Две стороны экономики в контексте экологической культуры
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пицхелаури Нина Игоревна

Тема:  «Две стороны экономики в контексте экологической культуры»

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  М.: Просвещение, 2016г.

Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_ekonomika_urok.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Две стороны экономики в контексте экологической культуры»

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Пицхелаури Нина Игоревна

  • Место урока в образовательном процессе
  • Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  М.: Просвещение, 2013г.
  • Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика» .

  • Технологическая карта изучения темы

Тема:

Две стороны экономики в контексте экологической культуры

Тип урока по целеполаганию:

Урок закрепления и обобщения знаний.

Цель урока:

1.Закрепить  понятия «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»,  правила личной экологической безопасности.

2.Дать  учащимся представление о второй стороне экономики.

3.Показать  отрицательное влияние экономики на  окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.

Задачи урока:

  1. образовательные: 

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

      2. развивающие:

-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

      3. воспитательные:

 - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

 - создавать атмосферу радости от совместного труда.

Основные термины и понятия темы:

«Экологическая катастрофа», «Экологический прогноз», «Экологическая безопасность»

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

- знать об «экологической катастрофе»,  «экологическом прогнозе»;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня наш урок на тему «Две стороны экономики в контексте экологической культуры» посвящен изучению полезной и опасной сторон экономики,  и как  человек, обладающий экологической культурой, может повлиять на благоприятный исход опасных сторон экономики.

-Вы научитесь определять связи экономики и экологии, строить экологические прогнозы, проектировать свой маленький вклад в дело сохранения планеты.

-Работа будет групповая и каждый из вас ответственен за работу своей группы ( культура общения внутри группы, культура труда).

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

Фронтальная

Личностные: имеют  мотивацию к учебной

и творческой деятельности, понимают  личную  ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Понятия «Экономика», «Экология»

I1. Актуализация знаний,  целеполагание.  

Выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.»

                                       В.А.Сухомлинский

- Представьте, что вам предложили обустроить вашу планету или участок земли  (Рисунок на доске). Здесь есть все необходимое : море и реки, горы  и леса, множество полезных ископаемых.

Составьте план развития вашей «планеты»:

1 – с точки зрения потребителя - какие потребности вы испытываете? Что необходимо вам для полноценной жизни?

2 – экономисты – какие предприятия нужны для обеспечения потребностей?

3 – экологи – к чему приводит хозяйственно-бытовая деятельность человека (выступают позже)

По ходу выступления детей рисунок на доске дополняется деталями ( дом, школа, заводы, дороги, с/х….)

Помогает анализировать результаты.

Как изменилась ваша «планета»? Почему? К чему это приводит?

Выслушивание группы экологов

Просмотр видеосюжета «Экологические катастрофы»

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Составляют план:

- потребности

- обеспечение потребностей

- результат хозяйственной деятельности

Выступают с предложениями обустройства

Выслушивают ответы, задают вопросы.

Формируют цель урока

Групповая работа

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища,

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать вопросы взрослому человеку, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Фр.

III.Практический этап

выявление и решение проблемы

Определение полезных и опасных сторон экономики

Рисунок10

выявление  проблемы

У экономики  две стороны. Одна- необходимая и полезная продукция, без которой нам не прожить. А другая- вред, который наносится окружающей среде  при производстве этой продукции. Все отрасли экономики в той или другой мере вредят окружающей среде.

- Определите, пожалуйста, полезные и опасные стороны экономики.

выявление  проблемы

-У нас существует проблема – какая? ( загрязнение окружающей среды.) Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения

-Вам даны таблицы. Выявите плюсы и минусы отраслей промышленности.( Работа по учебнику с. 82 – 83)

Рисунок13

Ребята работают в группах. После – защита работ.

-Опасно ли жить с такой экономикой?

-Сделайте вывод. Какой должна быть экономика?

Экономика должна быть безопасной.

 -Это является одной из важнейших задач XXI века.

Как сделать экономику безопасной?

Рисунок1

решение.

Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают.

-Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной?

-Мы можем это сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом.

 Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы.

Дети отвечают, что полезная сторона сельского хозяйства- это продукты питания, а опасная сторона- загрязнение почвы ядохимикатами, выращивание опасных для здоровья продуктов.

Полезная сторона металлургии- это производство металлов, а опасная- загрязнение воздуха и воды, нерациональное использование природных богатств…

Формулируют выводы

Фр.

планируют свои действия в соответствии с учебной и творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку группового задания;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.

Фр.

IV.

Закрепление

Сделайте экологический прогноз такой ситуации:

В  нашем школьном дворе перестали сажать цветы, вырубили все кустарники и деревья, площадку покрыли асфальтом.

Рефлексия:

- А теперь послушайте выступление о роли растений на школьном дворе.

-Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города.

Устойчив к загрязнению воздуха  тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.

Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.

Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы

Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных.

Для сравнения за 5 летних месяцев поглощает углекислого газа , сосна -10 кг, ель – 6кг, а взрослый тополь - целых 44 кг.

Посмотрите, сколько кг углекислого газа поглощают деревья на школьном дворе.

Обсуждение услышанного, экологический прогноз

Вы делаете первые шаги в овладении экологической культурой , ребята. От того, как мы будем относиться к природе, зависит наше будущее.

Делают прогноз

Слушают выступление, делают выводы

принимают и сохраняют учебную задачу.

умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы

фр

V.

Проверка

Тест

инд

V1.

Итог.

Какой вред окружающей среде наносит экономика?.

- Можно ли назвать наш урок проектным? Почему?

-Возьмите в руки чистый зелёный лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните. А теперь расправьте и разгладьте. Удалось его разгладить? Нет.  Вот такие следы оставляют опасные стороны  экономики на «лице» Земли.

-Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы.

Зная законы экологии, люди должны выполнять главную задачу- сохранить нашу планету для потомков.

Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию

-А теперь попробуйте ответить самому себе:

Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию?

Какие конкретно действия сделаю? ( посажу  растения, уберу  мусор)

Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на «Ковре идей».

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои идеи и защищают их.

Обсуждают  интересные идеи.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

что получилось, что не получилось и почему.

Осуществляют самооценку.

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема:" Две стороны экономики""

Тип урока: закрепление и совершенствование знанийЦель: Познакомить с двумя сторонами экономики, влияние экономики на окружающую среду.Задачи:Повторить с учащимися главные задачи экономики и экологии; ...

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Презентация"Экологические катастрофы" к уроку окружающий мир 3 класс по пограмме Школа России тема урока "Две стороны экономики"

В презентации представлены основные виды экологических катастроф: лесные пожары, загрязнение воздуха, сточные воды, отходы и мусор, разлив нефти. Дан экологический прогноз на будущее....

конспект урока окружающего мира в 3 классе " Две стороны экономики в контексте экологической культуры"

Урок построен в соответствии с ФГОС.  Рассматриваются понятия " Экономика", " Экология", " Опасные сторны экономики", " Проект", " Экологический прогноз"...

Выступление на региональном практическом семинаре «Актуальные направления работы с родителями в контексте формирования культуры семейного воспитания»

«Деятельность духовно-просветительского центра по поддержке семейных и родительских объединений, содействующих формированию нравственных ценностей у детей и подростков»...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».. 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».Цели урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизировать и расширить знания учащихся о...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Экономика и экология. Две стороны экономики". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как экономика влияет на экологию.Планируемые результатыПредметные: знатькак экономика влияет на экологию;какое действие оказывают различные отрасл...