Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по проекту "Школа 2100"
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по проекту "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc293 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                 Приложение к     образовательной программе,

                                                                                                                                                                   введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                                             от  « 31»  08. 20 15 г.                             

    Рссмотрено на заседании кафедры  начального образования

    Протокол № _______от   «    »            . 2015 г. 

    Руководитель  кафедры      Н.А.Терехина /                       /

    Согласовано

    Заместитель  директора     Е.А. Зверева  /                        /

    «     »      .2015г.                                                                                                                                                                                                                     

    Рабочая программа по окружающему миру

    для  4  класса

       Составлена на основе «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина, Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир",учебного плана МБОУ СОШ  п. Пионерский  на 2015-2016 учебный год.

       Программа обеспечена  учебником «Окружающий мир» для 4-го класса: в 2-х частях / - М. : Баласс. - (Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                           

    Составитель: Патлина Надежда Леонидовна ,                

            учитель начальных классов

     1 квалификационной категории

                                                                                                                        2015г.

    1.Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе:

     «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина, Образовательной системы «Школа 2100», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области «Окружающий мир",учебного плана МБОУ СОШ  п. Пионерский  на 2014-2015 учебный год.

    Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:

    • Окружающий мир. «Человек и природа» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
    • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
    • Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
    • Окружающий мир. «Человек и человечество» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
    • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка Е.И.
    • Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Сизова Е.В., Стойка Е.И.
    • Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4-й класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С.
    • Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Человек и природа»). 4-й класс. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

    Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютермедиапроектор,  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

    Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

    Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

    Достижению этой цели служит решение следующих задач:

    -Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

    -Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    -Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

    -формирование осознания  целостности  окружающего мира, освоение основ экологической  грамотности, элементарных  правил  нравственного  поведения  в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

    -освоение доступных  способов изучения  природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    -формирование умения у учащихся осмысливать свой собственный опыт;

    -развитие способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний через решение проблемных творческих задач.

    2.Общая характеристика предмета

    Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.

    В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре.

    Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

    Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

    Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -  при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

    Как же сформировать у ребенка целостную картину мира?  Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир  и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир.Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

    Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный курс «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др. В связи с эти в рабочую программу по окружающему миру внесены изменения. В окружающий мир интегрирован региональный компонент «Краеведение».

    Интегрированный курс в содержании начального общего образования ориентируется на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания.

    3.Место учебного предмета.

    Согласно учебному плану МБОУ СОШ п. Пионерский и годовому календарному учебному графику на текущий учебный год всего на изучение учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе выделяется  68 часов (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).

    4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

     Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

    Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

    Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

    Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

              Ценность жизни –реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы- воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

    Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

    Ценность патриотизма- любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

    Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _4 А_ класса и специфики классного коллектива, с разным уровнем речевой деятельности, познавательной активности и творческих способностей.

    5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

    Личностные результаты

    Базовый уровень:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Повышенный уровень:

    • Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    Базовый уровень:

    • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    Повышенный уровень:

    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    Базовый уровень:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Повышенный уровень:

    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    Базовый уровень:

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Повышенный уровень:

    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

    Предметные результаты

    Базовый уровень:

    Часть 1. Человек и природа

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
    • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
    • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
    • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
    • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
    • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
    • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    Часть 2. Человек и человечество

    1-я линия развития – уметь объяснять мир:

    • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
    • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
    • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

    2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

    • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
    • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

    Повышенный уровень:

    • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
    • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
    • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
    • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
    • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
    • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
    • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Система оценки:

         1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

    Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

    Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

     

    2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

    На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

    После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

    Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

    1. Какова была цель задания (задачи)?

    2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

    3. Правильно или с ошибкой?

    4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

    3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

    За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

    4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

    Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

    Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

    таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

    таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

    таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

    Отметки заносятся в таблицы результатов:

    Обязательно (минимум):

    -       за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),

    -       за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

    По желанию и возможностям учителя (максимум):

    -       за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

    «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

    Основные разделы «Портфеля достижений»:-       показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);-       показатели метапредметных результатов;-       показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

    Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» 

    5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

    За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

    За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

     6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

    Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

    -       либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

    -       либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

    Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

    Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

    Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

    7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

    Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

    Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

    6.Содержание учебного курса.   

    КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

    Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

    Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

    Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

    Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

    Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

    Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

    Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

    Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

    Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

    Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

    Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

    Рассматривать: строение и основные функции человеческого организма; влияние деятельности человека на природу; охрану природных богатств. Изучать: как человек познаёт природу, общество, самого себя; основные правила поведения в окружающей среде; определять признаки различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры);  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

    РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

    Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

    Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

    Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

    Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

    Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

    Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

    Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

    Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

    Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

    Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

    Рассматривать: обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

    -установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

    -возможные способы участия в природоохранной деятельности;

    -ориентирование на местности;

    - определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

    - уход за растениями, животными;

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

    Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

    Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

    Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

    - как человек познаёт природу, общество, самого себя;

    -основные правила поведения в окружающей среде.

    ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

    Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

    Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

    Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

    ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

    Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

    - определять признаки различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры);

    - различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;        

    -обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

    ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

    Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

    Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

    Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

    - определять признаки различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры);

    - различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;        

    -обогащение жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

    ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

    Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

    Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

    отличие живой природы от неживой;

    -понимание связи неживой и живой природы;

    -особенности времён года;

    -основные свойства воздуха, воды;

     -формы поверхности;

    -общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

    7.  Учебно-тематическое планирование учебного курса.

    Раздел учебной программы, тема

    Общее количество часов по рабочей программе

    Практическая часть

    Контрольные уроки

    Экскурсии

    Административные контрольные работы

    Практические работы

    1

    Как работает организм человека

    16

    1

    2

    Рукотворная природа

    18

    2

    1

    3

    Человек и его внутренний мир

    5

    1

    4

    Человек в мире людей

    6

    1

    5

    Человек и прошлое человечества

    10

    6

    Человек и многоликое человечество

    3

    7

    Человек и единое человечество

    10

    2

    1

    ИТОГО: 68 часов.

    8. учебно-методического  и  материально-техническое обеспечение  образовательного процесса:

    Обучение окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:

    • Окружающий мир. «Человек и природа» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
    • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
    • Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
    • Окружающий мир. «Человек и человечество» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
    • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка Е.И.
    • Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Сизова Е.В., Стойка Е.И.
    • Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4-й класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С.
    • Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Человек и природа»). 4-й класс. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.

    Наглядные пособия:  плакаты «Строение человека», «Органы пищеварения», «Нервная система», «Кровеносная система».

    Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор,  интерактивная доска, система голосования/ тестирования.

    Энциклопедия для детей. Аванта плюс. Человек, том 18, ч.1

    И.Д Зверев. Человек: организм и здоровье. Вентана – графф, 2000.

    Сайт ОС «Школа 2100»  http://www.school2100.ruhttp://www.uchportal.ru;  nsportal.ru ; http://pedsovet.su,      http://learningapps.org

    9.Календарно-тематическое планирование учебного курса

    п/п

    № по теме

    Элементы содержания

    Тема урока

    Основные виды учебной деятельности

    Дата

    КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (16 часов)

    план

    факт

    1

    1

    Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

    Как устроен организм человека

    Характеризовать основные функции  и особенности строения систем органов человеческого тела.

    Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях

    Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека .

    Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях

    Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) .

    Измерять температуру тела, вес и рост человека

    Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

    Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений

    2

    2

    Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека

    Кожа – «пограничник» организма

    3

    3

    Общее представление о строении тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера  телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах

    Как человек двигается.

    4

    4

    Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника

    Путешествие бутерброда

    5

    5

    Как удаляются ненужные вещества

    6

    6

    Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

    Для чего и как мы дышим

    7

    7

    Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

    Волшебная восьмёрка

    8

    8

    Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела

    Что такое кровь?

    9

    9

    Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма.

    Почему наш организм работает слаженно

    10

    10

    Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль
    в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

    Окна в окружающий мир. Моя земля – Югория.

    11

    11

    Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника

    Многогранный мир чувств

    12

    12

    Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

    Родители и дети

    13

    13

    Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать
    (избегать) болезни

    Отчего мы иногда болеем

    14

    14

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению

    Наши предки – древесные жители. Коренные жители ХМАО.

    Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением

    Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека

    15

    15

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
    от природы

    На заре человечества

    16

    16

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
    от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

    Контрольная работа по теме «Человек и его строение»

    Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

    РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (18 часов)

    17

    1

    Дикорастущие и культурные растения. Роль растений
    в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных
    в жизни людей, бережное отношение человека к животным

    Рукотворная жизнь Лес- легкие Югры.

    Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)

    Перечислять основные отрасли сельского хозяйства

    Характеризовать  способы повышения продукции в  растениеводстве и животноводстве

    18

    2

    Дикорастущие и культурные растения. Роль растений
    в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных
    в жизни людей, бережное отношение человека к животным

    На службе у человека

    19

    3

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
    от природы

    Покорение силы. Рыбье царство Югры.

    Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

    20

    21

    4

    5

    Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

     Вода. Свойства воды. Различные состояния воды. Вода в природе. Изобретение паровой машины

    Как человек использует свойства воды

    Круговорот воды в природе. Минеральные воды-богатство нашего края.

    Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

    Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды

    Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

    22

    6

    Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.  Значение воздуха для растений, животных, человека

    Как человек использует свойства воздуха

    Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха

    Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха

    Характеризовать свойства воздуха

    Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

    23

    7

    Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)

    Горные породы и минералы.

    Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти.

    Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых

    Исследовать  (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых

    Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых

    Различать изученные полезные ископаемые

    Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности)

    Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

    24

    8

    Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

    Металлы

    25

    9

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека
    от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе

    Приручение огня

    26

    10

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

    1. Как нам жить?

    Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

    Оценивать влияние современного человека на природу

    Оценивать свою личную роль в охране природы

    Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы

    Обсуждать в группах и составлять рассказ  об экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края)

    27

    11

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

    Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы

    Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу

    1. Контрольная работа по теме : «Рукотворная природа»

    28

    12

    1. Повторение по разделу «Человек и природа»

    Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

    29

    13

    1. Приручение огня

    30

    14

    Чудо-волны. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

    31

    15

    Человек проникает в тайны природы (экскурсия в школьный музей)

    32

    16

    Невидимая сила

    33

    17

    Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и природа»

    34

    18

    Практическая работа

    Обобщение по разделу «Человек и природа»

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (5 часов)

    35

    1

    Человек – член общества

    Кого можно назвать человеком?

    Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем

    Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

    Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

    Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека

    36

    2

    Человек – член общества

    Посмотри в своё «зеркало»

    37

    3

    Человек – член общества

    Как понять, что творится у друга на душе?

    38

    4

    Человек – член общества

    Переживания, испытанные временем

    39

    5

    Человек – член общества

    Как узнать человека?

    ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов)

    40

    1

    Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

    Что такое общество. Традиционные праздники северных народов.

    Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

    Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране

    Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций

    Практическая работа

    Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

    Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

    Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

    Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) . Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

    Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .

    Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе

    41

    2

    Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

    Как жить в мире людей

    Югра – единая семья народов.

    42

    3

    Моё общество. Замечательные люди Югры

    43

    4

    Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

    Человек – член общества.

    Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

    Права человека

    44

    5

    Повторение по теме: «Человек и его внутренний мир».

    Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

    45

    6

    Контрольная работа по теме: «Человек и его внутренний мир».

    ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 часов)

    46

    1

    Человек – член общества

    Первобытный мир

    Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры

    Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .

    Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам .

    47

    2

    Человек – член общества

    Всемирная история

    48

    3

    Человек – член общества

    Древний мир

    49

    4

    Человек – член общества

    Древний мир – время первых цивилизаций

    50

    5

    Человек – член общества

    Средние века

    51

    6

    Человек – член общества

    «Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем»

    52

    7

    Человек – член общества

    Новое время

    53

    8

    Человек – член общества

    Новое время: торжество Европы

    54

    9

    Человек – член общества

    Новейшее время

    55

    10

    Человек – член общества

    Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству

    ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 часа)

    56

    1

    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

    Короли, президенты и граждане

    Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом

    Практическая работа

    находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

    Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

    Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

    Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе

    57

    2

    Человек – член общества. Взаимоотношения человека
    с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

    Расы и народы. Наш край на карте Родины.

    58

    3

    Кто во что верит. Мансийские легенды.

    ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 часов)

    59

    1

    Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

    Мировое хозяйство

    Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) .Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения

    Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества Принять посильное участие в их охране

    Практическая работа

    Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

    Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

    Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

    Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка

    Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

    Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе

    60

    2

    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

    Мировое сообщество государств

    61

    3

    Что человечество ценит больше всего?

    62

    4

    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

    Как нам жить? Культура и быт коренного населении ХМАО..

    63

    5

    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

    Повторение по разделу «Человек и единое человечество»

    Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

    64

    6

    Контрольная работа по теме «Человек и единое человечество»

    65

    7

    Что человечество ценит больше всего?

    66

    8

    Будет ли у нас завтра? Красная книга Югры.

    67

    9

    Практическая работа

    Обобщение по теме «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!»

    68

    10

    Итоговый контроль. Тест

    ИТОГО:68


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...

    Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. ОС "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе ОС "Школа 2100" составлена в соответствии ФГОС начального общего образования 2009 года....

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев

    Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина  Образовательной...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"...

    рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС"Школа 2100"

    рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"...

    Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"...