Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Алёшина Ольга Александровна

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

на тему «Почва. Состав почвы»

(«Планета знаний»)

Цель: знакомство с почвой – верхним плодородным слоем земли.

Планируемые результаты:

предметные: иметь представление о почве как о верхнем плодородном слое земли; знать состав почвы; характеризовать процессы образования почвы, иметь представление о вредных веществах для почвы, меры по охране почвы;

метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить; уметь делать выводы, анализировать схемы, моделировать связи почвы и растений;

личностные: иметь представление о целостности окружающего мира; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Оборудование: презентация, учебник, карточки – распечатки, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, толковый словарь русского языка, электронная презентация.

Этап урока

Учитель

Дети

1

Орг.момент

(м/ф «Маша и медведь») (слайд 2)

- Охарактеризуйте Машу, скажите, какая Маша в этом фрагменте?

- А вам, ребята, интересно узнавать что - то новое?

-Я думаю, что сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Того нового, которое вам обязательно пригодится в жизни. Ведь урок окружающего мира, это урок знаний жизни вокруг нас.

(смотрят м/ф)

Любопытная, ей интересно всё знать.

Да.

2.

Самоопределение к деятельности

(приём «Корзинка идей»)

(работа в парах)

(в дверь стучат и приносят письмо)

- Ребята, что это такое? Письмо от Маши. Давайте его откроем.

«Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что мне всегда всё очень-очень интересно. И вам я советую узнать сегодня кое-что новое. Догадайтесь, о чём это я. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Видали ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется. Узнайте про это как можно больше. А поможет вам ваш учитель, учебник и много интересных заданий, которые я для вас приготовила. Удачи, ребята!!!»

-О чём же говорит Маша?

- Правильно.

-И первое задание – собрать корзинку определений слова «земля». Определить несколько значений слова.  (Слайд 3)

— Что дальше нам пишет Маша? «Разгадайте кроссворд, чтобы узнать тему урока»  (Слайд 4-5).

п

е

с

о

к

р

о

с

а

ч

е

л

о

в

е

к

в

е

т

е

р

и

с

п

а

р

е

н

и

е

  1. Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой.
  2. Капли воды на поверхности растений.
  3. На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

  1. Движение воздуха над поверхностью земли.
  2. Превращение воды в пар называется…..

(слушают чтение письма)

-Маша говорит о земле.

                    Земля

суша   планета   территория   почва

(разгадывают кроссворд в парах)

3

Целеполагание

– Назовите тему нашего урока.  (слайд 6)

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- А что ещё вам было бы интересно узнать о почве. (вопросы вывешиваются на доску)

  • Что такое почва?
  • Как образуется почва?
  • Из чего состоит почва?
  • Зачем нужна почва?

- Маша написала, что нужно выполнять задания, чтобы всё это узнать.

 (7 слайд) Ну что ж, приступим?

Тема нашего урока «Почва»

(ответы на вопросы)

(придумывают вопросы совместно с учителем)

да

4

Работа по теме

(работа со словарём)

(работа с учебником)

(техника безопасности)

(исследовательская деятельность)

(физкультминутка)

(экологический момент)

(интерактивная игра)

- Первый вопрос, на который мы должны ответить это «Что такое почва?»

- Откройте словарь и найдите определение «почва». Прочитайте.

- Следующий вопрос нашего урока? «Откуда взялась почва?»

- Ответ на этот вопрос мы с вами получим, прочитав статью в учебнике на стр.68.

- Как же образуется почва?

-А кто знает, из чего состоит почва? Это наш следующий вопрос.

-Ребята, а вы знаете, кто такие почвоведы?  Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли.

-И сейчас, мы с вами побудем почвоведами, будем изучать состав почвы с помощью различных опытов. (на доске слово «почва»)

 Но прежде, чем ставить опыты, давайте вспомним технику безопасности при работе со специальными приборами. (К столу подходить только после разрешения. Не трогать ничего без разрешения учителя. При использовании приборов вести себя спокойно, потому что можно обжечься или порезаться стеклом)

Проведение опыта 1. 

-Бросим небольшой комок сухой почвы в стеклянную банку с водой.

-Что вы наблюдаете?

-Какой вывод можно сделать?

(на доску слово «воздух»)

Проведение опыта 2.

-Посмотрите на стол, положим немного сухой почвы в железную банку и нагреем её на огне. Над почвой появляется пар.

-Что доказывает этот опыт? 

(на доску слово «вода»)

-Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

-Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.)

(На доске слово «перегной»)

Проведение опыта 3.

-Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде немного отстояться.

Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. 

Руки ставим перед грудью,

Рывки руками делать будем

Вот и кончилась игра.

За учёбу нам пора. 

-Мы дали отстояться воде. Что мы видим?

-Какой вывод мы можем сделать?

(на доске слова «песок и глина»)

Проведение опыта 4.

-Теперь возьмём несколько капель воды из стакана, в котором находилась почва. Поместим их на стекло и подержим над огнем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Что произошло?

-Кроме всего, что мы с вами обнаружили в почве, там еще есть минеральные вещества, которые необходимы для жизни растений.

(на доске слово «минеральные вещества»)

-Давайте сделаем вывод, из чего состоит почва?

-Ребята, а для чего же нам нужна почва?

-Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Почвы не было, её образование  идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву.

-Давайте определим, что для почвы полезно, а что нет.  

Интерактивная игра (8 слайд) (бумага, стекло, дождевой червь, крот, удобрения, отходы и мусор)

-Полезное отодвинем направо, а вредное налево.

-Правильно ли мы распределили?

-Ребята, к почве надо относиться очень бережно. Часто человек сам наносит вред почве. Берегите почву! Она наша кормилица!!!

-А что значит кормилица?

-Верно, главный существенный признак отличия почвы от горной породы – это плодородие. Ведь на камнях не вырастет ничего.

-Посмотрите на доску, найдите корни, с помощью которых образовалось это слово. (9 слайд)

(ПЛОДоРОДие.)

(ответы на вопросы учителя)

(Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

(В почве есть воздух.)

(В почве есть вода.)

(Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.)

(Наклоны в стороны.)

(Прыжки.)

(Ходьба на месте.)

(Руки перед грудью, рывки руками.)

(Дети садятся за парты.)

(на дно банки падают мелкие частицы песка, а поверх них более крупные частицы глины)

(В почве есть песок и глина.)

(Это похоже на соль.)

(воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные вещества)

(Ответы детей)

(интерактивная игра)

(на ней растут овощи, фрукты…)

5

Итог урока

-Подведём итог урока. По заданию Маши мы с вами составили вопросы для нашего урока. Давайте теперь попробуем, ответь на них. Я думаю, что теперь вы ответите быстро и без ошибок.

-Закончите предложение "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….."

(Ответы на вопросы)

(заканчивают предложение своими словами)

6

Домашнее задание

-Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»

(записывают в дневнике домашнее задание)

7

Рефлексия

-А теперь давайте все вместе напишем Маше ответное письмо. Понравились ли вам задания от Маши, и что ей можете пожелать. (Письмо в конверт)

-Спасибо за урок! (10 слайд)

(коллективное составление письма)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Собери корзинку ПЛАНЕТА СУША ПОЧВА ТЕРРИТОРИЯ

Слайд 4

1.Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. 2.Капли воды на поверхности растений. 3.На земле он всех умней, Потому и всех сильней. 4.Движение воздуха над поверхностью земли. 5.Превращение воды в пар называется….. РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД

Слайд 5

п е с о к р о с а ч е л о в е к в е т е р и с п а р е н и е 1.Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. 2.Капли воды на поверхности растений. 3.На земле он всех умней, Потому и всех сильней. 4.Движение воздуха над поверхностью земли. 5.Превращение воды в пар называется….. НАЗОВИТЕ ТЕМУ УРОКА

Слайд 6

ТЕМА УРОКА

Слайд 7

Выполняйте задания!

Слайд 10

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Что такое почва?

Как образуется почва?

 

Из чего состоит почва?

Зачем нужна почва?

ПОЧВА

ВОЗДУХ

ВОДА

ПЕСОК И ГЛИНА

минеральные вещества

перегной


zifullsizeja.png

zifullsizeja.png

  1. Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой.
  2. Капли воды на поверхности растений.
  3. На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

  1. Движение воздуха над поверхностью земли.
  2. Превращение воды в пар называется…..

        

  1. Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой.
  2. Капли воды на поверхности растений.
  3. На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

  1. Движение воздуха над поверхностью земли.
  2. Превращение воды в пар называется…..

Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что мне всегда всё очень-очень интересно. И вам я советую узнать сегодня кое-что новое. Догадайтесь, о чём это я. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Видали ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется. Узнайте про это как можно больше. А поможет вам ваш учитель, учебник и много интересных заданий, которые я для вас приготовила. Удачи, ребята!!!

  1. Соберите корзинку идей.
  2. Разгадайте кроссворд, чтобы узнать тему урока.
  3. Ответьте на вопросы, что вам интересно узнать на уроке?
  4. Выполняйте задания, чтобы всё это узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Почва.Охрана почв."

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологическ...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе «Как образуется почва»

Технологическая карта урока«Как образуется почва»Предмет: окружающий мирКласс: 3Тема урока: «Как образуется почва»Цель: закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовани...

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Зачем и как люди заботятся о почве»

Технологическая карта урока«Зачем и как люди заботятся о почве»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Зачем и как люди заботятся о почве»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почва и её состав»

Технологическая карта урока«Почва и её состав» Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почва и ее состав»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. пр...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме:«Почва, её состав» УМК «Гармония»

Представляю Вашему вниманию разработку урока - исследования с применением элементов ТРКМ  « Окружающий мир» для 3 класса в соответствии с учебником О.Т.Поглазовой. Тема урока: «Почва, её состав»....

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Почва и её состав"

Данная презентация предназначена для использования на уроках окружающего мира в 3 классе по любой образовательной программе с коррекцией страниц учебника и тетради на печатной основе....