Рабочая программа окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Еравнинский район»

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2

«Согласовано»

Руководитель МО

_____        /О.Б.Цыжибон/

ФИО

Протокол № 1        от

«21» августа        2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «СОСОШ № 2»

_____        /Л.Д.Аюрова/

ФИО

«23» августа        2017г.

«Согласовано»

Директор МБОУ «СОСОШ№2»

_____        / Т.И.Шоноев /

ФИО

Приказ № 304

от «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ФИО              Доржиева Светлана Цыренжаповна

Категория     высшая

Предмет        окружающий мир

Класс             4

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1     от

«30» августа 2017 г.

2017 - 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка

Общая концепция, сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

 — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательной организации

В данной рабочей программе количество часов – 68 часов по 2 часа в неделю(34 учебные недели). Количество часов   программы  соответствует  учебному  плану.

Описание УМК

Данная программа  реализуется при помощи учебно-методического комплекса «Школы России». Для реализации программного содержания используется учебное пособие: А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, Окружающий мир,  учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые предметные результаты: 

 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые личностные результаты

Обучающийся научится:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  2. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  3. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  4. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  5. Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
  6. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  3. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  4. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  5. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные 

Обучающийся научится:

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, составлять простой план учебно-научного текста.
  2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
  3. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  4. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  6. Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории, народов России;

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  1. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  1. Содержание учебного курса

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Современная Россия (7 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

  1. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы/уроки развития речи, диктанты, сочинения, изложения

контрольные работы

1

Земля и человечество

10 ч

10

5

2

Природа России

11 ч

10

10

1

3

Родной край – часть большой страны

15 ч

15

11

4

Страницы всемирной истории

5 ч

5

5

5

Страницы истории Отечества

20 ч

19

17

1

6

Современная Россия

7 ч

7

2

Итого:

68

66

50

2

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

По плану

По факту

.Мир глазами астронома Эк.пр. Наблюдение погоды родного края. Приборы, используемые для наблюдения за погодой.

Земля- планета Солнечной системы. Практическая работа  №1: поиск и показ на глобусе полюсов, экватора, океанов и материков. Демонстрация смены дня и ночи на теллурии , моделирование планет Солнечной системы

Звездное небо – великая «книга»
природы

Практическая работа №2: знакомство с картой звёздного мира Эк.пр Изучение способов ориентирования в пространстве и во времени

Мир глазами географа.

Практическая работа №3: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

Тепловые пояса Земли. Практическая работа №4: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

Мир глазами историка,

знакомство с историческими картами,.

Когда и где? Работа с лентой времени.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Демонстрация экологических плакатов.

Сокровища Земли под охраной человечества

Международная красная книга.

Равнины и горы России Практическая работа №5: поиск и показ на физической карте равнин  и гор.

Моря, озера и реки  России

Практическая работа №6: поиск и показ на физической карте озёр и рек.

Зона арктических пустынь

Практическая работа №7: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Моделирование цепей питания

Зона тундры

Практическая работа №8: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания.

 Лесная зона России. Практическая работа №9: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания.

 Лес и человек Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. 

Проверочная работа по темам: «Земля и человечество», «Природа России».

Зона степей.

Практическая работа №10: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания

Зона пустынь

Практическая работа №11: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания

У Чёрного моря.

Практическая работа №12: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания

Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Эк.пр.: установление связи между разнообразием и единством природного края. 

Контрольная работа №1.  по теме «Земля и человечество», «Природа России».

Наш край на карте Родины.

Практическая работа №13: знакомство с картой края.

Формы земной поверхности в  нашем крае Практическая работа №14.: чтение плана местности, работа с планом своего города, отработка элементарных приёмов чтения плана. Ориентирование по солнцу. компасу. Местным признакам.. Эк.пр. изучение форм поверхности, почв, водоёмов края.

Водоёмы  нашего края. Практическая работа №15.  показ на карте водоемы родного края.

Наши поземные богатства.Практическая работа №16: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств. Рег.к.определение свойсв полезных ископаемых своего края.

 Земля - кормилица. Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае.Моделирование Круговорот веществ в природе.Рег.к. Какие почве преобладают на территории Вол.обл.

Жизнь леса Практическая работа №17:

рассматривание гербарных экземпляров растений леса  и их распознавание.

Моделирование цепей питания в сообществах.

Рег.К. Рассматривание растений

Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя.

 Жизнь луга Практическая работа №18: рассматривание гербарных экземпляров растений луга  и их распознавание с помощью атласа-определителя.

Растения и животные луга. Экскурсия

Жизнь пресного водоёма.

 Практическая работа №19:

рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание .Моделирование цепей питания в сообществе

Экскурсия. Растения и животные пресного водоёма.

Растениеводство в нашем крае, его отрасли.

Практическая работа №20:

знакомство с культурными растениями (гербарные образцы).

Незаметные защитники урожая

Животноводство
«Родной край – часть родной страны»
 Обобщающий урок

Тестовые задания по теме «Родной край – часть родной страны».

Начало истории человечества. Пр.р. № 21.

с лентой времени.

 Мир древности: далёкий и близкий. Пр.р.№ 22. с лентой времени.

Средние века:

время рыцарей и замков. Пр.р.№23. с лентой времени.

Новое время: встреча Европы и Америки Пр.р. № 24. с лентой времени.

Новейшее время: история продолжается сегодня Пр.р. №25. с лентой времени.

 Жизнь древних славян. Пр.р. с лентой времени, исторической картой.

 Во времена Древней Руси. Крещение Руси Пр.р. с лентой времени.

 Страна городов 

Практическая работа показ изучаемых объектов на исторической карте., работа с лентой времени.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

 Трудные времена на Русской земле. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте  Работа с лентой времени..

Русь расправляет крылья Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте  Работа с лентой времени..

Куликовская
битва
 Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте места  Куликовской битвы, проследить передвижение русских и татаро-монгольских войск.. Работа с лентой времени..

Иван Третий Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте  Работа с лентой времени..

 Мастера печатных дел.

Патриоты России Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.  Найти и показать территорию России к концу 17, концу 18 века ; районы восстаний , пути землепроходцев.Работа с лентой времени..

Пётр Великий Практическая работа: показ

изучаемых объектов на исторической карте. Работа с лентой времени..

Михаил Васильевич Ломоносов Практическая работа:с исторической картой. 

Екатерина Великая Практическая работа: с исторической картой. Найти и показать территорию России к концу 18 века

Отечественная война 1812 года Практическая работа с исторической картой. Найти и показать место Бородинского сражения, проследить передвижение руссих и франц. войск.

 Страницы  истории Россия в XIX века Практическая работа с исторической картой.( Найти и показать  добычу полезных иск., крупнйе металл. заводы, центры машиностроения, жел. дороги Российской империи)

Россия  вступает в XX век Практическая работа с историческими источниками

Страницы истории в  20–30-е

годы  XX века Практическая работа с исторической картой. Показ гос. границы СССР, союзных республик, столиц союзных республик.

Великая война  
Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте., работа с лентой времени.

Страна, открывшая путь в космос Практическая работа с лентой времени.

 Контрольная работа  по теме:  «Страницы всемирной истории».

Основной закон России и права человека.  Практическая работа: с исторической картой. Границы современной РФ

« Дети имеют право на особую заботу и помощь»

 Мы – граждане России

Славные  символы   России.

 Такие разные праздники Практическая работа с календарём гос. праздников.

Путешествие по России.

Путешествие по России.

Что мы узнали и чему научились за год?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....