«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
статья по окружающему миру (4 класс) по теме

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие экологической культуры младших школьников

как средство формирования экологических компетентностей»        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Седельниковского муниципального района Омской области

Юридический адрес

646480

Омская область,

с.Седельниково,

ул.Советская, 22

тел. (264) 21- 5 - 56

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

(Тезисы)

Директор МОУ                                                        Руководитель проекта

«Седельниковская средняя                                        Т.В.Коршукова,

общеобразовательная школа № 1»                                учитель начальных классов

                Л.А.Новолодская

2008г.


АКТУАЛЬНОСТЬ

        

На современном этапе развития школы одной из приоритетных задач является экологическое образование и воспитание учащихся. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

        Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе и учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений к окружающей среде.

        Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению  личности, формированию экологической культуры.

        Рассматривая младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребенка от «Я – природа» до «Я и природа» и идет формирование ценностного отношения к окружающему миру, собственного жизненного опыта по взаимодействию с ним, можно выделить следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

  1. усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
  2. наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
  3. потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
  4. умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  5. проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для формирования у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций и экологических компетентностей.

                

Для достижения цели необходимо решить ряд задач.

        

1.Изучить специальную литературу по данной проблеме.

        2.Разработать и реализовать программу факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».

        3.Создать условия для реализации программы.

        4.Проследить динамику развития экологической культуры младших школьников МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1» через диагностический комплекс методик.

        ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – экологическое образование младших школьников.

        ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ  - процесс формирования устойчивого развития экологической культуры младшего школьника.

        ГИПОТЕЗА: если правильно организовать и разумно направить деятельность по развитию экологической культуры младших школьников, то это позволит сформировать экологические компетентности личности.

        

В процессе реализации данного проекта использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретические (изучение литературы).
  2. Экспериментальные (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование).
  3. Эмпирические (количественный и качественный анализ).

        БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: начальные классы МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1».

        ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Основные теоретические положения, используемые в работе, основаны на теориях:

  1. «Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру» (И.П.Товтенец).
  2. «Воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности» (О.Т.Поглазова и др.)
  3. «Формирование ценностно окрашенного образа мира» (А.А.Плешаков)
  4. «Муниципальная система непрерывного экологического образования» (С.В.Алексеева)

        

НАУЧНАЯ НОВИЗНА:

  1. Разработана программа факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
  2. Создана схема-модель учащегося – активного участника  охраны окружающей его среды.
  3. Выявлены пути реализации экологического образования в современной сельской школе.
  4. Сформирована мотивация повышения экологической культуры ученика начальных классов.

        

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОСТОИТ:

  1. в определении путей реализации экологического образования;
  2. в разработке диагностического комплекса методик для определения уровня экологического образования младших школьников;
  3. в разработке программы факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом», которая включает  пояснительную записку, задачи, предполагаемые результаты, а также учебно-тематический план занятий для всех классов начальной школы.

Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

        I.Подготовительный (январь 2008г.)

        

ЗАДАЧИ:

        1.Изучить проблему экологического образования в начальной школе.

        2.Выявить возможности школы для реализации данного проекта.

        II.Проектный (февраль-март 2008г.)

        

ЗАДАЧИ:

        1.Провести диагностику уровня экологического образования школьников младшего возраста.

        2.Разработать проект «Развитие экологической культуры младших школьников как средство формирования экологических компетентностей».

        3.Для реализации проекта разработать программу факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».

        III.Экспериментальный (март 2008г. – февраль 2011г.)

        

ЗАДАЧА:

        Осуществить апробацию и внедрение программы факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».

        

        IV.Аналитический (март-апрель 2011г.)

        

ЗАДАЧА:

        Проследить динамику развития экологического образования учащихся начальной школы МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1».

        

        V.Итоговый (май 2011г.)

        

ЗАДАЧИ:

        1.Проанализировать результаты.

        2.Подвести итоги и сделать выводы.

        3.Обобщить и распространить опыт среди школ района.

                Основные пути реализации экологического образования младших школьников:

  1. Обязательное введение в план учебно-воспитательной работы факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом».
  2. Включение экологических сведений в содержание различных дисциплин (русский язык, математика, литературное чтение, технология и др.)
  3. Создание школьного научного экологического центра.
  4. Сбор литературы экологической направленности.
  5. Создание и применение авторских программ, составленных с учетом локальных особенностей, специфики экологического образования младших школьников.
  6. Проведение внеклассной работы по экологии (бесед, праздников экологической направленности, выпуск экологических газет, бюллетеней, обращений по охране природы родного края).

        

Систему управления проектом осуществляет администрация МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа № 1».

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        

В результате подготовительного и проектного этапов я пришла к следующим выводам:

  1. экологическое образование сельских школьников обладает возможностью целенаправленной, координационной и систематической передачи информации, что позволяет обеспечить необходимую и осмысленную координацию между теоретическими экологическими знаниями и  практической природоохранной деятельностью, заложить основы экологической культуры личности;
  2. очень важно научить школьников осознавать экологические проблемы сельской местности, ответственно относится к окружающей природе и ее богатствам в течение всей жизни;
  3. успешность экологического образования на начальном этапе обучения во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения;
  4. разработанная программа факультативного курса по экологии «Природа – наш общий дом» поможет в развитии экологической культуры младших школьников;
  5. наиболее благоприятными формами для проведения занятий факультативного курса  являются экскурсии,  наблюдения,  экологические праздники, экологические игры, экологические КВНы, викторины;
  6. для повышения экологической компетентности учащихся необходимо включить экологические сведения в содержание различных дисциплин (русский язык, литературное чтение, математика, технология и др.)

ПЕРСПЕКТИВА:

        

Таким образом, особая роль в начальной школе должна отводиться факультативному курсу по экологии «Природа – наш общий дом»,  направленного на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного  взаимодействия в  системе «человек- природа- общество»,  воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Поэтому, администрациям школ необходимо обратить внимание на развитие  экологической культуры у младших школьников и ввести  факультативный курс по экологии для дополнительного образования в начальную школу.

        

        В приложениях имеется  диагностический комплекс методик по определению уровня экологического образования младших школьников; методические разработки занятий факультативного курса «Природа - наш общий дом»; методические разработки уроков по окружающему миру  экологической направленности.

Коршукова Татьяна Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кустовская средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области»           ...

Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»

Статья "Формирование экологической компетентности младших  школьников через развитие экологической культуры личности"....

Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.

Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности

Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. ...

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...