других животных.

Формулируют  основные позиции нового материала. Оформляют конечный результат своей работы на уроке.

Картинки по запросу раскраска птичкаКартинки по запросу раскраска дерево без листьев

Фиксация и обоснование результата собственных открытий.  Осознание ценности нового знания.

X. Резервный материал. Стихотворение «Покормите птиц зимой». (2 мин)

Воспитание бережного отношения к животным, приобщение к соблюдению экологических норм.

- А чем вы можете помочь птицам?

Рассматривают фотографии на слайде 27. Слушают чтеца.

Повторение правил поведения в природе.

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!                (Александр Яшин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"

Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают  коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...