Урок окружающего мира в 4 классе "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Разработка урока по ФГОС, презентация поможет полно раскрыть тему "Великая Отечественная война", сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; расширить мировозрение школьников на основе изучаемого материала. Презентация не закачивается, вышлю в личку по просьбе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Урок окружающего мира в 4 классе.        
Тема урока: Великая Отечественная война

Цель урока

Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; расширить мировозрение школьников на основе изучаемого материала.

Задачи урока

Познакомить с основными битвами войны, великими полководцами того времени, как была развязана вторая мировая война, итогами и историческими значениями второй мировой войны, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы урока, продолжать учить получать историческую информацию из разных источников;

развивать речь, мышление, расширение кругозора, обогащение словарного запаса на историческую тематику, умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, развивать критическое мышление;

пробудить интерес к предмету, воспитывать патриотизм на примере героизма Советских солдат и полководцев в годы второй мировой войны.

Планируемые результаты

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.

метапредметные

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и материал учебника;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, групповая технология.

Ход урока

1. Организация класса.

  - Встали ровно. Садитесь. Начнем урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Назовите тему предыдущего урока.

( Россия в годы Советской власти)

  • - На ваших партах лежат листочки. Вам надо ответить на вопросы.

Россия в годы Советской власти

1.Как стала называться наша страна в 1922 году?

(Напиши полное и сокращенное название)    

2.Соедини линиями.

- фабрикант

-метрополитен                                                         - колхозники

- рабочие факультеты                                                     - царь

- помещик

   Российская империя

   Советский Союз

Проверка. Слайд 2

  • Как развивалась Россия после лихолетья революций и войн начала 20 века? (пересказ)
  • Добавьте факты, которые пропустил отвечающий.

3. Изучение нового материала.

- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать послушайте запись и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.

   Слайд 3 Звучит запись песни «Священная война». После прослушивания- ответы детей.

- Тема нашего урока «Великая Отечественная война» (СЛАЙД 4)

-Какие бывают войны? (мировая, отечественная, гражданская)

Щелчок по слайду

- Объясните разницу.

Какую цель поставим перед собой на урок? ( Расширить знания о Вов)

-Определим задачи урока. (узнавать новые факты о Вов, развивать речь, расширять кругозор, сохранять в памяти подвиг народа) Слайд 5

- Вы много слышали о Великой Отечественной войне, читали, смотрели фильмы. Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?

 (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)

-Почему отечественная война?

  (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)

- Почему победу в этой войне называют великой?

  ( Несмотря на все трудности, советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)

- Сколько лет длилась?

- 4 долгих страшных года.

 – С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

Но что предшествовало этой войне? Послушайте меня.

- Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

– Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года.

    190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны.  СЛАЙД  6, ЗАПИСЬ

- Враг рассчитывал на молниеносную войну. Посмотрите на карту. СЛАЙД 7

- На какие города направляла Германия самые главные удары?

- Это были самые крупные города Советского Союза.

-Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

  С первого дня войны на борьбу с врагом  поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Что он символизировал?  СЛАЙД 8

-  Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории: партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Щелчок по слайду «Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.

    Мы много узнали о ВОв из рассказов своих родственников, когда работали над проектом «След ВО войны в моей семье».

-У каждой войны есть свои герои. В истории ВОв остались имена тысячи героев, многие из которых отдали свою жизнь за наше Отечество. Семь российских городов тоже получили высокое звание город-герой.

Как вы думаете, за что городу давали такое высокое звание - герой?

(Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг)

- Сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны. СЛАЙД 9

4. Работа с учебником.

Откроем первую страницу летописи.

- Откройте учебник на стр.109. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА.

СЛАЙД 10: блокада Ленинграда

Прочитайте рассказ о блокаде.

Что запомнили?

Рассказ учащегося

  Одной из основных задач, которые стояли перед немецкими войсками в начале Великой Отечественной войны, была задача  захватить Ленинград. В процессе наступления на Ленинград немцы 30 августа 1941 г. перерезали последнюю связь города с остальной страной. Казалось, падение Ленинграда предрешено. Однако героическое сопротивление войск Ленинградского фронта и самоотверженная работа ленинградцев заставили врага в конце сентября 1941 г. остановиться на окраине города.

  Немцы перешли к уничтожению Ленинграда путем бомбежек и артобстрелов, рассчитывая на то, что голод и холода приведут защитников города к  смерти. Невозможно описать всех ужасов и лишений, которые пришлось пережить оставшимся в городе жителям. Но это не сломило их духа и воли отстоять родной город.

   Прекратив активные наступательные действия, немцы приступили к укреплению своих позиций.

  Наступление советских войск началось 12 января 1943 г. и проходило в чрезвычайно трудных условиях. Буквально каждый метр земли приходилось брать с напряженным боем. Наконец, 18 января войска очистили от немцев узкую полосу вдоль берега Ладожского озера.

    Вдоль освобожденного прохода были проложены шоссейная и железная дороги, которые позволили существенно улучшить снабжение города продовольствием и боеприпасами. Работа этих дорог было крайне напряженным из-за постоянных бомбардировок и артобстрелов со стороны немецких позиций. И хотя в блокадном кольце появилось окно, положение города, фактически окруженного врагом, оставалось очень сложным.

   Основное наступление советских войск началось 14 января 1944 г. Несмотря на сильноукрепленные позиции, немцы не выдержали натиска наших танковых и пехотных соединений, горевших желанием освободить Ленинград от блокады. За семь дней боев враг был отброшен от Ленинграда на 220-280 км. Наступил конец блокады легендарного города.

27 января 1944 г. считается днем снятия блокады. Именно в этот день в честь славной победы небо Ленинграда озарили огни салюта.

Подвиг защитников и жителей Ленинграда, отстоявших свой город, их мужество и самоотверженность вызвали восхищение во всем мире. Наша страна увековечила подвиг ленинградцев: 1 мая 1945 г. Ленинграду было присвоено звание города-героя.    

На доску вывешивается карточка

  Сегодня мы не задумываемся над тем, что мы будем есть. А в осажденном Ленинграде трудно было с продовольствием. В городе  были введены продовольственные карточки, чтобы навести порядок в снабжении города продуктами. Но продуктов не хватало.

Начался голод. Были введены нормы на выдачу хлеба: рабочим-250г, служащим и детям-125г.(показать) 50% хлеба- несъедобные примеси.

Но город выстоял.

- Самое знаменитое сооружение – монумент героическим защитникам Ленинграда, расположенный на площади Победы. СЛАЙД 11

- Продолжаем работать по учебнику.  Следующая страница летописи БИТВА ЗА МОСКВУ

- Итак, прочитайте рассказ о битве под Москвой и ответьте на вопрос:

 « Почему вражеским войскам был необходим захват Москвы?»

 СЛАЙД 12: МОСКВА

   Рассказ учащегося

   Приближалась зима, а к ведению боевых действий в зимних условиях немецкие войска не были готовы.  Гитлер поставил перед своими генералами новую задачу – все силы сосредоточить на захвате столицы СССР – Москвы и занять ее до наступления холодов. 

   Немецкое командование срочно разработало план под названием «Тайфун». В соответствии с этим планом  предполагалось  окружить Москву и блокировать ее. Для выполнения этого плана немецко-фашистское командование сосредоточило большие силы. В войска поступали военная техника и боеприпасы. Преимущество немецких войск  было существенным, как в личном составе, так и в вооружении.

   Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября 1941 года. Ударные танковые группы немецких войск быстро прорвали наши оборонительные позиции и стали продвигаться вперед.

   Москва активно готовилась отразить наступление немецких войск. На подходе к городу были построены оборонительные рубежи. В самом городе строились баррикады, устанавливались противотанковые ежи, население вышло  на строительство оборонительных сооружений, формировались добровольческие отряды.  Основные удары противника отражали воины трех фронтов: Калининского, Западного и Брянского.

   Генералу армии Жукову поручалось организовать оборону столицы. Немецкие войска, как правило, наступали вдоль больших дорог, поэтому именно здесь Георгий Константинович сосредоточил свои войска.  Здесь произошли наиболее крупные сражения. Стойкая оборона советских войск на этих направлениях позволила значительно задержать продвижение немцев к Москве.

   В тыл наступающего врага советское командование забрасывало диверсионные группы. Они нападали на немецких солдат, взрывали мосты и дороги в тылу врага, сжигали дома и укрытия, где прятались от мороза немецкие солдаты. 15 октября Москва была объявлена на осадном положении, оборонительные сооружения строились прямо на улицах города.

В первых числах ноября продвижение немецко-фашистских войск прекратилось, силы у немецких солдат иссякли.

   Последнее наступление на Москву началось 16 ноября и продолжалось две недели. Советские воины показали  всему миру свою несгибаемую стойкость и любовь к Родине. В критический момент политрук В.Г. Клочков произнес слова, которым суждено было войти в боевую летопись Отечественной войны: «Велика Россия, а отступать некуда: позади– Москва!» Слайд   В последней немецкой атаке  было  уничтожено 18 танков. Почти все истребители танков погибли, однако враг не прошел. Всем воинам этого подразделения было присвоено звание Героя Советского Союза.

   6 декабря Красная Армия перешла в наступление, не давая немцам закрепиться на достигнутых рубежах. Затем началось общее наступление советских войск.

  Группировка немецких войск под Москвой была полностью разгромлена. Это было первое крупное поражение фашистской Германии во второй мировой войне.

-Заслуживает ли Москва звания  город- герой? (Расположить карточку на доске)                            

- Продолжаем работать по учебнику. Переворачиваем следующую страницу летописи    СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Читаем текст.

 Слайд 14: Сталинград

- Когда начались бои под Сталинградом?

-Какие еще факты Сталинградской битвы вы запомнили?

Рассказ обучающегося

     Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника, окружила и ликвидировала группировку немецко-фашистских войск численностью в 300 тысяч.

    Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва стала переломной в ходе Великой Отечественной войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

    Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

    За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, более ста двадцати воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Как называется этот город теперь?

А городу Волгограду присвоено звание город - герой? Заслужено?

Прикрепить карточку.

Историко-мемориальный музей «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА» Слайд 15

- Летом 1943 года началось ключевое сражение в ВО войне. Догадались  какое?

   ( сражение на Курской дуге) СЛАЙД 16

- Прочитаем об этом в учебнике. КУРСКАЯ ДУГА

- Как назвали эту битву и за что?

-Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?

   ( Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.)

      Рассказ  учащегося.

    Планируя летнее наступление 1943г., немецкое командование стремилось взять реванш за поражение под Сталинградом. В качестве основного направления удара был выбран Курск. Предполагалось окружить советские войска, нанеся два одновременных мощных танковых удара с севера и юга.

   Немцы сосредоточили на этом участке фронта группировку войск в составе 900 тыс. солдат, 10 тыс. орудий, 2700 танков, 2000 самолетов. Особую надежду они возлагали на новые типы танков «пантера» и «тигр», самоходных орудий и самолетов.

Благодаря данным разведки, советскому командованию задолго до начала операции стали ясны места основных ударов. Это дало возможность подготовить оборонительные рубежи и разработать военный план операции. Было принято решение измотать врага в оборонительном сражении и после этого перейти в контрнаступление на широком фронте.

    Для реализации этого была полоса обороны. Части сосредоточенных здесь фронтов были укомплектованы: участвовало 1300 солдат, 20 тыс. орудий, 3600 танков и 2800 самолетов. Кроме того, в ближайшем тылу был организован резервный фронт (командующий И.С. Конев), который в случае необходимости должен был поддержать оборонительные усилия наших войск, но основная его задача была включиться в контрнаступление, свежими силами придав ему стремительность (в состав фронта входили 570 тыс. солдат, 7500 орудий, 1500 танков).

    Таким образом, советская группировка войск, противостоящая немцам на Курском выступе, превосходила их группировку как по количеству личного состава, так и по количеству вооружения.

   Накануне начала сражения от пленных стало известно точное время начала немецкого наступления – 5 июля, 3 часа. В 2 часа 20 минут 5 июля шквал огня обрушился на немецкие позиции, где танкисты и пехотинцы проводили последние приготовления к наступлению. Только в 5 часов 30 минут немцы смогли ответить на наступление советских войск.

  Немцы же планировали на 12 июля мощный танковый удар в районе станции Прохоровка. Для этого на узком участке фронта они сосредоточили до 700 танков из отборных танковых частей. С нашей стороны в районе Прохоровки для контрудара было сосредоточено около 800 танков.

12 июля началось контрнаступление наших войск на Курской дуге. Основные события этого дня развернулись на Прохоровском поле, где во встречном бою столкнулись около полутора тысяч танков.

Началось самое крупное в истории войн танковое сражение.

Для того, чтобы представить себе напряжение Прохоровского сражения, достаточно оценить плотность танков: в среднем по каждой полосе шириной 10 м навстречу друг другу двигалось по одному танку противников. Одновременно развернулись ожесточенные бои в воздухе.

В результате умелых действий, мужества и геройства наших танкистов враг был разгромлен, потеряв около 350 танков и 10 тыс. солдат убитыми.    Измотав врага в тяжелейших оборонительных боях, советские войска перешли в мощное и стремительное контрнаступление. Оценивая Курскую битву, И.В. Сталин сказал: «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».

   Говоря о сражении на Курской дуге, надо помнить, что прекрасная боевая техника, с лучшей стороны зарекомендовавшая себя там, обслуживалась и приводилась в действие советскими солдатами, которые сумели выстоять и победить в этом жесточайшем сражении. Мир стал свидетелем небывалой стойкости, мужества и массового героизма советских воинов. 180-ти из них было присвоено звание «Герой Советского Союза». Русский солдат вновь удивил мир и покрыл себя неувядаемой славой.

   Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной армии.

- В память об этом великом событии на поле сражения был установлен памятник «Звонница» СЛАЙД 17

До победы еще далеко, но первые весточки победы уже появились…

4. Работа в тетради на печатной основе. Задание 86 стр.51

 Игра « О каком событии говорится в стихотворении?»

 О Великой Отечественной войне написано много книг, картин, снято фильмов.

- О каких событиях Великой Отечественной войны говорят поэты?

  • В атаку, стальными рядами,
    Мы поступью твердой идем.
    Родная столица за нами
     
    Наш кровный родительский дом.
  • Мы не дрогнем в бою
    За столицу свою.
    Нам родная Москва дорога.
    Нерушимой стеной,
    Обороной стальной
    Остановим,
    Отбросим врага
     (Об обороне Москвы.)

- Запишите.

Открытые степному ветру 
Дома разбитые стоят! -                   
На шестьдесят два километра 
В длину раскинут Сталинград! . .
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой ! -
Стал фронтом поперёк России 
И всю её прикрыл собой ! . (О битве за Сталинград.)  Запишите.

  • На Невском падали снаряды, 
    Звенели в небе «мессера», 
    В снегу по пояс шла пехота, 
    Жизнь хлебным мерилась пайком, 
    Но им не то что нет охоты 
    Сегодня вспоминать о том-  (Об обороне Ленинграда.)

Запишите.

  • Сраженье танковое исход войны решило.
    Порою нервы напрягались до предела.
    Дрались танкисты мужественно и умело.
    Конец под Прохоровкой немецким планам положило.

 (Курская дуга)  Запишите.

5.ИТОГ УРОКА.

- Давайте посмотрим, достигнуты ли цели, выполнены ли задачи урока? Слайд

-Какая была та война?

- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

- Почему?

- Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

Слайд

Сегодня на уроке:

  • Я узнал …
  • Мне понравилось …
  • Я бы хотел …
  •  Новые знания мне пригодятся

 

6. Домашнее задание

Рассказать об одном из сражений. Дополнительно: подготовить рассказ о городе-герое, о котором мы не говорили сегодня.

7. Оценивание.

8. Музыка в осажденном городе Слайд 

   Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге.

История запомнит навсегда.

 На этом наш урок закончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" 4 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" для 4 класса. Презентация знакомит учащихся с Отечественной войной 1812 года....

Урок окружающего мира по теме Отечественная война 1812 года

Маткриалы к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспектива"...

Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с основными событиями  Отечественной войны 1812 года,  с биографией М. В. Кутузова...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...