Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника
статья на тему

Константинова Виктория Владимировна

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника тесно связано с процессом социализации личности, которому способствует исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В условиях реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей.

Согласно исследованиям современных учёных Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова, Н.Б. Крыловой, нравственные ценности формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности.

В огромном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. На неокрепший интеллект и чувства ребенка  ежедневно обрушивается такой поток информации, что далеко не всегда, ещё только  формирующаяся сфера нравственности, способна правильно и адекватно ее принять и проанализировать.

Младшего школьника  необходимо  вооружить нравственными знаниями, которые будут не только информировать его о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и давать представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Социализация ребенка – одна из важнейших задач начальной школы, которая невозможна без проведения  всевозможных исследований. Именно в исследовательской  деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях.

Рассмотрим систему духовно-нравственного воспитания младших школьников через призму исследовательской деятельности.

На подготовительном этапе (1 класс)  целью  работы учителя начальных классов является ознакомление детей с основами исследовательской деятельности, формирование первоначальных исследовательских умений, а также системы базовых нравственных знаний. Содержание деятельности – проведение мини-исследований: «Улица, на которой я живу», «Тайна моего имени», «Хобби моих бабушки и дедушки».

При реализации основного этапа (2-4 классы)  расширяется  и углубляется  система нравственных знаний младших школьников, продолжается развитие их нравственных чувств, расширяются знаний о процессе исследования, совершенствовании исследовательских умений.

Воспитание патриотизма и гражданственности младшего школьника, способности к осознанию себя патриотом своей страны возможно и через исследовательскую деятельность. Детям предлагаются такие темы для исследований: «Богатырский доспех в истории и на картине В.М.Васнецова «Богатыри»», «Солдатская реликвия», «Мой прадедушка – солдат Великой Отечественной войны», «История моей семьи в истории страны».

Для формирования у детей ценностного отношения к своим правам и обязанностям, толерантному отношению к другим людям предлагается другая тематика исследований: «Гражданином быть обязан»,  «Традиции чаепития в картинах   художников Нижегородской области», «Известные люди моего города».

Формированию ценностного отношения к живой природе способствуют такие исследования: «Следы прошлого в настоящем», «Один день из жизни поденки», «Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа».

         В начальной школе проводится большая работа по формированию у школьника потребности в здоровом образе жизни. Неудивительно, что дети любят проводить исследования именно в этой области: «Мобильный телефон для детей: вред или польза?», «Есть или не есть? Вот в чем вопрос!», «Мыть или не мыть?», «Пузырьки в стакане: миф или реальность?», «Здоровым быть здорово!», «Может ли школьный завтрак быть вкусным?».

Духовно-нравственное воспитание детей  младшего школьного возраста не должно  быть однобоким. Формирование системы нравственных ценностей ребенка невозможно без исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность способствует не только социализации личность, но и помогает формировать систему нравственных ценностей ребенка.

Список использованной литературы:

1. Адамова, А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности на основе системного подхода  – М., 2008.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.: Просвещение, 2009.

3. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. Развитие исследовательских умений младших школьников – М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....

"Технологии сотворчества как средство формирования культурно- нравственных ценностей младшего школьника"

Технологии сотворчества как средство формирования культуры общения младших школьников.Понятие культуры общения сформировалось ещё со времен средневековья, ещё тогда, данный феномен воспринимался иссле...