Рабочая программа_окружающий_мир_4 класс_Начальная школа XXI века
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Раводина Светлана Ивановна

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова»,  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова»,  программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова», авторской программы  «Начальная школа XXI века» (Н.Ф.  Виноградова) М.:Вентана- Граф, 2013, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx60.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»

«Утверждаю»

Директор школы Т.Н.Зырянова

«____» ____________ 2016 г.

________________________

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»

(начальное общее образование)

«Начальная школа ХХӀ века»

2016-2017 учебный год

                                                                                                                                                                                         Разработчик:

Раводина С.И.

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                                                                                                                Принята на педсовете

Протокол № ___ от «____»  ___________ 2016 г.                                                   Протокол № ____ от «___ »_______ 2016 г.

Берёзовка

2016

2.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова»,  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова»,  программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова», авторской программы  «Начальная школа XXI века» (Н.Ф.  Виноградова) М.:Вентана- Граф, 2013, положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова».

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:  

  • развитие  умений  наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение  знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
  •  о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 На  основе установленных целей изучения предмета  Окружающий мир  были определены его функции:  образовательная, развивающая, воспитывающая.  Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое иличностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая

функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистическихнорм жизни в природной и социальной среде.

Место окружающего мира в учебном плане.

В учебном плане МБОУ «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К.Зырянова» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» выделено 270 часов. Программа рассчитана на четыре года обучения, на проведение двух уроков в неделю в каждом классе.

Класс

Количество часов

в учебном году

в неделю

1

66

2

2

68

2

3

68

2

4

68

2

      Программа обеспечена учебно- методическим комплексом:

  1. Окружающий мир: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Окружающий мир: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Изменения в программе:  на изучение раздела «Человек- живое существо» по программе отводится 16 часов. Я внесла изменения, оставив на изучение 11 часов, а 5 часов распределила следующим образом:

2 часа внесла на изучение раздела « Родная страна : от края до края» (10 часов по программе + 2 часа итого 12 часов). 3 часа внесла на изучение раздела «Человек- творец культурных ценностей» (по программе на изучение раздела отведено 12 часов + 3 часа оттого 15 часов) . 3 резервных часа распределены на темы: «Введение»- 1 час, , в раздел «Человек и общество, в котором он живет»- 2 часа.

                               3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых,    сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Человек и природа
Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество


Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

4. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2016-2017учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Введение 1 час

Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы

Регулятивные УУД:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

Сохранять учебную задачу в течении всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изученным материалом;

- выделять из темы урока известные знания и умения;

- планировать свое высказывание;

- планировать свои действия;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетв/неудовл своей работой на уроке;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: (научатся)

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность;

-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;

- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ;

- моделировать экологические связи в природных сообществах

Коммуникативные: (научатся)

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнера по общению, не перебивать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

-аргументировать свою позицию;

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

Строить монологическое высказывание;

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: (будут сформированы)

- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина РФ;

- чувства сопричастности к отечественной истории своей семьи и гордости за вою родину;

-сознание своем этнической принадлежности в контексте принципа российской принадлежности;

-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи;

- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

-самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки;

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Человек — живое существо (организм)

30 часов

Человек — живой организм.11 часов

 Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного

Твоё здоровье 12 ч

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные

Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»

Человек — часть природы

2 часа

Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека

Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»

Человек среди людей

5 ч Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость

Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей

Человек и общество в котором он живёт- 35 часов

Родная страна:  от края до края

12 ч

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности

Человек — творец культурных ценностей- 15 ч

Культура в разные исторические времена

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений

Человек — защитник своего Отечества

5 ч Человек — воин. Героические страницы истории

Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий

Резерв 3 часа:

1 четверть- 1 час тема «Введение».

2 раздел-

«Человек и общество в котором он живёт» -2 резервных часа

Гражданин и государство

3 ч

Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей гражданина России

5. Тематическое планирование

учебного предмета «Окружающий мир»

2016-2017учебный год

№п/п

Тема урока

Количество часов, отводимых на освоение темы

Дата прохождения

План

факт

Резерв. Введение (1 ч).

1

Человек – часть природы.

(Природа – источник существования человека..Зависимость жизни и благополучия человека от природы.)

1

3.09

Человек – живое существо (организм)

11 часов

2

Человек – живой организм.

(Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.)

1

6.09

3

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы.

1.Её значение в организме. Осанка. Скелет – опора человека. Мышцы «умеют» сокращаться.

2.Кости и мышцы необходимо укреплять.

1

10.09

4

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы.

1.Её значение в организме. Осанка. Скелет – опора человека. Мышцы «умеют» сокращаться.

2.Кости и мышцы необходимо укреплять.

1

13.09

5

Пищеварительная система.

(Как пища переваривается..Береги зубы с детства.)

1

17.09

6

Дыхательная система.(Как работает дыхательная система?

Береги дыхательную систему.)

1

20.09

7

Кровеносная система.(Кровь и её значение.

Сердце – главный орган кровеносной системы.)

1

24.09

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

(Кожа. Строение кожи.

Как «работает» кожа.  О коже нужно заботиться.)

1

27.09

9

Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека»

1

1.10

10

Как человек воспринимает окружающий мир.

1.Зрение. Как устроен орган зрения? Береги глаза. Если глаза устали… Слух. Как устроено ухо человека? Береги слух.

1

4.10

11

Как человек воспринимает окружающий мир.

2.Обоняние. Как мы чувствуем запахи? Береги обоняние.

Вкус. Сколько вкусов различает человек? Можно ли тренировать свой орган вкуса?

Осязание.)

1

7.10

12

Обобщение. Контрольная работа. Тема: «Органы чувств».

1

11.10

Ты и твоё здоровье 10 ч.

13

Мир чувств.

(Эмоции. От простых эмоций к чувствам. «Учитесь властвовать собой!»)

1

15.10

14

Обрати внимание на внимание.

1

18.10

15

Помни о памяти.

(Зачем человеку память.

Развивай память.)

1

22.10

16

Правила здоровой жизни.

1.Здоровье человека. Режим дня школьника. Здоровый человек – здоровый сон.

О правильном питании.

1

25.10

17

Правила здоровой жизни.

2.Как закаливать свой организм. Можно ли снять усталость?

1

8.11

18

Поговорим о вредных привычках.

(Курение опасно для здоровья.

Осторожно – спиртное!

Забава, которая приводит к смерти.)

1

12.11

19

Когда дом становится опасным.

(Огонь – друг и враг.

Как уберечь себя от ожогов.

Как дышать, если кругом дым.

Острые предметы – это опасно!

Как пользоваться газовой плитой.

Работаем с компьютером.)

1

15.11

20

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

(Улица полна неожиданностей!

Знаете ли вы правила дорожного движения?

Сигналы регулировщика.)

1

19.11

21

Если случилась беда…

(Помощь при травме.

Если гроза застала тебя на прогулке.

Бывают ли животные опасными?

Если тебя укусила пчела. Ядовитые грибы.

Ядовитые растения.)

1

22.11

22

Что нужно знать о болезнях.

(Грипп. Аллергия. Если болит живот. Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка.)

1

26.11

Человек – часть природы-2 ч.

23

Чем человек отличается от животных.

1

29.11

24

Человек умеет думать и говорить.

1

3.12

Ты и твоё здоровье- 2 ч

25

От рождения до старости.

(Счастливая пора детства.

Что необходимо для роста и развития человека.)

1

6.12

26

Почему пожилым людям нужна твоя помощь.

(Старый дед и внучек.)

1

10.12

Человек среди людей- 5 ч.

27

Поговорим о доброте.

1

13.12

28

Что такое справедливость.

(Учимся быть справедливыми.)

1

17.12

29

Умеешь ли ты общаться?

1.Учимся вести беседу.

Просто ли написать письмо?

1

20.12

30

Умеешь ли ты общаться?

2.Избегай общения с незнакомыми людьми.

1

24.12

31

Контрольная работа по теме: «Человек – живое существо»

1

27.12

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края- 12 ч

32

Гражданин должен знать свою Родину.

1

14.01

33

Природные зоны России.

1.Арктика. Тундра.

1

17.01

34

Природные зоны России.

2.Тайга.

1

21.01

35

Природные зоны России.

3.Смешанные леса. Степь.

1

24.01

36

Природные зоны России.

4.Пустыня. Влажные субтропики.

1

28.01

37

Почвы России.

Почва – среда обитания растений и животных.

Какую почву называют плодородной.

Почва нуждается в охране.

1

31.01

38

Рельеф России.

Восточно-Европейская равнина.

Западно-Сибирская равнина.

Урал – Каменный пояс.

1

4.02

39

Как возникли и строились города.

Как возникли и строились города.

Как выбиралось место для строительства города.

1

7.02

40

Как возникли и строились города.

«Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному.

1

11.02

41

Россия и её соседи.

Япония – страна восходящего солнца.

1

14.02

42

Россия и её соседи

Китай – страна природных контрастов.

1

18.02

43

Россия и её соседи

Королевство Дания. Финляндия – наш северный сосед

1

21.02

Резерв 1 час

44

Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края»

1

24.02

Человек и общество, в котором он живет. Человек творец культурных ценностей- 15ч.

45

Что такое культура?

1

28.02

46

Как возникла письменность.

Летопись – рукописная книга.

1

4.03

47

Образование – часть культуры общества.

1.О первых школах и книгах.

1

7.03

48

2.Владимир Мономах и его «Поучение». Первая «Азбука».

1

11.03

49

3.Чему и как учились при Петре I.  Как развивалось образование  после Петра I.

1

14.03

50

4. Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов.

1

18.03

51

5.Школа в XIX  (19) веке.

1

21.03

52

Русское искусство до XVIII (18) века.

1.Русская икона.

1

4.04

53

2.Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси.

1

8.04

54

3.Обрядовые праздники. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси.

1

11.04

55

Искусство России XVIII (18) века.

1.Архитектура.

2.Живопись.

3.Государственный публичный театр.

1

15.04

56

Золотой век русской культуры).

1.Поэты и писатели (XIX (19) век. Николай Александрович Некрасов. Лев Николаевич Толстой.

1

18.04

57

2.Композиторы  XIX (19) века.

Михаил Иванович Глинка.

Пётр Ильич Чайковский.

1

22.04

58

3.Художники  XIX (19) века).

Василий Андреевич Тропинин. Илья Ефимович Репин. Исаак Ильич Левитан.

1

25.04

59

Искусство России XX (20) века.

1

29.04

РЕЗЕРВ 1 ч

60

Промежуточная аттестация: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру

1

2.05

Человек и общество, в котором он живет. Человек- защитник своего Отечества- 5 ч

61

Героические страницы нашей Родины.

1.Почему люди воюют?

Как Русь боролась с половцами.

Как русские воины победили шведских захватчиков.

1

6.05

62

2.Битва на Чудском озере.

Куликовская битва.

1

13.05

63

3.Отечественная война 1812 года.

1

16.05

64

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. 4.Сталинградская битва.

«Всё для – фронта, всё – для победы!».

Берлин взят!

1

20.05

65

Контрольная работа по теме: «Героические страницы нашей Родины»

1

23.05

Человек и общество, в котором он живет.Гражданин и государство- 3 ч.

66

Мы живем в Российском государстве.

1.Русский  язык – государственный язык России. Права граждан России .Обязанности граждан России.

1

27.05

67

Мы живем в Российском государстве.

Символы государства

1

29.05

68

Контрольная работа по теме: «Гражданин и государство»

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....

рабочая программа. Окружающий мир. 2 кл. Перспективная начальная школа

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной прогр...

Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век

Рабочая программа окружающий мир 2 класс УМК Начальная школа 21 век...

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса. УМК "Начальная школа XXI века" (Составлена на основе авторской программы, Окружающий мир: программа: 1 - 4 классы /Н.Ф. Виноградова. - Моск...

Рабочая программа «Окружающий мир 1 класс» по ФГОС Школа России

программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и...

Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс в соответствии с ФГОС...