Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сергованцева Ольга Григорьевна

Тема урока "Размножение и развитие животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3классе

УМК «Школа России»

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель деятельности учителя:

  • познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

Планируемые результаты:

Предметные

  • знать об особенностях размножения и развития животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных.

Метапредметные

Познавательные УУД

  • формулировать тему урока;
  • искать и выделять необходимую информацию (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
  • рассуждать, доказывать;
  • самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные УУД

  • целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
  • планирование (составление плана выполнения задания в группах);
  • - контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);
  • - коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике);
  • - оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).

Личностные УУД

  • Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне;
  • Осознание ответственности обучающегося за общее благополучие группы.

Коммуникативные УУД

  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • уметь  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Задачи:

Образовательные:

  •  создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных
  • насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся;
  •  расширить знаний обучающихся о многообразии животного мира.

Развивающие: 

  •   развивать у обучающихся самостоятельность мышления;
  •  учить сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные: 

  • прививать любовь к родной природе;
  • воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
  • развивать у обучающихся любознательность, любовь к предмету. 

Оборудование урока: 

  • учебник – Плешаков А. А. «Окружающий мир», 3 класс. – Просвещение, 2013 г., в 2 ч., 1 ч.
  • Рабочая тетрадь – Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. – М. Просвещение, 2018г.,
  • Презентация «Размножение и развитие животных»
  • Конверт с заданиями для работы в группах
  • Проектор
  • Компьютер.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

универсальные

учебные действия

1.Организационный момент

 (Мотивация к учебной деятельности)

(1 мин.)

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне, создание положительной эмоциональной направленности.

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся, друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.

- Сегодня наш урок хочется начать с мудрого высказывания французского философа, математика, физика Рене Декарта:

Мало иметь хороший ум,

главное хорошо его применять.

Как вы понимаете смысл данных слов? 

 - Сегодня на уроке вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе. (слайд № 2, представлена памятка)

- Я желаю вам успешной работы на уроке.

- Нужно добывать знания, уметь ими пользоваться, применять их на практике, на деле.

Дети читают памятку.

Личностные УУД

Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. (4 мин.)

Повторение изученного материала и выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося.

(слайд № 3)

Загадка

Домашние ласкаются,

а дикие кусаются.
Они повсюду и везде:

на суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные,
Зовем мы их … 

 - Мы продолжаем изучать животный мир!

Первое, что мы должны сделать – это вспомнить всё, что мы узнали о животных на предыдущих уроках.

- Животных в природе очень много, все они разные.

- Перечислите группы животных по их групповым признакам.

- А на какие группы можно разделить животных по способу питания?

 (слайд № 4)

- Составьте цепи питания.

-С чего всегда начинаются цепи питания?

- А почему?

- Молодцы!

-  животные

Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

- Всеядные, хищники, растительноядные,

насекомоядные.

-пшеница- мышь-сова,

-осина-заяц-волк и др.

-С растений.

- Потому что только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества: сахар, крахмал из углекислого газа и воды.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

- умение точно выражать свои мысли;

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки.

3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации. (4 мин.)

.

Постановка цели и задачи урока (самоопределение к деятельности)

Мотивировать желание решить поставленную проблему, заинтересовать.

-Как вы думаете, а все ли вы знаете о группах животных, их представителях?

- Прежде чем начать работу по новой теме, давайте подумаем, а сразу ли вы стали такими взрослыми?

- Представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

- Продолжите мои слова и попробуйте догадаться о чём пойдет речь на уроке.

Итак,

у людей – ребенок;
у лисы –
у кошки –
у утки –

у козы -
у бабочки - ?
у кузнечика - ?

- Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

-  Ребята, а кем была в детстве бабочка? Кузнечик? Скворец? Змея? Лягушка? Карась? Морской конёк?

- Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Как вы думаете, какую проблему нам нужно решить?

- Ребята, какие группы животных вы знаете?

- Как отличить одну группу животных от другой?

- Сегодня мы будем исследовать одну из таинственных, полную загадок тему.

- Открываем учебники с. 100.

- Прочитайте тему урока.

- Лисёнок.

- Котёнок.

- Утёнок

- Козлёнок

 - Отвечают.

-Тема урока:

 «Развитие и размножение животных»

- Как размножаются животные разных групп, как животные проявляют заботу о будущем потомстве, как называются детёныши некоторых животных.

- Насекомые, птицы, рыбы, земноводные, звери.

-У насекомых – 6 лап

- У птиц тело покрыто перьями

- У рыб – чешуя

- У земноводных – кожа голая, нежная

- У зверей – тело покрыто шерстью

РегулятивныеУУД.

- умение определять цель деятельности на уроке;

Познавательные УУД

-формулировать тему урока

4.Открытие детьми новых знаний.

 (20 мин.)

Поиск пути решения.

Организация учащихся на получение знаний в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.

Чтобы изучить данную тему, нам необходимо провести исследования. А любые исследования удобно проводить сообща.

-Отгадайте, кто это? (слайд № 5)

- Расту червячком.

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обматаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но тёплой весной

Я вновь оживаю

 И, как птичка порхаю.

-Кто это?

- Как размножается бабочка?

(слайд № 6)

- С развитием и размножением насекомых мы познакомимся на примере бабочки-крапивницы.

- Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек.

   Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок.

   Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи

 - Посмотрите на экран (слайд № 7)

  - Гусеница растёт настолько быстро, что её кожа трескается, а под ней есть новенькая кожа, рассчитанная на рост.

 - За всю свою жизнь самка бабочки откладывает 50 000 яиц.

 - Бабочка не растёт, однако она время от времени любит напиться сладкого цветочного нектара. Это горючее, которое помогает ей летать.

 - Кто это? (слайд № 8)

- На лугах и на опушке,

Средь травы зелёной,

Маскируется искусно

Длинноус веселый!

Стрекотание его,

Часто режет уши,

Никому не верит он –

Хочешь, нет? А слушай!

Ноги – длинные по плечи, Ну! Узнали? Он …

 - Как размножается кузнечик?

(слайд № 9)

 - Не у всех насекомых могут быть куколки. Куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое – большое с крыльями.

 - Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.

Раздаю конверты с заданиями для группы.

1 группа

Рыбы

2 группа

Пресмыкающиеся и земноводные

3 группа

Птицы

4 группа

Звери

Класс работает с учебником

Задание:

 - Прочитать научно-познавательный текст.

Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок  и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.

- Бабочка

- Яйцо-личинка (гусеница)-куколка-бабочка

Читают.

- Кузнечик.

- Яйцо-личинка-взрослое насекомое.

Выступление.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из иллюстраций, из текста;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Личностные УУД.

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Коммуникативные УУД

умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

5. Физкульминутка 

(1 мин)

Сохранение здоровья, устранение перегрузок, снятие утомления, повышение умственной работоспособности обучающихся, обеспечение активного отдыха для поднятия настроения.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела, полетела…

Дети выполняют физические упражнения.

6. Применение знаний обучающимися

 (9 мин.)

Включить новое знание в систему знаний.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

Работа в парах.

Задание № 2.

Взаимопроверка.

- Какие из животных откладывают яйца?

- Кто рождается 3 раза?

- Какие из животных мечут икру?

- Чем отличается размножение зверей от других животных?

- Вернемся к нашим вопросам

- Кто же у бабочки?

- А у змеи?

- У кузнечика?

Задание на экране

 (слайд № 10)

- Вставь пропущенные слова.

Дети работают в «Рабочих тетрадях», с. 60

- Насекомые, пресмыкающиеся, птицы.

- Насекомые: 1 жизнь -  личинка, 2 жизнь – куколка, 3 жизнь – взрослое насекомое.

- Рыбы, земноводные.

- Звери рождают детенышей.

- Гусеница.

- Змейка.

- Личинка.

Коммуникативные УУД

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

Личностные УУД.

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

7. Рефлексия учебной деятельности

 (4 мин.)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности и одноклассников.

- Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок?

- Какие тайны вам открыла природа?

- Что нового узнали на уроке?

- Кому было интересно?

- А теперь поднимите зеленые карточки те ребята, кому всё было понятно в течение урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

По сложившейся традиции обучающиеся, которые считают, что активно работали, встают и по очереди называют отметку, комментируя её.

Отвечают.

Дети оценивают свою работу и работу одноклассников.

Познавательные – УУД.

- поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

8. Домашнее задание.

(2 мин.)

Усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком.

(слайд № 11)

С. 100-104, читать, ответить на вопросы и выполнить задание на с. 105.

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...