Статья "Организация работы воспитанников в Зимнем саду в условиях СРЦдН"
статья по окружающему миру на тему
Создание условий для формирования у воспитанников чувства любви к природе родного края через уход за комнатными растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_zimnem_sade.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы детей в зимнем саду в условиях СРЦдН»
«В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок»
Р. Гамзатов
В нашу жизнь зимние сады входят постепенно и воспринимаются пока как элемент роскоши. Хотя это далеко не так. Внося красоту экзотических растений и свежесть зеленой листвы в серые дождливые будни, зимний сад оказывает успокаивающее, тонизирующее действие, как на организм взрослого человека, так и ребенка.
Зимний сад сегодня – модное украшение дома, офисных помещений, неотъемлемый элемент экологического воспитания и образования детей во многих образовательных и социальных учреждениях.
В нашем социально – реабилитационном центре созданы условия для формирования у воспитанников чувства любви к природе родного края через уход за комнатными растениями. А воспитательное значение трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. С целью формирования у детей ответственного отношения к природе родного края, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду я включаю детей в практическую деятельность.
Воспитанники систематически наблюдают и ухаживают за цветами. В процессе ухода дети получают представления о многообразии комнатных растений на земле, как они растут и развиваются, как увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, какие условия для их роста нужно создавать. Организуя работу, я учитываю уровень знаний и умений детей. Так старшие воспитанники с помощью воспитателя сажают и пересаживают комнатные растения, рыхлят почву, определяют место для роста цветов с учетом их особенностей и помещения (свет, тепло).
Младшие ребята поливают и опрыскивают растения, удаляют сухие листочки, моют цветочные поддоны и подоконники. Это способствует не только появлению интереса к природе и бережного отношения к ней, но и формирует такие черты характера как: патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, а также эстетическое воспитание.
Цветы нашего Зимнего сада неприхотливы и разнообразны. Это и герань зональная, колеус, фиалка, панданус, монстера, фуксия, драцена и др. У каждого растения свои требования. Их нелегко запомнить, если ежедневно не наблюдать и не ухаживать за цветами. Однако сколько радости можно увидеть в глазах детей, когда они первыми замечают новый листок или цветок на растении, которое еще вчера было поникшим.
В ходе занятия по интересам «Зимний сад» происходит решение задач:
- Формирование у несовершеннолетних представлений об основных факторах, от которых зависит рост и развитие растений – тепло, свет, вода, воздух и питательные вещества;
- Усвоение детьми знаний о подборе горшков для посадки растений;
- Знакомство воспитанников с составом почвы для посадки и пересадки цветов;
- Совершенствование навыков детей по уходу за цветами: рыхление почвы, поливка растений, содержание в чистоте.
Наиболее распространенными формами проведения занятия по интересам являются:
- наблюдение;
- беседа;
- практическая деятельность детей по уходу за растениями
Исходя из поставленных задач и форм работы, я составила тематическое планирование:
- Ознакомление с занятием по интересам «Зимний сад»
- Беседа о многообразии комнатных растений
- Наблюдение за растениями в период роста
- Занятия по уходу за растениями:
- подбор горшков для посадки
- состав и рыхление почвы
- размножение растений
- посадка, пересадка и перевалка растений
- поливка
- опрыскивание
- содержание цветов в чистоте
- подкормка
- посадка семян цветов на рассаду
- борьба с вредителями и болезнями растений
Знания воспитанников углубляются в процессе регулярного сезонного ухода за цветами Зимнего сада. В течение года я знакомлю их с календарем и секретами цветоводства. Результатами трудовой деятельности по развитию навыков ухода за комнатными растениями считаю знание воспитанников в зимний период:
- сокращение полива
- полив отстоявшейся водой
- установка цветов ближе к окнам
в осенний период:
- постепенное уменьшение полива
- отмена подкормки до весны
- частое рыхление почвы
- опрыскивание
- полив отстоявшейся или дождевой водой
в весенний период:
- время посадки и пересадки
- начало подкормки растений
- увеличение полива отстоявшейся или дождевой водой
- выращивание рассады и пикировка
в летний период:
- перевалка и подкормка растений
- полив отстоявшейся или дождевой водой
- частое опрыскивание и «водяные бани»
Таким образом, навыки ухода за комнатными растениями, приобретенные в социально-реабилитационном центре помогут воспитанникам в создании и озеленении интерьера своего жилища в будущем.