Статья «Формирование базовых национальных ценностей у младших школьников через современные формы гражданско-патриотического воспитания»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматривается актуальная проблема формирования базовых национальных ценностей у младших школьников посредством современных форм гражданско-патриотического воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование базовых национальных ценностей у младших школьников
через современные формы гражданско-патриотического воспитания»
Воспитание гражданина России начинается с детства. Уже в начальной школе у ребёнка формируются представления о добре и зле, о Родине, о важности семьи, труда и уважения к другим людям. Многие выдающиеся педагоги прошлого подчёркивали огромную роль патриотизма в становлении личности.
К. Д. Ушинский писал, что патриотизм — это не просто важная цель воспитания, но и сильное педагогическое средство. Он говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу че ловека…». Эти слова остаются актуальными и сегодня.
К сожалению, в современном мире всё чаще наблюдается дефицит духовных и нравственных ориентиров. Детям бывает трудно различать добро и зло, справедливость и равнодушие, уважение и пренебрежение. Поэтому тема воспитания патриотизма и гражданской ответственности особенно значима. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Базовые национальные ценности — это духовно-нравственные ориентиры, объединяющие общество и определяющие мировоззрение личности. К ним относятся патриотизм, семья, труд, традиции, культура, историческая память, милосердие, уважение к другим народам». Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы духовности, гражданственности и любви к Родине. В этот период ребёнок восприимчив к впечатлениям, эмоционально откликается на доброе слово, поступок, пример взрослого.
Патриотическое воспитание младших школьников осуществляется как в учебной, так и во внеурочной деятельности. На уроках окружающего мира дети узнают о природе родного края, о его богатстве и красоте, знакомятся с историей своего региона. Большое значение имеют экскурсии: они позволяют увидеть реальные памятники, музеи, ощутить живую связь с историей. На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями, которые учат доброте, гордости за героев Отечества, уважению к труду и традициям народа. На уроках технологии дети создают поделки и подарки, узнают о профессиях, учатся уважать труд взрослых.
Большое значение имеет проектная и исследовательская деятельность. В классе был реализован проект «Блокадный хлеб», посвящённый жизни жителей осаждённого Ленинграда. Дети собирали исторические сведения, изучали рассказы очевидцев, создавали выставку и проводили классный час памяти. Эта работа помогла им осознать цену мира, понять, что патриотизм — это не лозунги, а сила духа и сострадание.
Большой интерес вызывают тематические квесты и викторины: «Путешествие по символам России», «Моя малая Родина», «Города-герои». Они способствуют развитию познавательного интереса и чувству сопричастности к своей стране. Традиционными стали акции «Письмо солдату», «Посылка солдату» «Поздравим ветерана», «Мы — граждане России!», «Окна Победы», «Голубь мира» а также участие в смотре строя и песни, которые воспитывают чувство коллективизма, дисциплины и гордость за Родину.
Особое место занимает посещение краеведческого музея, где дети знакомятся с историей родного посёлка, узнают о героях-земляках, рассматривают экспонаты военных лет. После таких встреч ребята готовят творческие работы и мини-проекты, оформляют стенгазеты и делятся впечатлениями.
В своей практике я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных проектах «Моя родословная», «Герои моей семьи», «Семейные традиции», которые укрепляют связь поколений, формируют уважение к семейным и трудовым ценностям. Современные дети с интересом создают презентации, участвуют в онлайн-викторинах, что делает воспитательный процесс более наглядным и приближённым к их интересам.
Комплексная работа по гражданско-патриотическому воспитанию способствует формированию у детей чувства гордости и любви к Родине, уважения к культуре и истории своего народа, ответственности за свои поступки, толерантности и уважения к представителям разных национальностей, осознанной гражданской позиции.
Младший школьный возраст — это время, когда ребёнок особенно чутко воспринимает всё, что связано с Родиной, семьёй, трудом и добротой. Важно вовремя направить эту энергию в доброе русло, вовлечь детей в дела, которые дают им ощущение нужности и сопричастности. Формирование базовых национальных ценностей — это не отдельная акция, а система воспитания, пронизывающая весь уклад школьной жизни. Современные формы работы — проекты, исследовательская деятельность, квесты, смотр строя и песни, посещение музеев, семейные проекты — делают этот процесс живым, эмоциональным и результативным.
Учитель начальных классов является проводником духовных ценностей. От его личного примера, чуткости и инициативы зависит, каким вырастет ребёнок — добрым, отзывчивым, любящим свою Родину. Любовь к Родине начинается с малого — с любви к семье, школе, своей улице, посёлку. Если мы сумеем передать детям это чувство, то будем уверены: перед нами растёт настоящее поколение граждан России, для которых патриотизм — не слово, а образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых национальных ценностей
Доклад для выступления на районном семинаре для завучей во воспитательной работе...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...
Формирование базовых национальных ценностей у кадет на примере подвига Александра Невского.
Обращение к личности святого благоверного Александра Невского, знакомство с его житием и ратными подвигами является важнейшим источником формирования базовых национальных ценностей, таких как патриоти...

Статья "Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников"
Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников...
Формирование базовых национальных ценностей у кадет на примере подвига Александра Невского
Программа Научно-практической конференции «Русская народная культура как основа культурно-образовательного пространства Югры ХХI века» Секция «Русская народная к...

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI В.» ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОДОСЛОВНОЙ СВОЕЙ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представленная разработка соответствует целям и задачам образовательной программы, обладает новизной для учащихся, обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном, а, значит, представляе...
