Конспект урока по окружающему миру "Лес"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Знакомство и расширение знаний о зоне лесов и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzh_miru_zona_lesov_4_kl.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

по теме: "Леса России",

который будет дан в 4А классе,

23.10.2017г

учителем Козлович С.А.

Тема урока: Леса России

Цель урока : сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Задачи:

  • Знать географическое положение зоны лесов на карте.
  • Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
  • Познакомить с растительным и животным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
  • Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: Презентация «зона лесов», , карточки с заданиями теста «Тундра», компьютер;

Основные понятия: Тайга, смешанный лес, широколиственный лес

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Приветствие гостей.Давайте покажем наше трудолюбие и любознательность четвероклассников.

II. Проверка домашнего задания

1. – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)

2. Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать  листочек с тестом).

Продолжи предложение (высказывание)

1) Зона тундры расположена...

а)   севернее арктических пустынь;
б)   южнее арктических пустынь.

2) В тундре...

а)   ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б)   длинная суровая зима и жаркое лето;
в)   длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

3) Растения тундры ...

а)   высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б)   низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

4) К тундровым растениям относятся ...

а)   верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б)   кедр, осина, пальма;
в)   карликовая ива, мох-ягель, черника.

5) В тундре обитают...

а)   тюлени, моржи, киты;
б)   песцы, лемминги, волки;
в)   верблюды, лошади, коровы. 

3. Проверка выполнения теста.

– Ребята, проверьте, такие ли у вас получились ответы.

III. Самоопределение к деятельности. Работа над новой темой 20 мин.

– Сегодня мы продолжаем наше путешествие, и я вас приглашаю в следующую природную зону. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь их отгадать и узнаете, о какой природной зоне мы будем сегодня говорить.

Дом со всех сторон открыт,                             
он резною крышей крыт.                                
Заходи в зеленый дом –                                  
Чудеса увидишь в нем! 
(Лес).

А что это за резная крыша? Это ветки деревьев.                 

Сядьте удобно и послушайте. Что вы услышали. Где живут птицы?

Чтение стихотворения учеником.

Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою? 
Что там шепчешь на заре, 
Весь в росе, как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? Какая птица? 
Все открой, не утаи: 
Ты же видишь- мы свои! 
                                                         С. Погорельский. 
Что значит дремучий?

Густой,тёмный,как в сказке.


Слайд 1,2,3

– Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.

Что первое надо определить?

(Учитель показывает на карте зону лесов России.

Слайд 4,5

Далее учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
– Какая у зоны лесов земная поверхность?
– Какая она в сравнении с другими природными зонами?
– Итак, сделаем вывод.

Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)

– Правильно  в этой природной зоне три части: самая большая часть – это…тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса –это… тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – это…широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.  

Слайд 6

Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария)

Слайд 7

2.Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно.(дремучий лес)

3. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).

  1. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  1. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  1. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Слайд 8,9.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить  крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок).

Также  в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси,  зайцы, белки, глухари,  полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи,  медведи), другие делают на зиму запасы.

Слайд 20

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых  орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только  прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и  задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан,лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики  ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 – О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Слайд10,11

  1. К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).
  1. Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  1. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
  1. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
  2. Физминутка.
  3. Слайд14,15.
  1. Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).
  1. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
  1. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  1. Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

  1. Клен бывает остролистный с большими резными листьями, а плоды у  клена крылатые.

VI. Продолжение новой темы. Рассказ о животных зоны лесов.

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

VII. Закрепление изученного.

Работа в тетради.Соедини картинки с названиями. Взаимопроверка.

Выбери правила поведения в лесу.Взаимопроверка.

VIII. Домашнее задание

Учебник стр..,в Т стр.48.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...