ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК.
статья по теме

Чеботарева Нина Михайловна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК.

Чеботарева Н.М.

МБОУ СОШ № 11 г.Тамбов

В проекте Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России его авторами (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально -исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить, в том числе и принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа,  человечество. В соответствии с базовыми национальными ценностями определяется содержание духовно -нравственного развития и воспитания личности.

Одной из первостепенных, на наш взгляд, особенно для младшего школьника является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Семья лежит в основе духовно -нравственного развития и воспитания школьников, и в первую очередь определяет  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.  По нашему мнению ведущая, содержательно определяющая роль принадлежит семье в осуществлении ряда основных принципов организации духовно -нравственного развития и  воспитания. Так, говоря об организации социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нельзя не отметить роль семьи при реализации социально -педагогического партнёрства; индивидуально- личностного развития  и т.д.

Создание в семье условий для самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, являются значительной предпосылкой для успешного развития личности. Следовательно, программа духовно -нравственного развития и воспитания младшего школьника,  предусматривающая добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем, прежде всего семьи, как части России, позволить решить поставленные задачи духовно -нравственного развития и воспитания личности ребенка. Семья выступает и в качестве участника воспитания, т.к. современные условия диктуют необходимость организации воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум», где равнозначные составляющие активно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

Нынешние Федеральные государственные образовательные стандарты  - личностно-ориентированные, направленные на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.

На наш взгляд, задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается средствами всех учебных предметов УМК, отвечающих следующим требованиям: их содержание должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным; кроме того, содержание должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер; УМК должен способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся; может использоваться во внеурочной деятельности. В качестве таких УМК можно выделить «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа 2100» (издательство «Баллас»), УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, УМК по системе Л.В. Занкова. При работе по УМК «Школа России» особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов. Таким образом,  УМК выступают инструментом реализации ФГОС, а, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности. При изучении русского (родного) языка целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения способствует усвоению базовых национальных ценностей. Литературное чтение обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия, наследия предков, наследия семьи. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами. Курс математики дает возможность усилить общекультурное звучание математического образования и повысить его значимость для формирования личности ребенка. Содержание материала с позиций формирования базовых национальных ценностей позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Предлагаемые авторами практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющих применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную   картину   мира.   Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья и др.) В соответствии с содержанием курса может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей.

Нельзя не отметить духовно-нравственную направленность всех изучаемых курсов.  Учебный     материал     способствует     укреплению     семейных     связей, воспитанию патриотизма, уважения к культуре народов России, мира и др.

 Рассматриваемые УМК  предлагают сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач,  решают специфические задачи. Например, туристическая деятельность, краеведческая работа, путешествия по историческим и памятным местам,  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, участие в социальных проектах и мероприятиях, встречи с интересными людьми, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр учебных фильмов, акции благотворительности, милосердия, творческие проекты, презентации и т д.

Таким образом, благодаря возможностям УМК духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина, что в конечном итоге обеспечивает воспитание, социально  педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики

В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию)...

Формирование базовых национальных ценностей

Доклад для выступления на районном семинаре для завучей во воспитательной работе...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)

При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...

Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)

При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...

Формирование базовых национальных ценностей у кадет на примере подвига Александра Невского.

Обращение к личности святого благоверного Александра Невского, знакомство с его житием и ратными подвигами является важнейшим источником формирования базовых национальных ценностей, таких как патриоти...

"Технологии сотворчества как средство формирования культурно- нравственных ценностей младшего школьника"

Технологии сотворчества как средство формирования культуры общения младших школьников.Понятие культуры общения сформировалось ещё со времен средневековья, ещё тогда, данный феномен воспринимался иссле...