Проектная работа "Моя родословная"
творческая работа учащихся по окружающему миру (1 класс) на тему
Проектная работа "Моя родословная"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 46.27 КБ |
Прзентация к работе | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Туманинскаяосновнаяобщеобразовательнаяшкола»
Воронцова Анастасия,
ученица 1 класса
Проектная работа
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
Научный руководитель:
Исаак Зарина Амирбековна,
учитель начальныхклассов.
Туманино,
2014год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта:"Моя родословная»
2. Руководитель проекта: Исаак Зарина Амирбековна, учитель начальных классов
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:окружающий мир.
4.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: гражданское образование, ИЗО
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект:6,5-7 лет.
6. Состав проектной группы: Воронцова Анастасия
7. Тип проекта:информационно – исследовательский, творческий, индивидуальный
8. Заказчик:МБОУ «Туманинская ООШ»
9. Цель проекта:
создание родословной семьи Заботиных-Воронцовых.
10. Задачи проекта:
-узнать историю образования семьи;
-создать генеалогическое древо;
-выяснить значение слов: «семья», «поколение», «род», «родословная», «генеалогическое древо».
11. Вопросы проекта:
- Что такое «род», «родословная»? Кто такие «предки»?
- Что такое «поколение»?
- Что такое «семья»?
- Что такое «генеалогическое древо» и как его составлять?
12. Необходимое оборудование:персональный компьютер.
13. Аннотация (актуальность, значимость, краткое содержание)
14. Этапы проекта.
15. Список использованных информационных ресурсов:
- Справочная литература
- Интернет
Актуальность проектной работы:
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода.
Тема проекта «Моя родословная»предполагала работу с семейными фотографиями, реликвиями, с информацией о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями составили генеалогическое древо.
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей младшего школьного возраста, реализуется на протяжении одного месяца. В проекте используются следующие методы: словесные, наглядные, практические. Результатом проектной работы является создание творческой работы – генеалогическое древо семьи Воронцовой Анастасии
Ожидаемые результаты:
Обогащение словарного запаса словами: «семья», «поколение», «род», «родословная», «генеалогическое древо»;
Развитие интереса к истории семьи, семейным традициям, родословной;
Воспитание чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям;
Создание родословной семьи Заботиных-Воронцовых.
Этапы реализации проекта
1-й этап :подготовительный
составление плана проектной работы;
сбор информации, материалов по теме;
беседы.
2-й этап: реализационный:
реализация мероприятий планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).
3-й этап: итоговый:
Презентация генеалогического древа.
План проектной работы
Мероприятия | Цели | Ответственные | |||
1 этап – подготовительный. | |||||
Беседа с детьми «Откуда мы родом» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у детей по созданию условий для заинтересованности в реализации проекта | Учитель | |||
«История моего имени» поисковая работа с литературой | Создать условия для реализации проекта «Моя родословная». | Учитель, родители, уч-ся | |||
2 этап – основной. | |||||
Творческая мастерская на уроке ИЗО и технологии: Рисунки «Мои родные» Составление «Копилки традиций моей семьи» | Научить детей подбирать материал по тематике, систематизировать и обобщать полученные знания | Учитель, родители Уч-ся | |||
3 этап – заключительный. | |||||
Обработка и оформление материалов проекта, фотографий | Создание генеалогического древа | Учитель, родители Уч-ся | |||
Презентация проекта | Учитель, Уч-ся | ||||
Содержание
1.Введение…………..……………………………………………………… 6
2. Родословная моей семьи………………………………………………..6
2.1.Прадедушки и прабабушки по маминой линии…………………… 7-8
2.2.Прабабушки и прадедушки по папиной линии……………………. 9
2.3. Традиции нашей семьи………………………………………………. 10
2.4. Правила,которыевведеныв обиходнашей семьи……………… ..10
3. Заключение……………………………………………………………… .10
Литература………………………………………………………………… ..11
Приложение………………………………………………………………….12
- Введение.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездка на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много домашней работы.
Семья-это важно!
Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Идея создания проекта зародилась на уроке окружающего мира. Когда учительница спросила, знает ли кто из нас, что такое род, поколение, семья, родословная и генеалогическое древо. Никто ответить не смог на вопрос. Вот тогда нам и дали задание узнать значение этих слов, составить родословную и немного рассказать о традициях семьи.
Мне стало интересно, откуда пошел мой род, кем были мои предки, чем занимались, как жили, какие это были люди, какие традиции существовали в семье.
Учительница на родительском собрании попросила наших родителей помочь нам в этой работе. Я с мамой стала искать материал в домашнем фотоальбоме, в письмах, искала материал в сети - интернет. Родословную помогали составлять наши родственники: бабушка, тети и дяди.
2. Родословная моей семьи.
В начале своей работы я обратилась к словарю, чтобы узнать значение слов «род», «поколение», «семья», «родословная» и «генеалогическое древо».
Семья - это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их детей.
В словаре Ожегова слово «род» - это ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.
Поколение-совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Сначала искали информацию дома - в документах семейного архива, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями. Обращали особое внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи, так, как именно они стали ключевыми моментами в родословной семьи.
Для сбора более подробных сведений я беседовала со своими родственниками, из устных воспоминаний которых открылись интересныеданные о членах нашего многочисленного рода.
Результатом стало составление генеалогического древа, состоящего из 4-х поколений.
Генеалогическое древо- научное выражение, олицетворяющее семейное древо или фамильное древо, которое отображает то, как развивалась та или иная династия.
2.1.Прадедушки и прабабушки по маминой линии.
Долговы:
Антонина Федоровна (девичья фамилия Скворцова) и Федор Иванович.
Антонина Федоровна родилась 24 ноября 1916 года в селе Чертас, Горьковской области, Большеболдинского района в крестьянской семье, в которой было четверо детей. В 1923 году семью постигло горе, от рака умерла мама Наталья, а еще через год умер и отец Федор. Двух маленьких девочек Тоню и Машу забрал к себе старший брат Иван. С самого раннего возраста Тоня познала нелегкий крестьянский труд. Пока ее сноха Матрена, работала в поле, в доме за старшую была Тоня. Она водилась не только со своей сестрой Машенькой,но и с тремя маленькими детьми брата.По вечерам брат отпускал на вечерки, где девушки пряли кудель. На вечерках повстречала своего будущего мужа Федора и в 18 лет вышла за него замуж. Недолго продолжалось счастье молодых,в 1937 году мужа забрали в армию, а на руках молодой женщины остался маленький ребенок- сыночек Коленька. Но молодая женщина не унывала, у нее был свой дом и полный двор скотины. Малыша сдавала в детский сад, а сама трудилась в колхозе. Во время войны работала в колхозе. Прабабушка воспитала 6 детей: сыновья Николай и Александр, дочери Анна, Таисия, Галина и Валентина, всегда была веселой и жизнерадостной, очень любила петь песни, чему научила и своих детей.Всю жизнь проработала в колхозе имени Октябрьской революции, была звеньевой и больше всех навязывала снопов. Отлично готовила и пекла вкусный хлеб.
Федор Иванович родился14 октября 1919 года в селе Стяшкино, Горьковской области, Большеболдинского района в семье, где было трое детей. Его мать происходила из зажиточной семьи, поэтому в детстве дед не знал, что такое голод. Окончил 7 классов школы.В семье он был самым младшим, поэтому его все любили. В 16 лет Федорпривел в дом молодую жену, и родители сразу построили для молодой семьи дом. В 1939 году деда призвали в армию, думал, через три года вернется к молодой жене, разлука продлилась до 1947 года. Служил на Дальнем Востоке, в танковой дивизии. Прошел всю войну от сержанта до капитана,от командира танка до командира роты.Воевал на Курской дуге. Был 5 раз ранен, но живой вернулся не сразу домой, а остался служить на Дальнем Востоке.Прадедушка имеет боевые награды «Орден Отечественной войны 1 и 2 степени», орден «За победу над Германией», «За взятие Вены», «За взятие Кёнигсберга», юбилейные медали, всего 20 штук. В мирное время работал в колхозе бригадиром, парторгом. За мирный труд имеет награды: орден «Знак почета» и орден
«Октябрьской революции».
Заботины Евгения Александровна (девичья фамилия Соснова) и Николай Николаевич.
Евгения Александровна родилась 25 декабря 1925 года в Ветлужском районе, деревне Сосновка. В стране был голод, и родители маленькой Жени в поисках лучшей жизни переехали вместе с 5 детьми в Шахунский район на починок Гусевский. Женя в семье была самая старшая, поэтому маленькие братья и сестры были на ее попечении. Во время войны девушка работала на окопах в Горьком, там и подорвала свое здоровье. В 20 лет вышла замуж, родила и воспитала 5 детей: дочь Галина, сыновья Юрий, Иван, Александр и Владимир. Все время работала в колхозе, была очень трудолюбива. Но к сожаленью рано умерла, в 50 лет в свой день рождения.
Николай Николаевич родился 29 июля 1929 года в деревне Шестериково,Шахунского района, Горьковской области Семья была зажиточной, потому что все были трудолюбивые.Дед маленького Коли имел мельницу, а также занимался извозом. Николай Николаевич закончил 7 классов. В военное время подросток трудился в колхозе вместе с мамой и маленькой сестренкой. После войны служил в армии.
Работал 15 лет председателем колхоза«Заря коммунизма», затем управляющим после объединения колхозов.Имеет правительственные награды медаль « За доблестный труд» а также медаль « Ветеран тыла».
Бабушка и дедушка по маминой линии
Заботины Таиса Федоровна и Иван Николаевич
Таиса Федоровна родилась(девичья фамилия Долгова) в селе Чертас, Большеболдинского района, Горьковской области. В семье было шестеро детей, семья была дружной. Дети учились в школе, помогали родителям по хозяйству, а все лето трудились в колхозе. В 1972 году бабушка с отличием закончила Сумароковскую школу и пошла учиться в Арзамасский приборостроительный техникум. Там познакомиласьс нашим дедом, вышла за него замуж и переехалажить в Шахунью. Профессию пришлось сменить: бабушка работала воспитателем в детском саду и вот уже 29 лет работает в нашей Туманинской школе библиотекарем. Бабушка воспитала 2 детей: дочь Женю и сына Сергея. Она всегда жизнерадостна, любит готовить, собирает много грибов и всех ими угощает. Еще бабушка хорошо поет.
Заботин Иван Николаевич родился 1 января 1955 года на починке ГусевскомШахунского района, Горьковской области в семье, где было пятеро детей. Как все деревенские мальчишки рано познал крестьянский труд, в свободное от школы время трудился в колхозе. Маленький Ваня с детства увлекался техникой и поэтому выбрал профессию механика. В 1976 году закончил Арзамасский совхоз – техникум, а после службы в армии вернулся в родной колхоз. Работал механиком, главным инженером, комбайнером, председателем колхоза. Имеет за труд правительственные награды медаль«За доблестный труд» и орден « За преобразование Нечерноземья». Сейчас дед трудится в НТК слесарем.
Моя мама Воронцова Евгения Ивановна (Девичья фамилия Заботина) родилась 20 октября 1977 года в деревне Туманино, Шахунского района, Нижегородской области. В 1995 году закончила Туманинскую среднюю школу и стала учиться в Ветлужском лесотехникуме на экономическом отделении, в 1997 году с отличием закончила техникум, работала экономистом в колхозе имени Фрунзе. В 1998 году вышла замуж и молодая семья переехала жить в Шахунью, где молодая женщина 2 года работала экономистом в ветлечебнице.Закончила заочно Горьковскую сельскохозяйственную академию, специальность- экономист.Сейчас мама трудится в Инспекции Гостехнадзора по Шахунскому району заместителем начальника.Имеет много областных грамот за хорошую работу. Воспитывает двоих детей: сына Ивана и дочь Настю.
2.2.Прабабушки и прадедушки по папиной линии.
Разживины Иван Федорович и Лидия Николаевна (девичья фамилия Шильникова).
Иван Федорович родился 29 июня 1924 года в деревне Красная Речка, Шахунского района, Горьковской области в семье колхозника. Маленький Ваня с детства познал нелегкий крестьянский труд. Учился в Шестериковской школе, а все лето работал в колхозе. Когда началась война, юноше было 17 лет, работал в колхозе, и только исполнилось 18 лет, был призван в ряды Красной армии. Прошел всю войну в качестве связиста, имеет боевые ордена за взятие Праги, орден Отечественной войны.
После войны вернул в родную деревню, женился на девушке по имени Лида. Воспитали троих детей. В 1977 году переехали вместе с семьей в город Инту, где до самой пенсии проработал шахтером. Когда ушел на пенсию, вернулся вместе с женой на родину и жил до самой смерти в деревне Аверята, Шахунского района. Умер в 1997 году.
Лидия Николаевна родилась 21 октября 1926 года деревне Макарово, Шахунского района, Горьковской области. Маленькой Лиде было всего 12 лет, когда умерла ее мама. Отец женился надругой женщине, появились дети. Когда ровесники Лиды гуляли на улице, она присматривала за маленькими детьми, работала по дому. Девочка рано познала крестьянский труд. В войну работала в колхозе, вместе со всеми старалась приблизить Победу. После войны вышла замуж, воспитала 3 детей. В 1977 году вместе с мужем переехали жить в город Инту. Наравне с мужчинами работала на шахте.
После выхода на пенсию, вместе с мужем переехала жить на Родину. Умерла в 1995 году.
Бабушка по папиной линии.
Воронцова(девичья фамилия Разживина) Валентина Ивановна. Родилась 10 января 1949 года в деревне Красная речка,Шахунского района, Горьковской области. Училась в Шестериковской школе. В 1964году поступила в Дзержинское педагогическое училище, на воспитателя. В 1971 году вышла замуж и вместе с молодым мужем переехали жить в город Инту, где родились двое детей: дочь Люба и сын Саша. Маленькому Саше было 4 года, когда родители разошлись. Молодая женщина уехала на Север, в город Дудинка, где вышла замуж, родила девочку Валю, ее фамилия стала Лаппо. На севере трудилась воспитателем в детском саду. В 2001 году переехала жить в Шахунью, здоровье было подорвано и в 2005 году бабушки не стало.
Мой дедушка – Воронцов Вячеслав Иванович.
К сожалению, связь с дедушкой прервалась, когда мой папа был еще маленький. Дедушка развелся с бабушкой и больше мы о нем ничего не знаем.
Мой папа- Воронцов Александр Вячеславович родился 21 августа 1976 года в городе Инта, Коми. Учился в школе в городе Дудинка, но на все лето приезжал к бабушке с дедушкой в деревню Аверята, Шахунского района. С 4 класса учился в Туманинской средней школе. В 1991 году закончил 9 классов и поступил учиться в СПТУ -99. После окончания был призван в армию, был участником боевых действий в Чечне. Заочно закончил Горьковскуюсельхозакадемию, отделение инженера- механика.
Сейчас папа работает на железной дороге начальником дефектоскопного вагона. Папа любит рыбалку, заниматься ремонтом машин. Он хороший печник.
2.3. Традиции нашей семьи.
Естьунасзамечательнаясемейнаятрадиция–хранитьпамятьосвоихпредках.
Естьтакаядобраятрадициявнашейсемье–гостеприимство,угощение.
Аещеунасестьвсемьетрадиция–отдыхатьвсейсемьей.
2.4. Правила,которыевведеныв обиходнашей семьи:
Родителиконтролируютшкольныеделадетей.Каждыйчленсемьиимеетсвоиобязанности.
Приподготовкексемейнымпраздникамкаждыйчленсемьивноситсвоепосильноеучастие.
Родителиобязанызнать,чемзанимаютсядетивсвоесвободноеотзанятийвремя.
Старшиедетиоказываютпомощьмладшим,вотсутствиеродителейприсматриваютзаними.
3. Заключение
Родословная - семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение. Она как связующая нить между отцом и сыном, дедом и внуком…
Давно известно, чем больше мы знаем о своем прошлом, тем с большим вниманием присматриваемся к будущему. Мы непросто живем, мы продолжаем историю собственного рода и одновременно создаем свою.
Результатом работы по теме «Моя родословная» является восстановление родословной моей семьи из четырех поколений и составление генеалогического древа рода Заботиных - Воронцовых. Кроме того я узнала много интересного о своих предках (особенно о прадедушках и прабабушках), увидела много общего в чертах моего характера, внешних данных с моими родственниками. Я намерена и дальше изучать историю моего рода, а с результатами моих исследований планирую познакомить моих родственников, создав презентацию «Род семьи Заботиных - Воронцовых».
Литература
- Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
- Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005
- Семейный архив Заботиных
- Семейный архив Воронцовых
Списокиспользованныхинформационныхресурсов:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной сближает всех членов семьи. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода.
Семья - это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их детей. « Р од » - это ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Поколение - совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку. Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Генеалогическое древо- научное выражение, олицетворяющее семейное древо или фамильное древо, которое отображает то, как развивалась та или иная династия.
Моя родословная по маминой линии
П рабабушка Долгова Антонина Федоровна родилась 24 ноября 1916 года в селе Чертас . Она воспитала 6 детей, всегда была веселой и жизнерадостной, очень любила петь песни. Жизнь проработала в колхозе имени Октябрьской революции. Отлично готовила и пекла вкусный хлеб.
Прадедушка Долгов Федор Иванович – родился 14 октября 1919 года в селе Стяшкино . Прадед служил в танковой дивизии на Дальнем Востоке. Получил боевые награды «Орден Отечественной войны 1 и 2 степени», орден «За победу над Германией», «За взятие Вены», «За взятие Кёнигсберга»
Прабабушка Заботина Евгения Александровна родилась 25 декабря 1925 года в деревне Сосновка . В 20 лет вышла замуж, родила и воспитала 5 детей. Все время работала в колхозе, была очень трудолюбива.
Прадедушка Заботин Николай Николаевич родился 29 июля 1929 года в деревне Шестериково . В военное время трудился в колхозе. После войны служил в армии. Проработал 15 лет председателем колхоза « Заря коммунизма ». Был награжден правительственными наградами, медалями «За доблестный труд» и «Ветеран тыла».
Бабушка Заботина Таиса Федоровна родилась с селе Чертас . Бабушка воспитала двоих детей. Более 30 лет она работает библиотекарем в нашей Туманинской школе. Замечательная и гостеприимная хозяйка, любит петь песни и вязать внукам теплые в ещи.
Дедушка Заботин Иван Николаевич родился 1 января 1955 года на починке Гусевском . Работал механиком, главным инженером, комбайнером, председателем колхоза. Имеет медаль «За доблестный труд» и орден «За преобразование Нечерноземья». Сейчас дед трудится в НТК слесарем.
Моя мама Воронцова Евгения Ивановна родилась 20 октября 1977 года в деревне Туманино . Сейчас мама трудится в Инспекции Гостехнадзора заместителем начальника . Имеет много областных грамот за хорошую работу. Воспитывает двоих детей: сына Ивана и дочь Настю .
Моя родословная по папиной линии
Прадедушка Разживин Иван Федорович родился 29 июня 1924 года в деревне Красная Речка. В 18 лет был призван в ряды Красной армии. Прошел всю войну в качестве связиста, имеет боевые ордена за взятие Праги, орден Отечественной войны. После войны вернулся в родную деревню, женился на девушке по имени Лида. Воспитали троих детей.
Прабабушка Разживина Лидия Николаевна родилась 21 октября 1926 года деревне Макарово . Девочка рано познала крестьянский труд. В войну работала в колхозе, вместе со всеми старалась приблизить Победу. После войны вышла замуж, воспитала 3 детей. В 1977 году вместе с мужем переехали жить в город Инту. Наравне с мужчинами работала на шахте.
Бабушка Воронцова Валентина Ивановна родилась 10 января 1949 года в деревне Красная речка. В 1971 году вышла замуж и переехала жить в город Инту, где родились двое детей: дочь Люба и сын Саша. Маленькому Саше было 4 года, когда родители разошлись. Молодая женщина уехала на Север, в город Дудинка, где трудилась воспитателем в детском саду.
Дедушка Воронцов Вячеслав Иванович. К сожалению после развода с бабушкой связь с ним прервалась.
Мой папа Воронцов Александр Вячеславович родился 21 августа 1976 года в городе Инта. После окончания СПТУ - 99 был призван в армию, был участником боевых действий в Чечне. Сейчас папа работает на железной дороге начальником дефектоскопного вагона. Папа любит рыбалку, заниматься ремонтом машин. Он хороший печник.
Традиции нашей семьи. Есть у нас замечательная семейная традиция – хранить память о своих предках. Есть такая добрая традиция в нашей семье – гостеприимство, угощение. А еще у нас есть в семье традиция – отдыхать всей семьей. Правила, которые введены в обиход нашей семьи: Родители контролируют школьные дела детей. Каждый член семьи имеет свои обязанности. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие. Родители обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Моя родословная"
Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...
Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...
Проектная деятельность учащихся "Моя родословная. Создание генеалогического дерева"
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориенти...
Проектная работа по теме "Моя родословная"
Проектная работа по теме "Моя родословная".Конец 3 начало 4 класса....
Проектная работа "Родословная моей семьи"
Проектная работа...
Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»
Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»...
Проектная работа "Моя родословная"
Данная проектная работа может быть использована при подготовке к уроку " Окружающий мир", 2 класс...