«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
презентация к уроку на тему

Смолина Наталья Михайловна

Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smolina_n.m._mou_arefinskaya_sosh.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблема экологического образования И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Смолина Н.М. Учитель МОУ Арефинская СОШ, 3 класс Стаж работы 35 лет УМК под редакцией Виноградовой Н.Ф . Нижегородский Институт Развития Образования

Слайд 2

Цель Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Задачи Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка; Развитие познавательного интереса к миру природы; Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; Воспитание гуманного, эмоционально-положит ельного, бережного , заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Слайд 3

Ожидаемый результат Экологическое просвещение младших школьников; Создание системы педагогического взаимодействия по экологическому развитию детей (обучение, совместная деятельность учителя с детьми, самостоятельная деятельность детей); Обучение детей использованию научных знаний, приобретенных на уроках по окружающему миру, чтобы сделать заключение о состоянии окружающей природы и ее изменениях под влиянием деятельности человека. актуальность Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания нравствено -экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Слайд 4

актуальность новизна Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания нравствено-экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Для достижения поставленных задач применялись методы моделирования, исследования и проектная деятельность учащихся.

Слайд 5

Психолого педагогическая литература по теме Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев,1973 Выготский Л.С. Собрание сочинений.- Т.4. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства.- Пермь, 1992 Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у детей, 1985

Слайд 6

Мнение автора учебника «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. Автор учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова подчёркивает, что необходим начальный этап эмоционального общения детей непосредственно с окружающими их природными объектами – «…как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой».

Слайд 7

Из опыта работы Начиная с 1-го класса на урока окружающего мира (и не только) была поставлена цель: изучить уровень сформированности и характер окрашенности отношения детей к миру природы. Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что только у 40% детей 6-7 летнего возраста сформирован гуманистический тип отношения к природе.

Слайд 8

Из опыта работы Полученные результаты побудили меня прямо с 1-го класса начинать работу по воспитанию ценностного отношения детей к природе родного края.

Слайд 9

принципы организации работы, ориентированной на воспитании у детей ценностного отношения к миру природы: Принцип единства эмоционального и интеллектуального восприятия окружающего; Принцип включения детей в различные виды и формы организации познавательной деятельности, характерные для детей школьного возраста и обеспечивающие оптимальное их развитие; Принцип обеспечения успеха детям в организуемой познавательной деятельности; Принцип учета возрастных особенностейи возможностей детей при отборе методов работы с ними; Краеведческий принцип.

Слайд 10

3 основных направления развития детей средствами природы: Усвоение ценностей через чувства, т.е. развитие эмпатии у школьников по отношению к природе; Усвоение ценностей через знания, т.е. формирование у детей экологической компетентности; Усвоение ценностей через деятельность, т.е. реализация усвоенных ценностей в поведении и деятельности детей.

Слайд 11

Методы и приемы 1-2 класс: Игры – тренинги экологического содержания; Наблюдения; Экскурсии в природу. 3-4 класс: Моделирование; Метод проектной деятельности.

Слайд 12

Из опыта работы приемы класс тема Игры и тренинги 1 «Ты и вещи», «Русская матрешка», «Народная сказка», «Здоровая пища», «Какое бывает настроение» и др. 2 «Твое первое знакомство со звездами», «В некотором царстве», «Лес и его обитатели» и др. Наблюдения 1 «Родная природа», «Животное – живое существо», «Твои друзья» и др. 2 « Как животные воспринимают мир», «Как животные защищаются», «Какие бывают растения?» и др. экскурсии 1 «Собираем урожай», «Как из зерна получилась булка», «Лесные новости», «Ледоход», «Поиграй в театр» и др. 2 «Лес и его обитатели», «Водоем и его обитатели», «Луг и его обитатели», «Сад и его обитатели» и др.

Слайд 13

Из опыта работы приемы класс тема моделирование 3 «Человек познает природу» 4 «Рельеф России» проектные исследования 3 «Лекарственные растения родного края», «Красная книга родного края». 4 «Экологическое состояние местного участка леса». «Экологическая среда школьного помещения», «Источники заражения в жилом помещении семьи».

Слайд 14

Человек познает природу

Слайд 15

Эколого-краеведческий проект «Экологическая среда школьного помещения». Цель исследования – определение степени загрязненности атмосферного воздуха школьной территории. Задачи: Дать оценку степени загрязненности воздуха школьного пространства; Определить условия, влияющие на степень загрязнения; Привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды. Методы исследования: Анализ различных источников информации; Сравнение и классификация; Наблюдение; Эксперимент; Обобщение.

Слайд 16

Описание работы 1-ый этап: Занятие 1. Постановка задач и целей. Занятие 2. Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка. Занятие 3. Оценка загрязнения воздуха. Занятие 4. Определение степени запыленности воздуха. Занятие 5. Определение уровня антропогенного загрязнения среды. 2-ой этап: Занятие 1. Окончательная обработка результатов. Занятие 2. Выводы и обобщение.

Слайд 17

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка Измерения Полученные результаты Санитарно –гигиенические нормы, м Ширина защитной полосы из деревьев 1,8 1,5 Расстояние от школы до деревьев 15 10 Расстояние от школы до кустарников 5 5 Расстояние между деревьями 4 -7 5 - 6

Слайд 18

Определение уровня антропогенного загрязнения среды Тип автотранспорта Количество штук за 20 мин. Легковые автомобили 14 Грузовые автомобили 6 Дизельные автомобили 3

Слайд 19

эколого-краеведческий проект «Экологическое состояние местного участка леса» Цель: исследование чистоты атмосферного воздуха; оценка загрязнения почвы; состояние животного мира. Одним из результатов работы стало сочинение стихотворения учеником 4-го класса Чернигиным Егором «Как мы спасали поляну»(1-е место в районном конкурсе «Мы одна семья: человек и природа»).

Слайд 20

Это сказка иль рассказ про природу и про нас. Мы – это моя семья: папа, мама, Тимка, я. А природа – это дятел и его чудесный дом. На поляне у оврага – ель, дупло - и дятел в нем. К нам однажды прилетел, постучался и запел: - Помогите, помогите и от грязи нас спасите, Скоро грязью зарастем, задохнемся - и умрем. Тихо, дятел, не пищать! Завтра вас идем спасать! Мы сегодня встали рано солнце в небе высоко. Ждет нас « дятлова » поляна, к ней добраться нелегко. Мама завтрак нам готовит: масло, хлеб и сладкий чай. Папа в огород уходит: - Ну. Егорка, не скучай! Там лежат у нас лопаты, в кучке саженцы стоят. - Мы устали ждать, ребята, будто с нами говорят. - Погодите, не спешите, - папа саженцам сказал. - Тут немножко полежите, - и лопаты в руки взял. Вот зеленая машина - наша куколка - « Ока » Здесь всего 4 места, но хватает нам пока.

Слайд 21

Папа саженцы берет и в багажник их кладет. И машина в тот же миг привезла нас на пикник. Вот вода, а вот песок птичек звонкий голосок. - Вы зачем сюда пришли, воду в ведрах принесли? И зачем песок речной привезли сюда с собой? Где же фантики, бумага, банки, склянки и еда? После пикника отрава остается здесь всегда. И еще опасный враг подбирается овраг. Мусором загадится и земля обвалится. - Птицы в небе, не шумите, и на нас вы поглядите. С папой, мамой мы втроем вмиг весь мусор соберем. Наша куколка – Ока будет « мусоркой » пока. Вот в багажнике – пакеты, уничтожим мусор этот. И теперь настал черед сделать все наоборот. Воду сами мы не пьем, воду в землю, в ямку льем. И песок кладем не в чай – ямка, саженцы встречай! Мы посадим вдоль оврага ветки, саженцы, кусты. Даже солнце будет радо, улыбнется с высоты. Спит Тимур, мой младший брат годовалый крошка. Для тебя нет дет пока, подрасти немножко. Мы еще сюда придем, чистая поляна. Наши саженцы польем с папой, с Тимкой, с мамой. Мы полянку сбережем ведь природа – общий дом.

Слайд 22

Результативность работы Таким образом, вот уже 4-ый год уроки окружающего мира помогают мне и моим ученикам в сложении определенной системы целенаправленного обеспечения младших школьников знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры., привития практических природоохранных навыков, развития познавательной и творческой активности ребенка.

Слайд 23

Результативность За 4 года работы по данной теме было создано учащимися 2-4 класса 11проектов; 3 проекта заняли призовые места в районных конкурсах экологического содержания («Экологическое состояние местного участка леса». «Экологическая среда школьного помещения», «Источники заражения в жилом помещении семьи»). 1-е место в районном творческом конкурсе «Мы одна семья : природа и люди» (экологическая сказка); Методическая разработка урока «В гости к весне»( на экологическую тему с элементами проектно-исследовательской деятельности) заняла 1-е место в районном «Интеллектуальном марафоне: учитель – учителю».

Слайд 24

Список используемой литературы Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.:Детство-пресс , 2004 Копцева Т. Природа и художник. –М.: Творческий центр, 2001 Смирнова В.А. Тропинка в природу. –СПб.: Союз, 2003 Рыжова Н.А. Экологическое образование в школе. – М.:Карапуз , 2001 Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования школьников. –СПб.: Детство-пресс,2000 Степанова В.А. Листок на ладони. –СПб.: Детство-пресс,2004 Тихомирова Л.Ф. Уроки для здоровья детей. – Ярославль:Академия развития,2002 Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. –М.,1999 Планета – наш дом: Учебник хрестоматия по основам экологии. –М.:Лайда,1995

Слайд 25

Наши достижения