Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.
методическая разработка на тему

Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Медведева Е. А. БОУ г. Омска «Лицей №137», Люсова Е. В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 с углубленным изучением отдельных предметов»

Формирование экологического отношения к природе в начальных

классах как способ развития экологической культуры детей.

Обострение глобальных проблем, ухудшение экологической ситуации, возникновение все новых природных катаклизмов и расточительное и неуважительное отношение к природе конкретных людей требует повышенного внимания общества к экологическим проблемам. Решить эти проблемы можно только при условии  повышения общей экологической культуры, формирования ценностного отношения к природе и экологического мировоззрения у всех людей.

Под экологической культурой общества понимаем систему социальных норм, ценностных ориентаций, отношений людей в области сохранения и гармоничного развития окружающей среды. Одним из элементов экологической  культуры является экологическое отношение к миру природы – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Формирование экологической культуры людей нужно начинать как можно раньше, поэтому уже в начальной школе выстраиваем систему работы по формированию у детей экологического отношения к природе, что понимаем как цель нашей работы.

На первом этапе работы формируем знания конкретных объектов природы и представления о взаимосвязях в природе и системе «человек- природа». Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому на следующем этапе  включаем учащихся в посильную для них практическую деятельность, создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

При формировании экологического отношения к природе пытаемся создать такие условия, как поддержание положительного эмоционального состояния детей, осознание ими эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты. Другое условие-опора на впечатлительность и эмоциональную отзывчивость, нужно вызвать у детей чувства сострадания, сопереживания к объектам природы. Так же обязательно формирование смыслообразующих мотивов, внутренней потребности ребенка в правильном поведении. Еще одно условие- уверенность в общественной необходимости и личной полезности экологически грамотного поведения.

Исходя из этого строим работу по формированию экологического отношения к природе таким образом:

1класс.

В первом классе нужно систематизировать и расширить природоведческие знания и представления.

В 1 четверти проводим беседы и разъяснения о правилах поведения в природе, организуем наблюдение за осенними изменениями, красотой осенней природы.

Как известно, больший эффект имеют те методы воспитательного воздействия, которые вызывают живой интерес, эмоциональный отклик у детей. Поэтому работу в первом классе организуем в виде заочного путешествия по наиболее известным сообществам, где точно можно представить животный и растительный мир. Игра проходит в три этапа: первый этап — путешествие в лес; второй этап — путешествие на водоем; третий этап — путешествие на луг.

Перед путешествием рисуем схему-карту, где будем отмечать флажком то место, в котором побываем.

На каждом этапе в качестве подготовительной работы проводим классные часы, беседы или викторины на темы: «Сюрпризы лесной поляны», «О лесных опасностях», «Почему гибнут леса?», «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?», «Водоемы и их обитатели», «Что такое Красная книга?», «Луговые тайны». Затем проводим обобщающую игру-инсценировку или утренник, показывающий взаимосвязь объектов живой и неживой природы конкретного сообщества. Завершаем каждое путешествие выставкой рисунков или плакатов, о том, где мы побывали и как нужно там себя вести.

В течении всего учебного года обращаем внимание детей на красоту каждого времени года. Организуем наблюдение за сезонными изменениями, просим делать зарисовки. В зимний период активно подкармливаем птиц, зверей в питомнике. Весной привлекаем родителей для изготовления скворечников.

2 класс.

Во втором классе нужно вести дальнейшее обогащение  природоведческих знаний учащихся и формировать представления о взаимосвязях объектов природы, их использовании и охраны. Решаем поставленные задачи, рассматривая флору и фауну, объекты неживой природы, их взаимосвязи  и охрану.

В начале второго класс проводим экскурсию в краеведческий музей, чтобы познакомиться с дополнительным материалом о нашем крае, вызвать интерес к краеведению.

После чего предлагаем посетить вымышленный город Экоград, в котором четыре улицы: улица Зеленая, улица Зоологическая, улица «Почва, воздух и вода» и улица Экологическая. Предварительно создается карта Экограда, где указываются маршруты следования. Дети распределяются по группам. В ходе экскурсии на каждую улицу группы зарабатывают бонусы (эки).

Первая экскурсия — на улицу Зеленую.

Группы получают задания подготовить рассказ, подобрать книги о лесных тайнах на темы: «Лес — легкие планеты», «Вырубка лесов», «Красная книга Омской области», «Лекарственные травы Омской области». Затем проводим обобщающий классный час, на которых представляются рассказы, идет их обсуждение, составляются правила и рисуются знаки по защите растений. Наиболее активные группы зарабатывают эки.

Вторая улица — Зоологическая.

Группам дается задание познакомиться со справочными материалами о животном мире, понаблюдать за своими домашними любимцами, после чего проводится аукцион знаний. На аукцион выставляются такие лоты, как иллюстрация с изображением дятла, меховая шапка, Красной книги, фотография «Птичья гавань» и другие. Дети приобретают лоты за свои знания о них. За каждый приобретенный лот группы получают эки. После аукциона  учащиеся составляют правила и знаки о защите животных. Организуется выставка фотографий домашних любимцев.

Третья улица — Почва, воздух и вода.

В данном путешествии проводим беседы или классные часы, на которых обсуждаем значение и использование воды, воздуха, почв, причины и последствия их загрязнения, способы охраны. Завершаем третье путешествие   заполнением карточек-схем по использованию и охране воды, воздуха и почв. Затем обсуждаем полученные схемы и вырабатываем общую. Эки получают те группы, схемы которых были более полными и близкими к выработанной совместно.

Четвертая улица — Экологическая.

На этой улице обобщаем то, что узнали, чему научились дети при путешествии по Экограду. Группы самостоятельно составляют Свод законов о природопользовании и отражают каждый закон в определенном знаке. Как итог — защита проекта нарисованных знаков.

В течении года дети ведут наблюдение за своими домашними животными и растениями. Подводим итоги года, подсчитываем заработанные эки и присваиваем каждому ученику звание почетного жителя Экограда.

3-4 классы

В третьем и четвертом классах ставим задачи: формировать исследовательские умения и навыки, способность принимать экологически целесообразные решения; вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Возрастные особенности детей 3-4 классов позволяют привлекать учащихся к рассмотрению более глубоких экологических проблем. Поэтому работу строим через исследование связей живой и неживой природы, антропогенного воздействия на нее.

Создаем экологические бригады, которые получают задания для наблюдения за окружающей средой:  за состоянием снежного покрова (в течении зимы) у дороги и в роще; за растениями- биоиндикаторами (уличными и комнатными).  за состоянием почвы (сравнивание участков почвы на тропинках и нехоженных человеком местах. В процессе наблюдения дети  проводят опыты, делают зарисовки или фотографии, выводы о состоянии  окружающей среды, находят подтверждения своим наблюдениям в справочной литературе.

Проводим игру «Почта-круглый год», где дети пишут письма от лица страдающих объектов природы, операции «Напомним о природе», во время которых учащиеся расклеивают на досках объявлений листовки, знаки по защите природы. Проводим конкурс на моделирование защиты рек от загрязнения.

На год берем шефство за конкретными растениями. В День Защиты Земли осуществляем посадку саженцев деревьев с последующим уходом и охраной. Вместе с родителями участвуем в разбивке клумб около своих домов.

Проводим экскурсии на станцию юннатов, на предприятие по очистке воды, на «Птичью гавань» и в дендрологический парк Подгородного лесничества с целью более глубокого познания природы нашего края. Часто просто гуляем по роще, наблюдая за красотой окружающего мира.

В качестве теоретических исследований и для расширения экологических представлений, готовим доклады на темы: «Природное равновесие», «Исчерпаемые полезные ископаемые», «Потепление климата», «Загрязнения, их виды и последствия», «Заказники Омской области» и другие. Выступаем с докладами в других классах. Проводим конкурс сочинений о красоте родного края.. Дети составляют экологические сказки, изучают дополнительный материал для составления экологических пирамид.

За период обучения и воспитания в начальной школе происходит качественный скачок, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, но не возвышать над ней. Такие выводы нами были сделаны с опорой на наблюдения за детьми и на результаты проведенных диагностических методик «Хоровод» и «Новоселы». В методике «Хоровод» дети выделяют себя из общего хоровода объектов природы, но не всегда ставят себя в центр круга, мотивируя это тем, что есть вещи, которые важнее человека. В методике «Новоселы» дети расселяют объекты природы по домикам. Многие детей выполнили это задание, учитывая взаимосвязи объектов в реальной природе.

То есть, каждый ребенок понимает значимость природы для человека, необходимость поддержания равновесия в ней, а значит будет ценить, беречь, целесообразно использовать и помогать природе, что и является показателем экологического отношения и экологической культуры человека.

Используемая литература:

1. Зуева Д.Г., Третьякова И.Н. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры школьников // Инновации: экономика, образование, технологии: Материалы Северского инновационного форума 1418 ноября 2005 г. - Северск: Изд. СГТА, 2005.

2. http://www.bestreferat.ru/referat-251232.html-Формирование экологической культуры младших школьников

3. Рянжин С. В. Экологический букварь. С.-Пб.: Пит-тал, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью....

Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся через использование виртуальных экскурсий. Выступление на МО

Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся через использование виртуальных экскурсий. Выступление на МО...

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья по теме "Формирование положительного отношения к природе, в режиме продленного дня".

Статья по теме "Формирование положительного отношения к природе, в режиме продленного дня". Как раз в группах продлённого дня,гораздо проще организовать прогулки в  окружающие парки и с...

Формирование бережного отношения к природе у младших школьников.

Статья подготовлена для выступления в V открытом методическом семинаре "Прикоснись к природе сердцем"....

Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"

Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй  практической части рабо...