«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

«Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustkonf.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

В 21 веке обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель, различными подходами к содержанию образования, методике обучения, атмосфере в классе, оценке и технологиям. На сегодняшний день , учитель – фасилитатор, проводник и наблюдатель  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний. Как помочь ученикам развить универсальные учебные действия, необходимые для того чтобы стать успешным в 21 веке?  Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной , но в условиях введения ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта) начального общего образования ответственность существенно возрастает.  Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС  являются:

Условия развития УУД

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по

применению знаний

Содержание

Объяснить все так, чтобы

ученик запомнил и пересказал

знания

Учитель – режиссер.

Ученик сам открывает

знания через содержание

УМК.

Методика

Репродуктивные вопросы –

повторение и запоминание

чужих мыслей.

Продуктивные задания.

Применение знаний в

новых условиях. Перенос

знаний.

Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа».  Предмет «Окружающий мир», по УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работала прошлый учебный год,  имеет свою специфику, которая выражается в интегрированном характере. Он соединяет и природоведческие, и исторические, и обществоведческие знания. Интегрированный курс предмета имеет  связь с литературным чтением, технологией и другими науками обеспечивают формирование у детей целостной картины мира, осознания места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать универсальные учебные действия младших школьников.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Как я организовывала  универсальные учебные действия школьников на уроках?

Какие возможности для этого дает учебный комплект?

Уже на первом уроке дети знакомятся с героями учебника Машей и Мишей, которые тоже хотят  учиться, узнавать новое, делать открытия, отвечать на трудные вопросы и обращаются за помощью к первоклассникам. Таким образом, на уроках организуется совместная деятельность учеников и героев учебника, в результате которой формируются нравственные качества: отзывчивость, доброта – желание помочь. Я,  обращала  внимание школьников на условные обозначения учебника, С.З.; знакомила  с каждым из них, просила  отыскать на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.  Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков  в процессе групповых взаимодействий.  Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.  Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать в вдвоём или в группе над выполнением задания. Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары могут создаваться несколькими способами:

- Выбор делают сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе;

-Случайный выбор;

- Решение принимает сам учитель.

Конечно, учитель должен  постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. И, кроме того это мешает их возможности развивать навыки решения проблем, возникающих в совместной деятельности. Когда один из учеников делает всю работу сам или диктует другому что и как делать, их совместная деятельность не может оцениваться как эффективное сотрудничество.

Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами.

1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой.

2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником.

3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении.

4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членам

Группы.

5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения,

которые высказывает партнер или другие члены группы.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

Правила сотрудничества

  1. Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали вработе и чувствовали себя уверенно.
  2. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать.
  3. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.
  4. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать  это лучше.
  5. Мы помогаем друг другу в работе.
  6. Мы не  смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали)

При изучении темы «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств», проводились  опыты с различными предметами для выявления органов чувств и их роли в жизни человека, . Работа строилась  не в одиночку, а в парах, как Маша и Миша. В результате  дети учились умению работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договаривались, учились слушать товарища и высказывали свое мнение. Задания в учебнике и «Тетради для самостоятельной работы» обращены лично к ученикам или рассчитаны на работу в группах. Например: «Что ты видишь с вертолета? Похожи ли дома поселка «Мирное» на дома твоей улицы?» Или даются творческие задания: предложи свои знаки для обозначения домашних и диких животных, отметь этими знаками животных, с.12. А для работы в парах давалось задание: расскажи друг другу о своих любимых животных. Задания предусматривают многовариантные ответы, что создает условия для группового или коллективного решения учебной проблемы.

Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился  в форме пресс – конференции.

- У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).
 Вопросы журналистов:
 - Как тебя зовут?
 - Где ты живешь?
 - Чем ты питаешься? и т.д.
 
При этом очень важно, чтобы на уроках  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

Овладение учащимися(УУД) универсальными учебными действиями, происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.  С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.  Проводя урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставилась  новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думал по – разному,  опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводился  опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце -

самый сильный источник тепла в природе. (познавательные ууд)

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Смысловые акценты

УУД

Курс «Окружающий мир»

личностные

нравственно- этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование,

контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация

действий

познавательные

обще- учебные

широкий спектр источников информации

познавательные

логические

анализ, синтез, сравнение, группировка,

причинно- следственные связи, логические

рассуждения, доказательства, практические

действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для

получения и передачи информации, участие в

продуктивном диалоге; самовыражение;

монологические высказывания разного типа.

 Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия.

Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса.  Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Литература

1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя,

М. «Просвещение», 2010.

2. Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы

образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, 2011

3. О.Н. Фетодова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1

кл. Методическое пособие. М.Академкнига/учебник, 2011.

4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов учебный комплект:

учебник «Окружающий мир» 1 кл., хрестоматия «Окружающий мир» 1

кл., Тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 1 кл.,

М.Академкнига/учебник, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

«Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий»Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне...

Мастер-класс "Моделирование - как один из способов формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация поможет понять роль применения моделей на разных уроках в начальной школе....

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

Мастер – класс  Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий(УМК «Начальная школа 21 века)    Тема мастер – класса: «Моделирование как один и...

Обобщение опыта Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Предствлены материалы по обобщению собственного педагогического опыта по проблеме "Формирование познавательных УУД средствами УМК "Перспрективная начальная школа"...