Исследование ценностного отношения к материнству у девочек младшего школьного возраста.
статья (2 класс)

Формирование ценностного отношения к материнству у девочек младшего школьного возраста является острой социально-педагогической проблемой в условиях экономических  и социокультурных изменений,происходящих  в современном обществе.Трансформация форм семьи,утрата нравственных семейных ценностей приводят к снижению воспитательного потенциала семьи, росту социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности,что побуждает государство и общество к активному поиску направлений,форм,средств организации помощи семье детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Э.В.

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО

«Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Россия

 ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАТЕРИНСТВУ У ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Российская Федерация, как все остальные страны, видит будущее своей страны в здоровой нации. «Здоровая семья и здоровая нация, переданные предками традиционные ценности в сочетании с устремленностью в будущее … — основные приоритеты развития Российской Федерации» говорит в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию президент Владимир Путин.

Однако в современной России наблюдается тенденция к ухудшению физического и психологического здоровья населения, складывается тревожная демографическая ситуация. Причины ухудшения здоровья нельзя связывать исключительно с проблемами в системе здравоохранения, с ухудшением экологической ситуации или экономическими последствиями. На ситуацию в значительной мере влияют социальные и культурно-ценностные факторы: система ценностных ориентаций, стереотипы и модели поведения в обществе, культурные традиции. Для России, как и для любой другой страны, важно иметь здоровое подрастающее поколение, потому как нынешний подросток это крепкое будущее всей страны.

 Итальянский психолог А.Манегетти связывает материнство с заученной ролью с детства, когда девочка в процессе игры проигрывает социальную роль матери.

Филипова Г.Г. считает материнство психосоциальным феноменом, то есть женщина должна быть не только генным носителем, она должна создать условия для появления, вынашивания и будущего развития ребенка, ребенок является частью личной сферы женщины-матери.

Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Это связано как с ростом демографических проблем, например, снижением потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя.

Формирование ценностного отношения к материнству у девочек младшего школьного возраста является острой социально-педагогической проблемой в условиях экономических и социокультурных изменений, происходящих в современном обществе. Трансформация форм семьи, утрата нравственных семейных ценностей приводят к снижению воспитательного потенциала семьи, росту социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности, что побуждает государство и общество к активному поиску направлений, форм, средств организации помощи семье и детям.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению.

 Г. Г. Филиппова выделяет 6 этапов, охватывающих все периоды становления родительства, начиная с раннего младенчества: 1) этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе; 2) игровой этап и взаимодействие со сверстниками (3–5 лет); 3) этап нянченья  (5 / 6–11 лет); 4) этап дифференциации ценностно-смысловых основ моделей партнерских и родительских отношений (11–15 лет) и этап мотивационной готовности к родительству (15–18 лет); 5) этап взаимодействия с собственным ребенком до сохранения у него основных компонентов гештальта младенчества; 6) взаимодействие с ребенком как с развивающейся личностью. Данная периодизация относится как к онтогенезу материнства, так и отцовства, т. к. по мнению ряда исследователей, принципиальных различий в родительском уходе за ребенком между мужчиной и женщиной нет, и гораздо важнее учитывать индивидуальные различия, а не межгрупповые. В нашем исследовании была поставлена задача изучения одного из ранних этапов развития родительской сферы –  этапа нянченья, который включает возраст от 5 / 6 до 11 лет. Этот этап является очень важным для формирования родительской сферы, а также самым благоприятным для первого знакомства и взаимодействия с младенцами. На предыдущем этапе развития родительской сферы, дети осваивают навыки ухода в процессе игры с куклой. Становясь старше, дети начинают проявлять интерес уже к живым младенцам, стремясь приобщиться к деятельности взрослых. На этапе нянченья формируется потребность в заботе о младенце, потребность в переживаниях, получаемых в процессе взаимодействия с ним, которая подкрепляется проявлением эмоций младенцем при общении. При взаимодействии с младенцами у младших школьников формируются основы родительской компетентности: способность понимать состояние ребенка и его потребности, отвечать на его сигналы, навыки взаимодействия с ребенком. Особенностью этапа нянченья является формирование первичного типа интерференции ценности родительства и ценностей из других сфер, таких как профессиональная и личная успешность. Дети на примере своих родителей и социального окружения усваивают ценностные приоритеты. Также на этом этапе важно разделение ценности «себя как ребенка» и «ребенка для себя (других детей для взрослых)» с последующей интеграцией этих ценностей по мере взросления. Эти процессы возможны исключительно при наличии у младших школьников возможности получить опыт взаимодействия с младенцами и наблюдения других взрослых.

Таким образом, формирование всех составляющих представлений о материнстве, а именно ценностно-смыслового, эмоционального, когнитивного и поведенческого является условием становления психологической готовности к материнству как деятельности, и мы можем сделать вывод, что современная организация жизнедеятельности детей требует включения в неё большего количества мер, специально направленных на формирование представлений о родительстве.

Список литературы

1. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России». URL: http://psyjournal.ru/articles/krizis-tradicionnogo-materinstva-v-sovremennoy-rossii-socialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения 01.04.2019).

2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.  М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.

3. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности девочек младшего школьного возраста как одно из условий полоролевой социализации

Наша повседневная жизнь за последние годы изменилась настолько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. Взрослые должны научить детей отвечать на но...

статья«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

о роли индивидуального подхода в воспитании младших школьников...

Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Современное семейное и школьное воспи­тание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отече­ственной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внима­н...

«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью....

Физическое развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом в городе Дзержинске Нижегородской области

Целью влияние занятий мини-футбола на физическое развитие девочек младшего школьного возраста.      Для этого поставлены следующие задачи:1) изучить литературные источники по ...

статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста (рекомендации родителям)

В  статье  даны  некоторые  советы, рекомендации  по  воспитанию, обучению, восприятию  детей  с  учётом  половых  особенностей. После  анал...