конспект урока окружающего мира для 4 класса "Когда дом становится опасным"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сидорина Светлана Николаевна

Данный урок поможет учителям начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

                        

 Тема: Когда дом становится опасным

Педагогические

цели

Создать условия для обсуждения возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причин их возникновения, ориентировочных реакций в данных ситуациях и готовности им противостоять; способствовать формированию навыков безопасного поведения

Тип урока

Построение системы знаний

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают причины возникновения опасных ситуаций; научатся предотвращать их и противостоять им

Личностные

результаты

Проявляют умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют чтение, наблюдения, высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение, «чтение» информации, отраженной на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свернутом» виде»; составляют рассказ-рассуждение, пересказ.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль выполнения учебных задач.

Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Основное содержание темы, понятия и термины

Правила безопасного обращения с предметами


Сценарий урока

 I. Постановка учебной задачи.

Учитель демонстрирует иллюстрации к русской народной сказке «Теремок».

– Посмотрите на картинки. Что их объединяет? (Это иллюстрации к русской народной сказке «Теремок».)

– Назовите сказки, сюжет которых похож на сюжет русской народной сказки «Теремок». (Русская народная сказка «Рукавичка», В. Бианки «Теремок», А. Толстой «Теремок».)

– Рассмотрите еще раз картинки и опишите их содержание. (В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)

– Прочитайте пословицы и соотнесите их к какой-либо из картинок.

•  В гостях хорошо, а дома лучше (1).

•  Дом красится хозяином (1)

•  Дом как полная чаша (1)

•  Мой дом – моя крепость (1).

•  Горе тому, кто непорядком живет в дому (2)

•  Коли изба крива – хозяйка плоха (2)

•  Худо жить тому, у кого ничего нет в дому (2).

•  Мило тому, у кого много всего в дому (1).

•  Бегает от дому, будто черт от грому (2).

•  И стены в доме помогают. Дома и солома съедобна (1).

– Какой вывод можно сделать из сказанного?

II. Формулирование проблемы.

– Итак, наш дом является крепостью или опасностью?

– Какую проблему попытаемся решить сегодня на уроке?

III. Составление плана исследования.

1. Выдвижение гипотезы, решение проблемы («является крепостью, потому что…»; «является опасностью, потому что…»).

– Группа, которая ответила, что дом является крепостью, занимает зеленый стол. Группа, которая сказала, что дом – опасность, занимает желтый стол.

2. Выбор методов исследования.

– Как и где можно найти доказательства к вашим высказываниям? (В словаре, Интернете, учебнике; у учителя, взрослых.)

3. План последовательности проведения исследования.

– Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания.

План:

1) Прочитать фразы.

2) Найти соответствие.

3) Постараться ответить на поставленный вопрос гипотезы. 

4) Проанализировать полученный результат. Сделать вывод.

IV. Проведение исследования.

1. Сбор, обработка информации.

– Давайте вспомним сказки, герои которых нарушили правила безопасности, что привело к печальным последствиям.

•  «Спящая красавица» – не открывай дверь чужим.

•  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – слушай старших.

•  «Волк и семеро козлят» – будь осторожен с колющими и режущими предметами.

•  «Колобок», «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса» – не следует чрезмерно доверять незнакомцам.

•  «Кошкин дом» – нельзя играть со спичками.

2. Анализ и обобщение полученных материалов.

Структурирование собранного материала, выделение главных и второстепенных идей, удаление  информации, не относящейся к теме исследования.

3. Подготовка отчета исследования.

– Ответы двух групп одинаковые. Дом опасен.

– Какие предметы опасны в доме?

– Раз данные предметы опасны, значит, их не должно быть в доме. (Нужно соблюдать правила безопасности.)

V. Работа в парах по выработке правил безопасного поведения в доме.

1. Разработка правил безопасности.

Обучающиеся в парах разрабатывают правила безопасности по темам: «Как уберечь себя от ожогов», «Как дышать, если кругом дым», «Острые предметы – это опасно!», «Как пользоваться газовой плитой», «Работа с компьютером» (учебник, с. 76–83).

2. Отчет с использованием демонстрационного материала.

3. Обсуждение итогов работы.

Физкультминутка для глаз

Обучающиеся зачитывают «Правила безопасности в доме».

– Так дом – крепость или опасность? (Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в нем.)

VI. Практическая деятельность.

Игра «Я – не я».

– Я читаю стихотворение, а вы отвечайте: «Я» или «Не я». Если говорите «Не я», выполняете одно приседание.

– Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

– Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

– Стол и шкаф сгорели разом,

Kто сушил белье над газом?

– Побежал пожар во двор,

Это кто там жег костер?

– Столб огня чердак объял,

Кто там спички зажигал?

– Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег траву?

– Кто бросал в огонь при этом 

Незнакомые предметы?

Ситуация. Вы резали хлеб и поранили палец. Ваши действия. (Обучающиеся на практике демонстрируют оказание первой  медицинской помощи.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Продолжите фразы:

•  Я знаю…

•  Я умею…

•  Я научился…

Учитель раздает буклеты «Правила безопасного поведения дома». Выставление оценок с комментированием.