ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
статья

Трубинова Лариса Геннадьевна

Данная статья основана на личном опыте работы в данном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx56.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

г. Балаково Саратовской области

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Описание опыта работы

Трубиновой Ларисы Геннадьевны,

учителя начальных классов

 

Балаково

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ «Экологический кризис» как одна из проблем современного общества        3

Глава I. Система работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры учащихся        5

Глава II. Развитие эмоционально-чувствительной сферы        7

Глава III.  Привитие интереса к приобретению новых знаний        10

Глава IV. Формирование экологически - деятельной сферы личности        14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        18

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

«Экологический кризис» как одна из проблем современного общества

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

  Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела место быть всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человека на окружающую среду, стала очень острой и приобрела огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого  понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.  Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнений и других отрицательных влияний  хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии надо рассматривать во взаимосвязи с нравственным  воспитанием.

Человек будущего должен стать всесторонне развитой личностью, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующей в рамках экологической необходимости.

Но сама по себе экологическая личность не сформируется, необходимо активное освоение экологической культуры каждым человеком. Развитие экологической культуры общества реализуется через систему экологического образования, воспитания и информирования. Поэтому работа над темой «Формирование экологической культуры младших школьников», имеет своей целью – показать положительное влияние экологизации учебно-воспитательного процесса на гармоничное развитие личности ребенка.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
  2. В системе работы определить основные этапы  по формированию знаний, умений и навыков.
  3. Подобрать эффективные формы, средства учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

В работе используется опыт выдающихся российских педагогов К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского по воспитанию личности через природное окружение. Исследовательская работа кандидата педагогических наук И.В. Цветковой  помогает организовать практическую творческую деятельность по преобразованию окружающего мира.


Глава I. Система работы учителя начальных классов по формированию экологической культуры учащихся

Когда же целесообразно начать работу по формированию  экологической культуры человека? Считается, что это необходимо делать у детей младшего школьного возраста, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувствительного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. Экологическое воспитание – это совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельной  сфер личности. Чтобы воспитательная работа была наиболее эффективной, необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей. В системе работы можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом детей из класса в класс.

1 этап (7-8 лет)

Задачи:         1) знакомить с   окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие;

        2) способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения в природе;

        3) овладение простыми приемами художественного творчества.

2 этап (8-9 лет)

Задачи:         1) создавать образовательную среду, позволяющую детям освоить определенный объем информации по экологии и другим наукам;

        2) способствовать участию детей в созидательной деятельности взрослых;

        3) вырабатывать навыки осознанного соблюдения норм и правил поведения в окружающей среде.

3 этап (9-10 лет)

Задачи:         1) способствовать формированию восприятия мира как единого целого (системы);

        2) использовать полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности;

        3) воплощать впечатления об окружающем мире в различных видах творчества;

Каждый из данных этапов создает непрерывность, последовательность  и постепенность наращивания знаний, умений, навыков и формирование качеств личности. Каждый последующий этап опирается на достижения предыдущего и усложняется содержанием и формами работы.


Глава II. Развитие эмоционально-чувствительной сферы

Дети – пытливые исследователи окружающего мира, эта особенность заложена в них от природы. И эту особенность необходимо использовать учителю начальных классов при подборе средств и форм организации работы. Сухомлинский В.А. писал по этому поводу: «… В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Пусть ребенок вначале не задумывается над причинно-следственными связями, пусть он просто рассматривает предмет, открывает в нем что-то новое»[1]. Поэтому для познания природы в этот период необходимо широко использовать экскурсии и наблюдения. Они помогают бережно и неторопливо ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменения, многообразию. Первоклассники на первых экскурсиях  знакомятся со своими ближайшим окружением: школой, школьным стадионом, пришкольным участком, учатся ориентироваться в них. Начинается работа по формированию детского коллектива, знакомство детей друг с другом осуществляется с помощью социализирующих игр: «Знакомство», «Интервью» (см. приложение № 1). Природоведческие наблюдения проходят на пришкольном участке. Изучение ближайшего окружения первоклассниками организуется с учетом  индивидуальных различий в восприятии ими информации. В качестве «инструментов» познания используются все органы чувств. При проведении экскурсии «В гости к школьному Подрастаю» (см. приложение № 2) предлагается внимательно посмотреть вокруг, прислушаться, а объект изучения потрогать, понюхать, погладить …

При проведении дидактической игры «Знакомство с листьями» (см. приложение №1), дети рассматривали листья, ощупывали каждую прожилку, описывали их друг другу, а после их перемешивания, угадывали название с закрытыми глазами. При организации работы и настройке внимания детей, используется игра «Тишина». Во время ее проведения  дети слышат «голоса» природы: шелест листьев, пение птиц, полет насекомых … А одна девочка сказала, что слышит свое дыхание, а ведь это тоже «голос» природы. Наблюдаем за облаками, причудливыми формами стволов и веток деревьев… На что они похожи? Каждый ребенок переживает бурную радость, воспринимая образы  окружающего мира, прибавляя к ним что-нибудь  от своих фантазий. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества, которое материализуется на уроках рисования и труда.

Уроки по курсу В.Н. Виноградовой «Окружающий мир» 1 класс (I - IV) дают ответы на вопросы: «Кто и что?», «Как, откуда и куда?», Где и когда? , «Почему и зачем?». Дети усваивают элементарные экологические знания и формулируют правила поведения в природе. (см. приложение № 3).

Уроки необходимо строить в форме игр, путешествий, сказок. Такая организация работы способствует лучшему усвоению излагаемого материала и поддержанию активности детей на протяжении всего урока. В начале первого учебного года вместе с родителями озеленяем классную комнату, за растениями ухаживают  дежурные под руководством учителя. Дети поливают цветы и рыхлят землю. Периодически обращается внимание детей на появление у растений новых листьев и цветов. Зимой открывается столовая для птиц. Кормушку делают родители, а дежурные следят за ее наполняемостью и сметают с нее снег. Она же – объект наблюдений. Дети с радостью производят подсчеты прилетевших гостей, называя каждого «по имени».

Проведение праздников в первом классе позволяет сплотить детский коллектив, детям и родителям лучше узнать друг друга, привлечь родителей к участию в жизни класса.

В конце первого этапа при помощи методики «Секретный разговор» выявляется развитие эмоционально-чувственной сферы детей (см. приложение № 4).

Подводя итог первому этапу, хочется отметить, что дети

  1. проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям их жизни, питаются оценить их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
  2. эмоционально реагируют при встрече с прекрасным, многие дети передают свои чувства в доступных видах творчества;
  3. стараются выполнять правила поведения в окружающей среде;
  4. многие дети проявляют готовность оказать помощь природе.

Глава III.  Привитие интереса к приобретению новых знаний

К концу первого этапа дети подводятся  к пониманию, что жить в согласии с природой и по-настоящему помогать ей может только много знающий человек. Поэтому главная задача второго этапа – отправиться в путь за новыми знаниями. Образовательное пространство второклассников расширяется. Теперь основным местом экскурсий является парк. Дети узнают, что деревья растут по «этажам», а каждый зверек, насекомое или птица имеет свою «квартиру». Дети становятся «разведчиками» природы. На экскурсиях часто используется разведывательная работа в группах. Например, дети, вооружившись ручкой и блокнотом, разведывают приметы осени. Отмечается тот, кто таких примет соберет больше. Во втором классе начинаем вести классный и индивидуальные дневники наблюдений за природой, в которых народные приметы, поговорки, зарисовки и анализ природных явлений характеризуют каждый месяц года. Народные приметы стараемся проверять и делать свои прогнозы погоды.

На уроках дети расширяют свои представления о природном окружении, полученные в первом классе. Именно на этом этапе они учатся работать с энциклопедией, Красной книгой и другой дополнительной информацией, представленной как в бумажном, так и электронном виде. Пользуясь этими источниками, учащиеся готовят сообщения к урокам. Всегда поощряются дети, которые подготовили дополнительный материал в приложение к основному из учебника по курсу «Окружающий мир».

На уроках продолжается использование игр как наиболее естественного и радостного вида деятельности, формирующего характер детей. Но на данном этапе подбираются такие игры, которые облегчают восприятие излагаемых проблем, знаний или актуализируют уже имеющиеся знания.

Например, на этапе закрепления знаний по теме: «Где мы живем? Что нас окружает?» проводится игра «И я» (см. приложение № 1). В ходе игры закрепляются  навыки правильного отношения к окружающему миру (людям, природе). Играя, дети не только соглашаются с правильными нормами поведения, но и аргументируют свой выбор. Эта игра позволяет формировать активную жизненную позицию детей.

При проверке домашнего задания по теме «Дикие и домашние животные» проводится игра – загадка «Угадай животное». Дети  к этой игре готовятся дома: подбирают загадку о каком-либо животном, по желанию иммитируют его повадки, а все остальные – отгадывают, о каком животном идет речь. А самое главное дети должны подумать, с какой просьбой могло бы обратиться данное животное к людям. Для этого ребенок должен «залезть в его шкуру»  и понять проблемы его существования. Это учит детей быть чуткими, уметь сопереживать «ближнему своему».

На уроках используются элементы проблемного обучения. Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они могут ответить, опираясь на свой жизненный опыт, анализируя ситуацию, применяя имеющиеся знания. («Какие животные появились раньше: дикие или домашние? Нужно ли беречь воду? Куда бегут реки?»). Проблемность  обучения – мощная стимуляция мыслительных процессов.

При проведении урока – праздника «Мир природы» (см. приложение
№ 8) идет обобщение знаний, полученных на уроках, а в ходе его подготовки дети учатся сотрудничать друг с другом.

Реальные возможности для решения задач экологического образования и воспитания в начальной школе имеет как самостоятельный предмет «Окружающий мир», так и все другие предметы.

Чтение произведений писателей-натуралистов (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Паустовского) позволяет формировать знания об объектах природы, мотивах  их охраны. Знакомясь с творчеством А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина, дети узнают о роли природы в создании их замечательных творений. В произведениях находим красивые сравнения и описания окружающей природы. А если такие  уроки подкрепляются музыкальными произведениями П. Чайковского, Э. Грига, фонограммами с записью птичьих голосов,  шума леса, журчанием ручья, то создается такой эмоциональный настрой, что дети вспоминают увиденное когда-то ими самими.

Текстовые задачи по математике имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном использовании. Например, решая задачи о птичьих кормушках, дети вспоминают об их важности в зимнее время. В задачах на сравнение высоты деревьев узнают о длительных сроках их роста. При выполнении задания по измерению толщины учебника в теме «Миллиметр», делают вывод, что «в небольшой толщине его - много листов бумаги», что «бережешь книгу – бережешь дерево».

Элементы экологического образования используются на любом этапе русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений и животных (медведь, лисица, береза и т.д.). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или  о другом представителе природы, тем самым актуализируют имеющиеся у них знания. На уроках учимся писать сочинение – описание «Кошка». При выполнении этой работы дети обращают внимание на мельчайшие детали внешнего вида зверька. Многие замечают грустное выражение его глаз.

Внеурочная деятельность детей тоже продолжает развиваться. Ребята активно участвуют в экологических акциях: «Сдай батарейку – спаси планету!», «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Поможем вместе нашим братьям меньшим» и других. Дети сами изготавливают кормушки для зимующих птиц из вторсырья, собирают для них различные семена. Для ухода за классными комнатными растениями дети делятся по парам. Каждой паре – одно растение. Теперь дети сами обращают внимание на появление новых листьев и цветов у растений, этой радостью они спешат поделиться с другими детьми и учителем. Учащиеся хотят нести свои знания по природоохранной деятельности всем людям, они принимают участие в создании экологических знаков и плакатов. В классе организуется «уголок хорошего настроения», где дети пишут друг другу хорошие послания (поздравления с днем Рождения и с какими-то достижениями, выражение кому-либо благодарности за хорошие дела и т.д.)

В конце второго года обучения при помощи методики «Письмо зеленому другу» определяется не только готовность учащихся помогать природе и заботиться о ней, но и развивается у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Логическое продолжение данной методики -  конкретная помощь деревьям: уборка мусора вокруг них.

В конце второго этапа развития экологической культуры детей можно отметить следующие достижения:

1) интерес детей к объектам окружающего мира сопровождается попыткой их анализировать (почему хорошо и почему плохо);

2) общение с представлениями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

3) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом;


Глава IV. Формирование экологически - деятельной сферы личности

На втором этапе дети научились работать с дополнительной литературой, у них появилась потребность в приобретении новых знаний. Поэтому на третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния, использование полученных знаний в экологически ориентированной деятельности. Образовательное пространство учеников еще более расширяется, изучение взаимосвязей между живой и неживой природой, между растениями и животными, животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме, знакомство со способами приспособления живых организмов к среде обитания позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Дети знакомятся с главным законом экологии «В природе все взаимосвязано». На уроках по курсу «Окружающий мир» они учатся составлять цепи питания, моделируют схемы развития животных, демонстрируют знаки к правилам поведения в природе. На уроках рисования дети на листе бумаги воплощают увиденные ими сюжеты и образы природного окружения. Практикуются и формы коллективного творчества – рисунки мелом на асфальте на темы: «В каждом рисунке – солнце», «Уголки родной природы». Обучающиеся нашего класса принимают ежегодное участие в различных номинациях Межмуниципального детско-юношеского экологического фестиваля «Гринвей».

На данном этапе формирование экологической культуры начинает строиться по методу проектов, которые направлены на организацию деятельности ребенка в социальной среде. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «…проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью…»[2]

Начинаем работу над проектом «Капелька» (см. приложение № 5). Этот проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направляемых на сбережение запасов чистой пресной воды. Работа над проектом «Березкины слезки» предворяет сезон сбора березового сока. Цель этого проекта – березка без слезок. Предложение этого проекта – выступление перед детьми первого класса по теме: «Люблю березку русскую…»

Проект «Животные в истории моей семьи» имеет целью узнать о животных, которые были друзьями твоих предков». После летних каникул дети отчитываются о выполнение проекта «Как я летом помогал природе». Природоохранная деятельность каждого из учащихся оценивается одноклассниками. Начинается работа над долгосрочным проектом «Помощники домовенка Кузи». Цель проекта благоустройство подъезда собственного дома и придомовой территории и забота об их хорошем состоянии. Эту работу выполняют дети при помощи своих родителей. Учитель направляет деятельность детей.

Выполнение проекта – упражнения «Если бы я был мэром города Балаково…» позволяет обозначить экологические проблемы в городе и найти пути их решения, закрепляет правильные нормы поведения.

Проекты защищаются, дети получают призовые места за оригинальность и творческий подход.

Дети продолжают ухаживать за комнатными растениями, и за своими «зелеными друзьями» в природе, подкармливают зимующих птиц. Два мальчика оказывают помощь маленькому вороненку со сломанным крылом. Девочки, посещающие группу продленного дня, спасают двух котят от рук жестоких детей, причем, одна девочка берет их домой и продолжает заботиться о них. Дети всего класса интересуются судьбой этих котят.

О показателях сформированности экологической культуры детей на третьем этапе можно судить по следующим проявлениям:

1) дети способны сами выбирать объекты своей экологической деятельности;

2) выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

3) доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Оценить уровень сформированности экологической культуры помогает диагностический тест. Его результаты свидетельствуют о том, что уровень экологической воспитанности учащихся находится на достаточно высоком уровне (см. приложение № 6).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование экологической культуры людей как способ выхода из «экологического кризиса».

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных ценностей. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период дети начинают выделять себя из окружающей среды, преодолевают в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа». Экологическое образование нельзя заключать в рамки одного предмета, необходимо осуществлять межпредметную связь в работе по формированию экологической культуры младших школьников, так как экологические знания и отношения являются «нервами» всей системы начального образования. Начальная школа закладывает основу (фундамент) экологической культуры, который должен наращиваться при переходе детей из начального звена в среднее, а затем и в старшее. Поэтому экологическое образование необходимо рассматривать как непрерывный и систематический процесс.

Хочется надеется, что из моих учеников вырастут сознательные граждане, чуткие сердцем люди, занимающие активную жизненную позицию, что они понесут свою экологическую культуру в свою семью и в свое окружение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буховская Г.В.  Игры, занятия по  формированию экологической культуры  младших  школьников. - М, 2002.

2.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. -  1997. - № 3.

3. Волкова В.И. Экологическое  образование через уроки природоведения //Начальная школа. - 1995.- № 6.

4. Гордеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся //Начальная школа. - 2004- № 2.

5. Грехова Л.И. В союзе с природой. - М., 2000.

6. Зверев А.Т. Экологические  игры. – М., 2001.

7. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе ( Сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград, 2003.

8. Потапова Л.М. Детям о природе.- Ярославль,2002.

9. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль, 1997.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Социализирующие игры

Игра «Знакомство»

Цель: познакомить детей (первоклассников), друг с другом

Оборудование: мяч

Ход игры:

Участники становятся в круг и вытягивают руки, чтобы поймать мяч. Педагог бросает мяч стоящему напротив ребенку,  называет свое имя и опускает руки. Ребенок, получивший мяч, бросает его следующему участнику  игры и тоже опускает руки. Так  продолжается до тех пор, пока мяч не  побывает у каждого из играющих. Затем детям предлагается вспомнить: кому они бросали мяч. После этого все повторяется в этом же порядке.

Когда дети запомнили имена тех, кому они бросали мяч, правила игры изменяются. Теперь играющие  бросая мяч, называют не свое имя, а того участника игры, которому он бросает мяч. Игра повторяется два – три раза. Затем скорость игры увеличивается. Педагог подбадривает детей, говорит, что они все хорошо запомнили. После нескольких повторений педагог проверяет, кто сколько имен запомнил. Если из 20 играющих большинство детей запомнили 10 – 12 имен, то это хороший результат.

Игра "  Интервью "

Цель: помочь детям поближе узнать друг друга

Ход игры:

Все участники сидят в круге. Педагог предлагает детям разделиться на пары и каждой паре взять друг у друга интервью. Один из участников  задает вопросы, другой отвечает. Затем участники игры меняются ролями. На каждое интервью отводится 2 минуты. Вопросы могут быть такие:

1. Имя и фамилия.  2. Кто родители. 3. Где живет. 4. Любимое занятие.

После того, как участники взяли друг у друга интервью, им предлагается  рассказать, что они узнали  друг у друга. Рассказ должен занимать не более 1 минуты.

Дидактические игры

Игра "Знакомство с листьями"

Цель: научить детей отличать листья разных деревьев на основе тактильного и  зрительного восприятия  и памяти.

Оборудование:  заранее приготовленные листья деревьев; повязка для глаз.

Ход игры:

Педагог усаживает детей в круг и делит на пары. Каждой  паре дается лист дерева. Листья должны принадлежать разным видам деревьев. Дети рассматривают свои листья, ощупываю каждую прожилку, описываю друг другу. Сначала они изучают листья с  открытыми глазами, а затем закрытыми. После этого все листья  складываются в центре круга и перемешиваются. Тем, кто желает найти свой лист   с закрытыми  глазами, педагог завязывает глаза. Играющий пытается найти свой лист.

Игра "Тишина"

Цель: развитие слухового восприятия, концентрация внимания;

Ход игры:

Педагог предлагает детям " послушать " тишину.

После этого он интересуется, что дети услышали в тишине?

Игра "Узнай дерево"

Цель: развитие эмоционально – чувственной сферы.

Ход игры:

Детям предлагается найти «веселое» или  «грустное  дерево» и объяснить его состояние.

Игра "Узнай цветок"

Цель:  учить распознавать цветок по запаху.

Ход игры:

Дети  рассматривают предложенные цветы. Называют их, а затем стараются запомнить своеобразный запах каждого из них. Когда изучение закончено, дети с повязкой на глазах попытаются отгадать название данного растения по запаху.

Игра "И  я"

Цель: закрепить навыки правильного отношения к окружающему миру (людям, природе).

Ход игры:  

Учитель зачитывает строки, если  дети согласны с ними, говорят "И я", а если нет - молчат.

  • Под деревом я аккуратно сложил пустые бутылки, банки, бумагу.
  • Если птицам будет голодно зимой – я их подкормлю.
  • Я моюсь редко, чтобы экономить воду.
  • Я помогаю бабушке нести сумки из магазина
  • Во время чтения книги я  ем бутерброды. Так интереснее!
  • Я помогаю маме мыть грузную посуду.

Игра "Угадай животных"

Цель: актуализировать знания детей о животных, научить сопереживанию представителям животного мира.

Ход игры:

Игра проводится с домашней подготовкой. Дети подбирают загадку о животном, описывает его повадки, по желанию изображают его, а все  остальное отгадывают о каком животном идет речь. А самое главное дети продумывают, с какой  просьбой могло обратиться данное животное к человеку.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Экскурсия (1 класс)

Тема «В гости к школьному Подрастаю»

Цель: познакомить детей с растениями, растущими на пришкольном участке

Задачи: 1) научить детей отличать растения, по характерным признакам;

2) воспитывать бережливое отношение к растениям и умение видеть прекрасное вокруг себя;

3) расширять кругозор детей, развивать логическое мышление, развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие

оборудование: заранее заготовленные листья деревьев с пришкольного участка, повязки для глаз.

Ход экскурсии:

I. Организационный момент

Игра «Тишина» (см. приложение №1)

II. Сообщение темы

- На прошлой экскурсии «Здравствуй, школа!» мы познакомились друг с другом и со школой. А сегодня мы познакомимся с пришкольным участком и растениями, украшающими его.

Отгадайте загадки:

1) Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год!

(елка)

2) Кудри в речку опустила

И о чем – то загрустила,

А о чем она грустит

Никому не говорит

(ива)


3) Никто не пугает,

А она дрожит

(осина)

4) Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки

(березы)

- Как назвать одним словом березу, иву, елку, осину? (Деревья)

- А умеете ли вы отличать эти деревья друг от друга?

Игра «Знакомство с листьями»

Цель: уметь отличать листья на основе тактильного восприятия и памяти. (см. приложение №1)

Игра «Узнай дерево»

Цель: развитие эмоционально-чувственной сферы (см. приложение № 1).

  • скажите, деревья – самые высокие растения или нет? (да)
  •  а теперь мы посмотрим на другие (по высоте) растения.

(Наблюдение за растениями в цветнике)

  • какими цветами пестрит клумба;
  • отгадайте загадки и покажите эти растения на клумбе.
  1. Стоят на лугах сестрички -

Желтый глазок

Белые реснички?                          (Ромашки)

  1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращусь я в конфету         (Ирис)

  1. На зеленой кочке

Синие цветочки                        (Колокольчик)

  • Как назвать одним словом колокольчик, ромашку, ирис? (Цветы, а вернее – травянистые растения).
  • Нравятся ли вам эти клумбы? (да)
  • А зачем они нужны около школы? (для красоты).

Игра «Угадай цветок»

Цель: учить распознавать цветы по запаху. (см. приложение № 1)

  • Ребята, а как вы думаете, трудно вырастить растение или легко? (трудно).
  • А что для этого нужно? (посадить, поливать, рыхлить землю).
  • Мы с вами еще не умеем сажать растения и ухаживать за ними.
  • А что мы в силах сделать, чтобы наш школьный двор оставался таким же красивым?

Правила (формируют дети)

  1. Не срывать цветы;
  2. Не ломать ветви деревьев;
  3. Не ходить по газонам и цветникам.

III. Итог

  • Понравилась ли вам наша экскурсия?
  • Что особенно запомнилось?
  • О каких растениях мы говорили?
  • На какие группы они делятся?
  • Повторите правила поведения в природе, о которых мы сегодня говорили?

 

                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Правила поведения в природе.

(Сохранен авторский текст)

  1. Вести себя в природе хорошо
  2. Не ломать ветки у деревьев
  3. Не срывать и не топтать цветы
  4. Не сорить
  5. Не кричать громко
  6. Не брать домой животных из природы.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Методика «Секретный разговор»

Цель: способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе его общения с природой, а также выявление имеющегося у детей такого опыта общения;

Методика проводится в два этапа.

Первым этапом является прогулка в лес (парк), во время которой каждый ученик выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

Вторым этапом будет запись секретного разговора (Как выглядит это растение? О чем бы ты спросил его? Почему оно тебе нравится?)


 

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Экологические проекты учащихся

Проект «Капелька»

Цель: выявление утечки чистой воды и практические дела, направление на сбережение запасов чистой пресной воды.

Ход работы:

Это проект бережливых. Поэтому первая часть проекта предполагает ответить на вопрос: «Где мы теряем воду?» Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется как и сколько дети сами пользуются водой. Вторая часть – придумывают, как сэкономить воду в домашнем хозяйстве.

Проект «Березкины слезки»

Цель: березка без слезок.

Ход работы:

  1. Дети стараются побольше узнать о березах.
  2. Во время сбора березового сока весной, дети выходят в парки и скверы, чтобы проверить нет ли у березок опасных ран, оказать деревьям первую помощь.
  3. Проводят с детьми других классов разъяснительную работу, распространяют соответствующие листовки

Проект «Помощники домовенка Кузи»

Цель: Следить за чистотой собственного дома и прилегающей территории.

Ход проекта:

  1. Определить состояние своего подъезда
  2. составление листовок, обращенных к жильцам подъезда с просьбой о чем-либо или благодарности.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Диагностический тест на определение уровня сформированности экологической культуры

Цель: Определение уровня экологической культуры у детей

Технология работы: испытуемому предъявляется тест, имеющий следующую инструкцию и содержание

Инструкция:

Методика по определению уровня экологической культуры содержит 10 вопросов. На каждый из вопросов следует отвечать «да», «нет» или
«не знаю».

Опросник:

1. Как вы считаете, нужно ли охранять природу?

а) да;        б) нет;                в) не знаю.

2. Что произойдет, если в реку попадет нефть?

а) все живое в реке погибнет;

б) ничего страшного не произойдет;

в) не знаю.

3) Если вы заметите, что кто-то бросил мусор на землю:

а) подойдете и скажете, что мусор нужно выкинуть в урну для мусора;

б) пройдете мимо;

в) не знаю, что делать.

4) Как вы считаете, необходима ли животным помощь со стороны человека?

а) да;        б) нет;                в) не знаю.

5) Считаете ли вы необходимым уничтожение животных и насекомых приносящих ущерб сельскому хозяйству?

а) да;        б) нет;                в) не знаю.

6) Верно ли говорят, что «лес – это легкие Земли»?

а) да;        б) нет;                в) не знаю.

7) Зависит ли человек от природы?

а) да;        б) нет;                в) не знаю.

8) Есть ли у Вас объекты природы, за которыми вы ведете постоянное наблюдение

а) да;        б) нет;                в) не знаю.

9) Какими будут ваши действия если вы увидите сломанную ветку на дереве

а) подойдете и окажете дереву первую помощь;

б) доломаете ветку;

в) пройдете мимо.

10) Как вы поступите, если после вашего отдыха на природе остался бытовой мусор?

а) заберете его с собой;

б) оставите там, где лежал;

в) не знаю, что делать.

Обработка результатов

За каждый ответ – «да» для высказываний – прибавляется 1 балл.

Уровни сформированности экологической культуры

Уровень

Негативное отношение к природному окружению

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Сумма баллов

Преобладание ответов (б)

Преобладание ответов (в)

Ответы (а)

6-7 б

8-9 б

10 б


Итог диагностики

Объект: учащиеся 4 класса

Цель: определить уровень экологической культуры

Количество диагностируемых: 25 человек

Уровень

Негативное отношение к природному окружению

Нижний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

--

--

12%

56%

32%

Результат диагностики показал:

  1. нет детей, у которых сложилось негативное отношение к природному окружению;
  2. отсутствие у детей низкого уровня, наличие среднего, высокого, очень высокого уровня экологической культуры.


[1] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Т.1. – Москва «Педагогика», 1975. – С. 81.

[2] Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. с. 4