Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»
статья на тему

Статья "Формирование экологической компетентности младших  школьников через развитие экологической культуры личности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_zelenyy_drug.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя начальных классов МОУ «СОШ №53» г.Саратова Беловой Елены Сергеевны

«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»

   

        Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, динамизмом.  В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Во многих регионах России принят закон «Об экологическом образовании», который ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования всего населения. В Саратовской области 1 января 2009 года вступил в силу Закон «Об областной целевой программе экологического оздоровления Саратовской области на 2009-2013 годы». Одной из главных задач в этой программе является пропаганда экологических знаний, экологического образования и формирование экологической культуры.

                    Экологическое воспитание школьников в настоящее время является одной из важнейших задач общества, а значит, и неотъемлемой частью общего образования школьников.  Сегодня, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с самого раннего возраста заботиться об окружающей среде, воспитать чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение. Необходимо, чтобы экологическое образование стало непрерывным и целенаправленным процессом, цель которого – воспитание экологической культуры не только на уроках, но и во внеурочное время.

          В Программе развития МОУ «СОШ №43» г. Саратова одним из приоритетных направлений является воспитание экологической культуры личности через формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни, ценности собственного здоровья.  Мы мало знаем о растениях, которые окружают нас, не умеем беречь красоту природы, не зная, как правильно помочь ей, наносим неизлечимые раны.

                                                                                       

           Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Отгородившись от природы высотными зданиями городов-мегаполисов, бетонными плитами стен наших квартир мы живем в чуждой человеку среде неорганических соединений. Дышим смогом и выхлопными газами, носим синтетику, пьем отфильтрованную воду и принимаем лекарства. В этом окружении горожан одной из немногих возможностей прикоснуться к живому органическому миру природы остаются зеленые комнатные растения. Поэтому мы решили принять участие в экологическо-образовательном проекте «Мой зеленый друг», авторами которого являются Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А.. Во внеурочной деятельности в работе с детьми мы использовали экологический дневник. Работа с данным пособием предусматривает формирование ценностного отношения к окружающему миру у учащихся и реализацию деятельностного подхода по изучению и охране природы своего региона. Много познавательного материала узнали дети о комнатных растениях. Самостоятельно и с помощью родителей находили  материал о своих зеленых друзьях из различных источников, своими сведениями спешили поделиться с друзьями в виде сообщений, докладов, рефератов, презентаций. Каждый участник проекта дома вырастил , вернее, завел комнатное растение. Заботливо ухаживали за своими зелеными друзьями, которые не только украшают наши жилища, офисы, школы и т.д., но и приносят огромную пользу для нашего здоровья. Например, для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансевьера, она же — известный нам «тещин язык» и неприхотливый, выносливый хлорофитум, похожий своими листьями-перьями на траву осоку. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево.

        А вот очистить воздух от токсинов помогут плющ, различные виды фикусов, драцена, похожая на маленькую пальму на высоком древовидном стволе. Этими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ или каланхое — любимое лекарство наших бабушек. Кто из нас не помнит с детства эти неприхотливые цветы, которые были во времена дефицита «аптекой на подоконнике». На самом деле они имеют широкий спектр лечебного действия.

   Просто необходимой «вещью» в классах, коридоре, дома становится создание фитомодулей. Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат городского жилища. Многие комнатные растения по-своему полезны: некоторые поглощают углекислый газ, другие — пыль, а третьи способны убивать бактерии.               

В любом доме пригодятся растения, способные «забирать» пыль. В этом отношении незаменимы хвойные: ель и сосна. К тому же хвойные растения выделяют полезные для организма отрицательные ионы кислорода, нейтрализующие воздействие бытовых электроприборов, особенно компьютеров и телевизоров. А вот обладающие всеми важными свойствами хвойных, можжевельник и кипарис к тому же являются и растениями-шумопоглотителями. Это очень важно для перегруженной звуками жизни в крупных городах. Такие растения возможно выращивать в домашних условиях в виде популярного сегодня бонсая.

         Растения в нашем доме не только украшают его и защищают от агрессии мегаполиса. Как показали исследования ученых, домашние растения выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворное влияние на человеческий организм. Большинство растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способны убивать бактерии и задерживать рост вредных микроорганизмов. К таким растением с сильным фитонцидным действием относятся хлорофитум, аспарагус, монстера. Есть растения, убивающие даже вирусы — это мирт, эвкалипты шариковый и прутовидный.

           Некоторые растения помогают снять напряжение, усталость и возбуждение, они успокаивают и улучшают сон. Это розмарин, мелисса, монстера, пеларгония (всем известная герань). А вот у азалии, или рододендрона, еще более редкий дар. Это очень красиво цветущее, с крупными розовыми цветами, многолетнее растение помогает снять похмельный синдром. Для этого достаточно в течение получаса побыть в одном помещении с таким «зеленым доктором».

         Однако не все растения полезны, более того есть и просто вредные комнатные растения. Некоторые из них ядовиты, как, например, олеандр или определенные виды магнолий. Могут вредить здоровью и сильно пахнущие цветы, например, гиацинты и лилии. В комнате их не должно быть много, а в спальню эти цветы вообще ставить не рекомендуется. Кроме того, существует индивидуальная непереносимость некоторых видов растений, или аллергия. В основном это тоже касается душистых и цветущих видов. Так, самая любимая с давних времен герань, этот пахучий завсегдатай подоконников деревень и городских окраин, оказывается, может вызывать у некоторых людей довольно сильный насморк и даже кожную сыпь.Еще раз вспомним наших бабушек, как красиво и буйно росли в их домах комнатные растения. А секрет был прост: растения, как и домашних животных, нужно любить, заботиться о них. Бабушки утверждали, что с ними нужно даже разговаривать. Правильный и внимательный уход за растениями — залог вашего успеха в области фитодизайна. Растения не останутся в долгу - они ответят на вашу заботу буйной зеленью листвы, нежными изящными лепестками или яркими и сочными цветами, принесут красоту и уют в ваш дом, сделают его неповторимым.

         Участие в проекте «Мой зеленый друг» помогло нашим ущащимся узнать много нового о растениях, выявить самые необычные случаи из их жизни, осознать огромную роль растений для природных процессов, выяснить свое отношение к растениям, научиться беречь и охранять растения. Учащиеся 4Б класса приняли участие в конкурсе экологических театров. В школьном коридоре появился зеленый уголок, созданный ребятами. Этот проект они назвали «Рождение Зеленкора». В нашей школе имеется музей…

Мы надеемся, что наши воспитанники не останутся равнодушными к окружающим нас растениям. В этом году мы с удовольствием продолжим сотрудничество с СГУ…, работая по пособию «Растем вместе».

(Поэтому формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности является наиболее значимой и актуальнейшей задачей сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс компле...

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....

Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...

Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...