Программа « Окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Сазонова Лилия Николаевна

Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе: Примерной программы по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру для начального общего образования1 -4 класс курса УМК «Начальная школа 21 века» (автор Н. Ф. Виноградова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА « ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР»

(для четырёхлетней начальной школы)

Н. Ф. Виноградова

I. Пояснительная записка

      Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1  класса разработана на основе: Примерной программы по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру для начального общего образования1 -4 класс курса УМК «Начальная школа 21 века» (автор Н. Ф. Виноградова)

Программа учитывает особенности ребёнка с задержкой психического развития, направлена на разностороннее развитие личности учащейся, способствует их умственному развитию. Программа содержат материал, помогающий учащейся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять

здоровье.

      На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.      Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у ученицы разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания ученицы терминов и понятий.

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов ученицы на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающейся, формирование её общей культуры и эрудиции.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

II. Общая характеристика учебного предмета

      «Окружающий мир» - предмет интегрированный». В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во – вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения, предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
  4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у учеицы элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
  5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип обязывает  учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, в краеведческий, музеи. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

       В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается в 1 и общее количество часов по предмету составляет 33 часа.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      Общечеловеческие ценности представляют собой: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.   В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

      Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

      Содержание курса окружающий мир  направлено на следующие ценностные ориентиры:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

      Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

      Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

      Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность  его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории,
  • понимание особой роли ЯНАО в истории России, воспитание чувства гордости за национальные достижения; за достижения своих земляков (р.к.)
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • воспитание уважительного отношения к своей малой родине (р.к.)
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

      Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе на основе краеведческого материала (р.к.);
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) своего родного края(р.к.);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

VI. Содержание учебного премета

1 класс (33 ч)

Введение. Этот удивительный мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (1 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др.

Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Твоё здоровье (3 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Труд людей (4 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (10ч)

Красота природы. Природа родного края(р.к.) Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе родного края (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Явления природы (общее представление о 3 - 4 явлениях). Особенности времен года (на основе

наблюдений). Погода, предсказание погоды.

Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения).(р.к.) Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы нашего края(р.к.) и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных.

Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Наша страна – Россия. Родной край (10 ч)

Название города , в котором мы живем. Главная улица (площадь). Труд людей родного города . Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.  Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Народное творчество родного города(р.к.) ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Я и другие люди (2 ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Семья (2 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года». Экскурсии, знакомящие учащуюсяся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).(р.к.)

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы,

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

дата

Кор. дата

Характеристика деятельности учащихся

Этот удивительный мир.

Нас окружает удивительный мир

1

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Мы – школьники.

Давай познакомимся

1

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с друзьями, взрослыми.

Родная природа.

Сентябрь – первый месяц осени.

1

Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года

Группировать (классифицировать)овощи и фрукты по отличительным признакам.

Родная природа.

Что нам осень подарила. Грибная пора.

1

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Характеризовать признаки времён года.

Исследовать дары осени

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Семья.

Семья. Взаимоотношения в семье.

1

Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).

Родной край – частица Родины

О маме. Любимые занятия.

1

Поддерживать семейные традиции.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Семья.

Воскресный день.

1

Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Труд людей.

Как из зерна получилась булка

1

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством.

Родная природа.

Человек и домашние животные

1

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Родная природа.

Октябрь уж наступил

1

Описывать сезонные изменения в природе.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Родная природа.

Явления природы.

1

Сравнивать и  различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Наша страна – Россия. Родной край.

Где ты живешь. Памятные места города

1

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Наша страна – Россия. Родной край.

Правила поведения на дорогах. Беседа по вопросам

1

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Труд людей.

Ты и вещи. Кто работает ночью.

1

Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Твоё здоровье.

Что такое здоровье

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Твоё здоровье.

Твои помощники – органы чувств

1

Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни.

Твоё здоровье.

Правила гигиены

1

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Родная природа.

Ноябрь – зиме родной брат.

1

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Родная природа.

Дикие животные

1

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Родная природа.

Звери - млекопитающие

1

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Родная природа.

Что мы знаем о птицах

1

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Наша страна – Россия. Родной край.

Родной край

1

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

Наша страна – Россия. Родной край.

Дом, в котором ты живешь

1

Труд людей.

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

1

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

 

Родная природа.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

1

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Я и другие люди.

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

1

Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.

Я и другие люди.

Идем в гости

1

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Моделировать ситуацию похода в гости.

Различать формы поведения в гостях

Наша страна – Россия. Родной край.

С Новым годом!

1

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Наша страна – Россия. Родной край.

Наша страна – Россия

1

Уважать, узнавать и описывать государственные символы.

Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

Наша страна – Россия. Родной край.

Мы – граждане России

1

Уважать и описывать обычаи народов России.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Наша страна – Россия. Родной край.

Народная сказка

1

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных.

Наша страна – Россия. Родной край.

Мы – граждане России

1

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Труд людей.

Кто работает на транспорте

1

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Знать профессии людей, связанных с транспортом

Итого

33 ч

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана – Граф, 2015.

Н.В. Виноградова 1 класс: Учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 2 ч.. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Н.В. Виноградова окружающий мир : 1 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений  М.:Вентана-Граф, 2015.

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания -магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Интерактивная доска

Телевизор.

Персональный компьютер.

Принтер.

Сканер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по музыке 2 класс 1 четверть (к программе« Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания.)

Повторение по теме «три музыкальные основы».Оборудование: ПК, интерактивная доска,  тестЦели: обобщить и систематизировать знания учащихся;  развивать мышление, внимание.Ин...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...

методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...

Рабочая программа_окружающий_мир_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа окружающий мир 1 класс_Начальная школа XXI века

                  Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ...

ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (для четырёхлетней начальной школы) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

ПРОГРАММА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»(для четырёхлетней начальной школы)Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс Начальная школа 21 век

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс Начальная школа 21 век...