Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе к учебнику А.А.Плешакома УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_bud_prirode_drugom.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока с использованием ЭОР

ФИО автора: Тагирова Ирина Алексеена

Место работы, должность: МБОУ СОШ № 8, учитель начальных классов

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 в

Предметная программа: УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Тема: « Будь природе другом»

Тип урока: обобщение изученного материала

Форма проведения урока: урок – путешествие

Модели организации УПД* младших школьников: АРМ

Цель урока: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность

Триединая дидактическая задача:

1. Общеобразовательный аспект

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) познакомить с профессией – эколог;

в) выявить основные пути загрязнения  природы;

г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

 3. Воспитывающий аспект:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Создать условия, позволяющие формировать нравственно-этическую ориентацию учащихся (ориентироваться  в поведении на принятые моральные нормы;  понимать красоту и природу).

Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Регулятивные: содействовать развитию  умений:   принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: создать условия для  развития общеучебных  УУД – выделять и формулировать познавательную цель;  обеспечить ситуации, способствующие развитию умений устанавливать  причинно – следственные  связи, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: создать условия для формирования  навыков взаимодействия при работе в группе;   формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; содействовать развитию умений  планировать   учебное  сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задачи, направленные на достижение предметных  результатов обучения:

  • актуализировать знания о живой и неживой природе, о признаках живой природы;
  • создать условия для формирования  навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и  анализа  факторов, угрожающих живой природе.
  • организовать деятельность по закреплению изученного материала.

Оборудование. Газеты: «Мир вокруг нас»,  « Мы друзья природы», системный блок, проектор, экран, словарь урока, карточки, тесты, конверты с пазлами.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Ребята, тихо сели и положили руки на парту.  (читаю стихотворение)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

  • Сегодня нам предстоит необыкновенная работа. Я готова начать и поэтому показываю вам этот знак. (открытые ладони)
  • Пожалуйста, кто хочет начать работу ,ответьте  мне этим знаком.
  • Спасибо, именно ваши ладошки помогут определить, что мы сегодня будем изучать.

2. Актуализация знаний.

  • Что напоминает нам форма ладони? Какой предмет? Сейчас вы попробуете угадать. Послушайте загадку.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший —

Протянет к нам десятки рук

И тысячи ладошек.

  • Что это такое? (деревья)
  • Где можно увидеть много деревьев? (в лесу)
  • А что такое лес? Каким словом можно его назвать? (природа)
  • Вспомните, что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека) Слайд 1.
  • Какая бывает природа? (живая и неживая)
  • Приведите примеры живой и неживой природы.

(работа по карточкам)

  • Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Задание: соединить стрелками картинки живой природы со словом живая природа, а картинки неживой природы — неживая природа. Слайд 2.
  • Теперь проверьте себя. (На экране слайд с правильным ответом). Возьмите лист самооценки и оцените свою работу. Слайд 3.
  • Положите карточки на край стола. Сделаем выводы:
  • Как связаны между собой живая и неживая природа? (Живым существам необходимы: солнце, воздух и вода.)

3. Подготовка учебной задачи. Введение в тему.

  • Я предлагаю вам отправиться в лес. Слайд 4.
  • Посмотрите, каких животных мы встретим по дороге в лес.

Петух, ослик, медведь, орел, грач, индюк. Слайд 5.

  • На какие две группы их можно разделить? (звери и птицы)
  • По первым буквам этих слов составьте слово. Что получилось? Помоги Слайд 6, 7.
  •  О чем нам говорит это волнующее слово? (О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред природе.)
  • Кому мы должны помочь? Кем мы должны быть для природы?
  • Давайте попробуем назвать тему нашего урока. («Будь природе другом!») Слайд 8
  • Зачем мы будем это изучать? (Будем учиться защищать природу, жить рядом с ней, бережно пользоваться ею).
  • Мы отправимся с вами в путешествие.
  • Я предлагаю вам в ходе нашего путешествия составить «Законы об охране природы».  Перед нами проблемный вопрос: Человек природе друг или враг? К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе.

4. Открытие нового знания. Работа по теме.

Учитель читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Рек не загрязняли!

Все старательно,  с  умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём ты, и я! (С. Крупина)

  • Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали бы так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Как иначе?
  • Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?  (Дети поднимают руки).
  • Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает.  (Дети высказываются).
  • От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу,  они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе.)

На доске висит словарь урока, учитель открывает слова: «экология», «эколог».

  • Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который  укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. Работа с газетой  «Мир вокруг нас» Слайд 9.
  • То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите изображение, какого лица вы видите?
  • Грустное лицо. А почему оно грустное? (Ответы детей.)
  • У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.

В классе работают 4 корреспондента (дети подготовлены заранее).

  • Каждый корреспондент делает сообщение и задаёт проблемный вопрос. Правила вывешиваются на доске: открываем газету «Мы друзья природы».

Сообщение 1 корреспондента.

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  (Воздух) 

  • Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой (на доске написано это слово). Мы привыкли воздушный океан называть небом. (Учитель открывает слово «атмосфера» в словаре урока.)
  • Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, то микробов может накопиться много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна. Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы  мы дышали чистым воздухом?

Дети отвечают

  • Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой.
  • А еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
  • А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

Мы очистили с вами воздух. Слайд 10

На доске учитель открывает 2 правила охраны воздуха.

Сообщение 2 корреспондента.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

  • Эта страничка о воде. Где находится вода на земном шаре? (В океане, морях ,речках, ручьях) Снег — это тоже вода,  облака — вода. Для растений и животных не всякая вода годится.  Послушайте стихотворение и подумайте, про какую воду так говорится

Водичка, водичка,

Умой мо личико.

Чтоб щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  • Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя.
  • Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители.
  • Уберем все эти грязные пятна! В океанах и морях вода какая? (Соленая) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Ответы детей

  • Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.  
  • Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
    Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. Слайд 11

На доске учитель открывает 2 правила охраны воды.

5. Физкультминутка.

Игра

Хлопаем, если ответ верный. Топаем — неверное утверждение.

Беречь воду от загрязнения.

Выбрасывать в реки мусор.

Очищать отходы заводов и фабрик.

Мыть машины в реке.

Загрязнять озера отходами.

Сообщение 3 корреспондента.

Жизнь в зелёном мире этом

Хороша зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,  

Человек природе друг!

  • Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу?
  • Вот послушайте отрывок из стихотворения Е.Карасёва « На земле исчезают цветы»

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветков луговых

Нами понято было едва ли:

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

  • Как поступили ребята? Почему нельзя рвать луговые цветы?
  • Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

Ответы детей

  • Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Сейчас я вас познакомлю с цветком, который тоже нуждается в помощи. Чтобы узнать, с каким, поработайте в паре и соберите пазл. Слайд 12
  • Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка, окончившие 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом! На прошлом уроке мы с вами знакомились с Красной книгой.
  • Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
  • Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые.
  • Почему ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)
  • Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
  • Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие) Демонстрация Красной книги.
  • Поле растений мы с вами тоже очистили. Слайд 13.

На доске учитель открывает  правило охраны растений.

Сообщение 4 корреспондента.

  • Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных. Проблемный вопрос.  Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

Ответы детей

  • Главное правило — не охотится на редких животных,  не ловить,  не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
  • Учитель: Запомните это правило. Очистили мы поле животных. Слайд 14.

На доске учитель открывает 2 правила охраны животных. Делаем вывод: Мы – друзья природы. Открывается название газеты на доске.

  • Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.

6. Итог урока.

Самостоятельная работа детей.

Тест. Слайд 15

Взаимопроверка. Слайд 16

Лист самооценки. Слайд 17

Фронтальная работа.

Кроссворд Слайд 18.

  1. Рефлексия.

- Сегодня каждый из вас был участником путешествия, посвященному охране природы. Оцените свою работу на уроке.

Самооценка учащихся. Используется «Лестница успеха». Поставьте себя на ту ступеньку, которой вы сегодня достигли на уроке. Нижняя ступенька — самый низкий балл, чем выше вы поднимаетесь по лестнице, тем больше ваша отметка на уроке. Заготовка «лестницы» у каждого ученика. Ребята, кого бы вы выделили сегодня? Кто был самым активным на уроке?

Оценка учащихся учителем. Оценивается работа детей.

8. Домашнее задание: с. 92 — 93.

Творческое задание по выбору:

а) Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».

б) Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.