Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бородулина Алена Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_arkticheskih_pustyn.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

1. Блиц-опрос (2 минуты)

- Самое глубокое озеро России и мира? (Байкал)

- Самое большое озеро России? (Каспийское)

- Как еще его называют? (морем)

- Самая длинная река России? (Обь0

- Какие озера в народе называют «Онего-батюшка» и «Ладога-матушка»? (Онежское и Ладожское)

- Перечисли основные природные зоны России. (                                                                                                                                                )

- Почему происходит смена природных зон? (                                                                                                                                                        )

2. Актуализация знаний (5 минут)

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки.

Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в низ окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись один за другим на сотни миль – просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один  раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно и пусто.

- Из какого произведения этот отрывок? (Снежная королева Г.Х. Андерсен)

- Где могла бы жить снежная королева? (В Арктике)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О зоне арктических пустынь)

Учитель показывает на карте Арктику.

- Арктика – это крайний север России. Знаменитый норвежский исследователь Фритьоф Нансен назвал Арктику «страной льда и тьмы». В науке же – это зона арктических пустынь.

- Закройте глаза. Представьте себе арктическую пустыню. Откройте глаза. Что вы себе представили?

- И сегодня мы как раз отправимся в экспедицию в эти холодные, но очень интересные земли.

- Как вы думаете, какова будет цель нашей экспедиции? Что мы узнаем?

- Какую одежду мы выберем для экспедиции?

3. Объяснение работы в группах (3 минуты)

- Итак. Члены нашей экспедиции поделятся на 4 команды. Каждая команда приготовит сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа – Географы. Ее участники расскажут нам о том, где расположена данная природная зона, каковы ее климатические условия.

2 группа – Ботаники. Эта группа поможет разобраться, какие растения можно встретить в этой зоне.

3 группа – Зоологи. Ребята поведают о животных, которые обитают в зоне арктических пустынь.

4 группа – Экологи. Они расскажут нам о том, какие экологические проблемы угрожают данной природной зоне.

Я раздала вам несколько источников информации и вопросы, на которые вам надо будет ответить для выступления. Также в качестве источника информации вы можете использовать учебник и карту. Изучив источники, вы должны будете записать свое выступление. На это вам дается 15 минут.

Ваша работа будет оцениваться по трем пунктам. Слаженность работы группы, т.е. участие каждого ученика. Полнота информации, т.е. на все ли вопросы были найдены ответы и презентация выступления, т.е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу групп мы будем по трехбальной системе. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, мы получим итоговый балл, который будет переведен в отметку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая 8-9 баллов получает «5», 6-7 баллов – «4». Более низкие отметки выставлять на данном уроке не целесообразно.

Группы, заработавшие меньше 6 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

4. Работа в группах (15 минут)

5. Выступление групп +оценивание работы (10 минут)

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята будут выступать на конференции. Остальные попробуют представить себя в роли путешественников, которые прибыли в зону арктических пустынь. По окончанию выступления вы можете задать вопросы.

6. Работа в парах (3 минуты)

- Молодцы! Мы сегодня очень много нового узнали о зоне арктических пустынь. Но у меня для вас есть еще одно выступление. Один из экспедиторов, побывавших в Арктике, составил доклад о своем путешествии. Но вот незадача, он абсолютно все перепутал. Я бы очень хотела, чтобы вы вместе со своим соседом по парте нашли ошибки и исправили их. При работе вы можете пользоваться учебником.

«Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир очень богат. Утром мне удалось сфотографировать бурого медведя, тюленя и белку. После обеда началась гроза с ливнем, я поспешил в укрытие. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия»

Проверка.

7. Индивидуальная работа (3 минуты)

- Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно и чтобы удачно прошел наш полет, нам предстоит ответить на ряд вопросов, каждый из вас проверит свои знания. Перед вами листочки для выполнения теста. Я говорю утверждение, а вы ставите «+», если согласны, и «-«, если не согласны с высказыванием.

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)

2. В Арктике нет коренного населения (+)

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия жизни. (+)

4. В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)

5. В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи (+)

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)

Проверка по образцу

8. Рефлексия+дз (5 минут).

- Какую цель мы поставили перед собой? Выполнили ли мы ее?

- Какие задания понравились вам больше всего?

- Какие вызвали затруднения?

- Что понравилось во время экспедиции?

- О чем хотелось бы узнать подробнее?

- Кто испытывал трудности сегодня на уроке?

- У кого остались небольшие вопросы?

Домашнее задание:

Я предлагаю вам побыть в качестве историков и найти исторические сведения об освоении Арктики, информацию об исторических личностях, которые занимались исследованием Арктики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру с использованием ИКТ. 1 класс.

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ. " Кто такие звери?" УМК " Школа России" . 1 класс...

Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...

Презентация по окружающему миру. Теме "Зона Арктических пустынь" для 4 класса.

Этот материал будет интересен для учителей и воспитателей преподающих в начальных классах....

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....

индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс

индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс...

конспект урока по окружающему миру на тему "Зоны пустынь"

конспект урока по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России на тему "Зона пустынь". Урок игра - путешествие, где учащиеся сами добывают новый материал путем выполнения заданий, р...