Отчёт по самообразованию по теме "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"
материал по окружающему миру
Экскурсия в природу - эффективная форма формирования экологической культуры младших школьников. Она позволяет наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию по теме: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника» учителя начальных классов МБОУ СОШ №101 Оплачко Ирины Борисовны
Цель – формирование экологической культуры младших школьников через организацию и проведение экскурсий в природу.
Задачи:
1. Изучить важнейшие компоненты экологической культуры младших школьников и её значение;
2. Проанализировать методы успешной организации экскурсии в природу для младших школьников как метода формирования экологической культуры;
3. Разработать практические рекомендации по организации экскурсий, направленных на развитие экологической культуры у младших школьников.
В последние годы вопрос формирования экологической культуры у подрастающего поколения становится всё более актуальным. Одним из эффективных методов достижения этой цели является организация экскурсий в природу.
Экологическая культура включает в себя знания, навыки и установки, способствующие бережному отношению к природе. Она формируется на основе осознания взаимосвязей между человеком и окружающей средой.
Важнейшие компоненты экологической культуры
1. Знания об экосистемах;
2. Эмоциональная связь с природой;
3. Ответственность за сохранение природы.
Экскурсии в природу представляют собой уникальную возможность для детей:
1. Непосредственный опыт: младшие школьники могут наблюдать за природой, что способствует более глубокому пониманию экосистем;
2. Практическое обучение: участие в исследованиях и экспериментах развивает мышление;
3. Формирование ответственности: осознание важности охраны окружающей среды.
Методы успешной организации экскурсии в природу для младших школьников
1. Подготовка учителя и учащихся: формулировка цели и задач экскурсии, выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей. Также нужно определить количество и местоположение остановок во время экскурсии, составить индивидуальные домашние задания;
2. Вводная беседа: обзор окружающей местности, краткая характеристика природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Педагог рассказывать, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, напоминает правила поведения в природе и технику безопасности;
3. Организация самостоятельной работы по изучению природных объектов по намеченному плану;
4. Заключительная беседа: обобщение результатов наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий.
Рекомендации по проведению экскурсий в природу
1. Подготовка детей: проведение предварительных подготовительных занятий по теме экскурсии;
2. Создание безопасной обстановки: обеспечение безопасности младших школьников во время экскурсии в природу, предварительное обсуждение правил поведения и техники безопасности;
3. Разработка исследовательских заданий: предложение детям вопросов или задач для решения во время экскурсии;
4. Создание проектов: организация и проведение исследовательских проектов по охране природы после экскурсии в природу.
Экскурсия в природу является эффективным инструментом для формирования экологической культуры младших школьников. Они способствуют не только получению знаний о природе, но и развитию чувства ответственности за её сохранение. Можно сделать вывод, что правильная организация экскурсионной деятельности может значительно повысить уровень экологического сознания младших школьников и их активность в охране окружающей среды.
При организации экскурсий необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их интересы и потребности.
Ведущим методом изучения природы на экскурсиях является наблюдение. С его помощью учитель формирует у учащихся полное и чёткое представление об окружающем мире, выявляет взаимосвязи.
Мною была проведена экскурсия «Окно в мир животных». Экскурсия включает в себя посещение Воронежского биосферного заповедника имени В.М. Пескова и океанариума.
Список использованных источников
1. Баранов, В. А. Экологическое образование: теория и практика / В. А. Баранов. – Москва, 2020. – 263 с.
2. Кузнецова, И. С. Методы организации экскурсий в природе / И. С. Кузнецова. – Санкт-Петербург, 2021. – 158 с.
3. Петрова, Е. Н. Формирование экологической культуры у школьников / Е. Н. Петрова. – Екатеринбург, 2019. – 318 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...

Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...

Выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника»
В данном документе представлено выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника», которое может быть использовано на педаго...
