Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников
статья (2 класс) по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Кустовская средняя общеобразовательная школа

 Яковлевского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

 

 

 

 

 

                                    

 

                                                               Учитель начальных классов

                            Лежнева О. С.

В современной методике и практике экологического образования в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.

Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании экологической культуры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

  • формирование системы знаний о природе;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
  • формирование коммуникативных умений и навыков.

Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой.

Экологическая игра занимает значительное место в первые годы обучения младших школьников в школе. Вначале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе экологических игр, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, учатся сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

С целью повышения интереса младших школьников к знаниям, как основного средства формирования положительного отношения к природе можно провести игру “Секреты Лесовичка”.

Сначала небольшое вступление – у нас в гостях Лесовичок, наш старый друг, хозяин леса. Он принес нам несколько секретов. Дети рассказывают о растениях, а в конце Лесовичок им открывает свои секреты. Например, показывали подорожник – это первый секрет. Если порезали или натерли ногу, сорвите лист подорожника, разомните его и приложите к ране. При укусах пчел помогает млечный сок одуванчика: и боль проходит, и опухоли не останется. От комаров в лесу помогает пижма или дикая рябинка: надо натереть руки и лицо, запах цветка отпугивает насекомых и т.д. А последний секрет был в конце урока. Были сделаны березовые листочки из цветной бумаги, на которых был написан рецепт варенья из одуванчиков.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребенок играет тогда, когда он хочет играть, в соответствии со своим желанием и самостоятельно. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он становится обязанным делать то, что ему, порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения ребенка. Переход от игровой к учебной деятельности часто навязывается ученику, а не происходит естественным путем. Выход заключается в использовании игр, формирующих положительное отношение младших школьников к природе. На мой взгляд, такой игрой является игра “Экологический балансир”. Цель игры – показать место человека и его роль в природе. От учащихся требуется вырезать фигурки животных, человека и затем прикрепить их к “весам”. В течение игры был сделан вывод о том, что человек занимает незначительное место в природе, но велика его роль, то есть его жизнедеятельность, которую он оказывает на окружающую среду.

С целью формирования положительного отношения школьников к природе, можно использовать следующую игру. Тема “Солнечная система”. Цель – показать строение Солнечной системы, место планеты Земля; показать наглядно огромные масштабы системы и одновременно ее хрупкость. Ход игры: раздать обучающимся карточки с названиями Солнца, планет солнечной системы, их спутников и выстроить школьников в порядке, соответствующем строению солнечной системы. В процессе выстраивания давать краткие пояснения о строении Солнца, планет: это планета самая большая, эта – самая маленькая, эта – очень далеко от Солнца, на ней холодно и т.д. Игра заканчивается тем, что все приходит в движение. Детям становится ясно, что строение Солнечной системы – очень сложное, но в связи с неразумной деятельностью человека может быть разрушено, то есть является очень хрупкой.

Игра – наиболее доступный для младших школьников вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Каждая экологическая игра, проводимая с целью формирования положительного отношения младших школьников к природе, имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организовывает и направляет поведение, взаимоотношения обучающихся в игре. Правила, применяемые в экологических играх, являются критериями правильности игровых действий, их оценки. Усвоение школьниками правил игры и следование им воспитывает в них самостоятельность и взаимоконтроль в игре.

На некоторых уроках можно использовать игру – путешествие. Она способствует углублению, закреплению учебного материала, позволяет устанавливать взаимосвязи в природе, способствует формированию положительного отношения младших школьников к природе. Это достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. В качестве примера рассмотрим игру “Путешествие по зимней стране”. Дидактическая задача: повторить признаки зимы, установить взаимосвязи в природе, проверить умения и навыки по данной теме, воспитывать любовь к природе. Форма проведения – массовая с индивидуальными заданиями.

Рассмотренные выше массовые игры многообразны, но часто длительны по времени. Более кратковременны – другие виды игр. Их назначение - развивать интерес, активизировать учащихся, прививать бережное отношение к природе, формировать положительное отношение к природе. К ним относятся загадки, ребусы, кроссворды, схемы.

На уроках предлагается использовать загадки на экологическую тему. С большим интересом дети отгадывают кроссворды о природе.

Исходя из вышесказанного, можно выделить общие правила использования игры как средства формирования ответственного отношения младших школьников к природе:

  • Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.
  • Желательно, чтобы школьники готовились к игре заранее и самостоятельно: учили слова, роли, подбирали дополнительный материал по природе, наблюдали.
  • В игру желательно вносить сказку, стихи, песенки, волшебную палочку – все то, что придаст необычность, праздничность, желанность.
  • В игре использовать занимательный природоведческий материал.
  • В основе игры должны лежать личные наблюдения школьников за природой.
  • После игры желательно учащихся оценить, похвалить, особенно если похвала будет от лиц животного мира.

Итак, игра является средством формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе. Это происходит через разные виды игр: игры – путешествия, сюжетные игры, игры – соревнования, конкурсы, викторины, ребусы, загадки и т.д.  Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр формируется экологическая культура.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Доклад на тему "Развитие экологической культуры младших школьников"

    Актуальность в развитии экологической культуры младших школьников научить сохранять и приумножать природу, формировать  экологически воспитанных личностей, обладающих необход...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья представляет не только методический материал учителя по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. К ней прилагаются методические рекомендации, некоторые презентаци...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Игра как средство воспитания экологической культуры младших школьников

формирование экологической культуры у подростающего поколения...

Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....