Статья "Организация работы воспитанников в Зимнем саду в условиях СРЦдН"
статья по окружающему миру на тему

Создание условий для формирования у воспитанников чувства любви к природе родного края через уход  за комнатными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_zimnem_sade.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы детей в зимнем саду в условиях СРЦдН»

                                                                                 

                                                              «В час раздумий наших и тревог,

                                                                        В горький час беды и неудачи

                                                                        Видел я: цветы, как люди, плачут

                                                                        И росу роняют на песок»

                                                                                                              Р. Гамзатов

В нашу жизнь зимние сады входят постепенно и воспринимаются пока как элемент роскоши. Хотя это далеко не так. Внося красоту экзотических растений и свежесть зеленой листвы в серые дождливые будни, зимний сад оказывает успокаивающее, тонизирующее действие, как на организм взрослого человека, так и ребенка.

Зимний сад сегодня – модное украшение дома, офисных помещений, неотъемлемый элемент экологического воспитания и образования детей во многих образовательных и социальных учреждениях.

В нашем социально – реабилитационном центре созданы условия для формирования у воспитанников чувства любви к природе родного края через уход за комнатными растениями. А воспитательное значение трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. С целью формирования у детей ответственного отношения к природе родного края, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду я включаю детей в практическую деятельность.

Воспитанники систематически наблюдают и ухаживают за цветами. В процессе ухода дети получают представления о многообразии комнатных растений на земле, как они растут и развиваются, как увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, какие условия для их роста нужно создавать. Организуя работу, я учитываю уровень знаний и умений детей. Так старшие воспитанники с помощью воспитателя сажают и пересаживают комнатные растения, рыхлят почву, определяют место для роста цветов с учетом их особенностей и помещения (свет, тепло).

Младшие ребята поливают и опрыскивают растения, удаляют сухие листочки, моют цветочные поддоны и подоконники. Это способствует не только появлению интереса к природе и бережного отношения к ней, но и формирует такие черты характера как: патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, а также эстетическое воспитание.

Цветы нашего Зимнего сада неприхотливы и разнообразны. Это и герань зональная, колеус, фиалка, панданус, монстера, фуксия, драцена и др. У каждого растения свои требования. Их нелегко запомнить, если ежедневно не наблюдать и не ухаживать за цветами. Однако сколько радости можно увидеть в глазах детей, когда они первыми замечают новый листок или цветок на растении, которое еще вчера было поникшим.

В ходе занятия по интересам «Зимний сад» происходит решение задач:

  • Формирование у несовершеннолетних представлений об основных факторах, от которых зависит рост и развитие растений – тепло, свет, вода, воздух и питательные вещества;
  • Усвоение детьми знаний о подборе горшков для посадки растений;
  • Знакомство воспитанников с составом почвы для посадки и пересадки цветов;
  • Совершенствование навыков детей по уходу за цветами: рыхление почвы, поливка растений, содержание в чистоте.

Наиболее распространенными формами проведения занятия по интересам являются:

- наблюдение;

- беседа;

- практическая деятельность детей по уходу за растениями

Исходя из поставленных задач и форм работы, я составила тематическое планирование:

  • Ознакомление с занятием по интересам «Зимний сад»
  • Беседа о многообразии комнатных растений
  • Наблюдение за растениями в период роста
  • Занятия по уходу за растениями:

- подбор горшков для посадки

- состав и рыхление почвы

- размножение растений

- посадка, пересадка и перевалка растений

- поливка

- опрыскивание

- содержание цветов в чистоте

- подкормка

- посадка семян цветов на рассаду

- борьба с вредителями и болезнями растений

Знания  воспитанников углубляются в процессе регулярного сезонного ухода  за цветами Зимнего сада. В течение года я знакомлю их с  календарем и секретами цветоводства. Результатами трудовой деятельности по развитию навыков ухода за комнатными растениями считаю знание воспитанников                                                                                                  в зимний период:

- сокращение полива

- полив отстоявшейся водой

- установка цветов ближе к окнам

в осенний период:

- постепенное уменьшение полива

- отмена подкормки до весны

- частое рыхление почвы

- опрыскивание

- полив отстоявшейся или дождевой водой

в весенний период:

- время посадки и пересадки

- начало подкормки растений

- увеличение полива отстоявшейся или дождевой водой

- выращивание рассады и пикировка

в летний период:

- перевалка и подкормка растений

- полив отстоявшейся или дождевой водой

- частое опрыскивание и «водяные бани»

Таким образом, навыки ухода за комнатными растениями, приобретенные в социально-реабилитационном центре помогут воспитанникам в создании и озеленении  интерьера своего жилища в будущем.