Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Алимова Разина Хасановна

  Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В.А. Сухомлинского:” К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии,  а может быть, простая человечность” 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

                                                                                                                                     Алимова Р.Х

Экскурсия - особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.

« …Есть одна планета-сад

В  этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Берегите свою планету-

Ведь другой, похожей нету.

Я.Аким.

    Для каждого человека понятие «отечество» неразрывно связано с  родной природой.  Речка и берег моря, хлебные  поля и берёзовая роща, тайга и степь – все эти знакомые  с детства картины сливаются в единый большой образ Родины.  Беречь все это – значит беречь свою Отчизну.  Как сказал писатель И. Соколов-Микитов: «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно,  закладывается в нас  с детства».                   Воспитывать у детей ответственность за судьбу родной природы и привлекать их к охране родной земли -  одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Все мы знаем, что наша земля уже  в опасности. Сегодня- завтра может произойти экологическая катастрофа. А человек является главным нарушителем законов экологии. Человечество, находившееся  в  развивающем  прогрессе,  накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

  Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить  основу  формирования  личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие  живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды – международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить.

  В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. С чего же это начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и перешагиваем осторожно трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или на асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И наша цель, цель учителя – неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили её и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому  миру..

      Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период  развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.  В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых  ребенком.  Ребенок младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить  свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

  Ещё И.М. Сеченов  писал о «прирождённом и драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Ребенок, по своей природе, пытливый исследователь и открыватель мира. Эта особенность заложена в них ещё от природы. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры  нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления  с окружающим миром. Наша задача не только научить ребенка получать знания по книгам, а научить их наблюдать, понять экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Каждая прогулка в лес, на речку, в парк даёт нам возможность совершить маленькое открытие.

    Во время экскурсии  происходит настоящая встреча с природой. Ребенок сам может наблюдать, найти что-то интересное, узнать очень важное, открыть неизвестное. В ходе наблюдений за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, её неповторимость. Одновременно мы замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Учитель должен содействовать, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль: что вся планета – наш дом, и о ней надо заботиться. Можно с детьми завести дневник наблюдений «Растем вместе». Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает в наблюдениях за природой: за деревьями, цветами, насекомыми и т.д. Постоянное наблюдение за одним и тем же объектом может помочь понять ценность природы, и заложить основу для глубокого чувства – ответственность за  окружающую среду.

  На сезонных экскурсиях детям легко понять изменения живой и неживой природы, связь между растениями и животными, между природой и человеком. Они понимают, что человек тоже является частью природы, он зависит от природы, и он является рулевым в охране природы. Если мы сможем объяснить эти связи, то с малых лет поможем ребенку любить и восхищаться красотой окружающего мира, оценить эту красоту – значит,  мы воспитаем будущих хозяев родной земли.

   Человек – часть природы. Положительное отношение детей к природе,  экологическая  грамотность отвратит  плохие последствия. Ведь тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат неграмотности  населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

  Родная природа – это сила, это источник, из которого каждый ребенок черпает  многое. Все знают, что дети, которые родом из деревни, отличаются от детей городских. У них больше развиты положительные ценности к земле. Они ближе к природе и  могут оценить её правильно,  сочувствовать ей и  каждую трагедию принимать  близко к сердцу, потому что  им любима это земля.

  Наш город Азнакаево славится великолепной  горой  Чатыртау, своими  лесами и родниками. Сколько красивых парков и цветов  на клумбах города,  красивые, голубые  ели и белые берёзки.  Мы гордимся  ими!  Заказник  Чатыртау будто напоминает  людям, чтоб они относились  к нему бережно, сохраняли эту красоту. Конечно, это нужно видеть своими глазами и почувствовать это своим телом, просто окунуться туда с ног до головы.  Только тогда  в сердце маленького человека, появится жалость к животным и растениям, желание как можно дольше протянуть на многие  годы эту красоту, поддержать эту красоту.       Экскурсии помогут  детям понять это и правильно действовать . У них не поднимется рука нанести ущерб природе: бросить мусор, ломать ветки деревьев, срывать красивые цветы, разорять птичьи гнезда и  разрушать   муравейники.

  Во время осенней экскурсии,  если дети четко видят изменения в окружающем мире, связи живой и неживой природы, а зимой понимают,  что мы обязаны помочь природе. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на развитие экологической грамотности. Учащиеся с удовольствием помогают птицам зимовать – делают кормушки, собирают и покрывают снегом  корни растений.  В зимнее время дети заняты проектными работами. Они выполняют презентации  из своих фотографий о каждом времени года. Большая подготовка идет к экологическому марафону, который проводится каждый год среди 3-4 классов. И здесь приходят на помощь  знания,  полученные во время осенних и весенних экскурсий. Дети с  интересом изучают голоса птиц.  Проектная  работа «Певучие солисты» понравилось всем учащимся. Дети рассказали о великолепных поющих птицах. Они поняли, что земля полностью замерла бы без пения  птиц, что они  большие помощники природы и их обязательно нужно охранять. С этой целью, проводились мероприятия с младшими учениками, велась работа с родителями по подготовке скворечников.  А  участие в конкурсе « Сохраним лесную красавицу!» показало, что наши дети готовы охранять деревья. Они узнали,  что деревья  « легкие» нашего земного шара». Человек своим потребительским желанием  уничтожает леса, не экономит бумагу. А ведь есть выход из этой ситуации. Дети активно участвуют в сборе макулатуры, бережно относится к учебникам, часто «лечат больных книг». Такие маленькие дела, начало большой экологической воспитанности.

   Наступает весна. Время перемен, время пробуждения природы. Весенние экскурсии очень важны в воспитании настоящего человека, человека ответственного за охрану этой красоты. А вы оглянитесь вокруг! Какая красота!  Мы обязаны помочь ребенку увидеть эту красоту, почувствовать запах жизни.  А он спрятан в крупных почках растений, в пении птиц, в яйцах птиц и только что рожденных  детенышей животных. Человек, почувствовавший такую красоту,  будет помогать им, охранять их. Только нужно малышам помочь в этом. Именно этот возраст является решающим в формировании экологической культуры будущего человека.

  Мы понимаем, что формирование экологической культуры реализуется через всю систему образования, но  экскурсии – первое  прикосновение к живой природе играет неотъемлемую  роль в развитии у детей экологической грамотности.

  Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В.А. Сухомлинского:” К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии,  а может быть, простая человечность”( н.ч. №2 2004г.с 75 Т.Н. Гордеева уч.школы № 1 г.Саров Нижегородская обл.)

  И стоит надеяться, что общими усилиями мы начнём воспитывать вдумчивых, заботливых жителей Земли.

Литература.

  1.  “Экология России” Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы –М. АО МДС, Юнисам,1995г
  2. Экологический светофор И.В.Цветкова
  3. “Начальная школа”   №2,2004г, № 6,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой, а так же применение информационных технологий во внеклассно...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Реферат "Система работы по формированию экологической культуры младших школьников"

Систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию способствует формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов; повышению уровня знаний младших школьник...

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...