Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».
опыты и эксперименты по обж на тему

Светлана Викторовна Романчук

В  опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx73.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».

Автор опыта: Романчук Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования  МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Нарьян-Мара»

РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

        Условия возникновения и становления  опыта.

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дом детского творчества г. Нарьян-Мара» имеет два здания, расположенных по адресу: ул. Ленина д. 33 «а» и ул. Пионерская д.11 «а». Здания находятся в центре города, что помогает активно сотрудничать с различными структурами города и округа.

        Педагогический коллектив, обеспечивающий образовательный процесс, состоит из 26 человек, наполняемость детей в объединениях и студиях – 820 человек, 20 объединений, 5 направлений деятельности.

Общее количество учащихся, охваченных, изучением Правил Дорожного Движения (ПДД) – 820 человек.

Объединение «ЮИД» - 64 человека

Театральная студия «Отражение» - 29 человек

Студия танца «Лайт» - 43 человека

Изостудия «Этюд» - 112 человек

Объединение «Декоративное творчество» - 29 человек

Объединение «Безопасность на дорогах» - 79 человек

Данные объединения систематически и целенаправленно занимаются изучением ПДД.

В течение учебного года все учащиеся Дома детского творчества (ДДТ) периодически принимают участие в мероприятиях, акциях, играх, викторинах, флэшмобах, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

В течение года учащиеся ДДТ проходят инструктажи по ПДД, технике безопасности, правилах пожарной безопасности, о бдительности, правилам поведения в транспорте, на экскурсиях, при изменении погодных условий.

Началом работы по теме опыта стало изучение уровня сформированности у учащихся младших классов представлений о правилах дорожного движения. Детям были предложены вопросы по следующим темам: дорога и её элементы, знаки и их назначение, перекрёстки, правила поведения на дорогах сигналы регулировщика. Анализ тестов показал, что большинство учащихся имеют низкий уровень знаний по Правилам Дорожного Движения (далее ПДД) – 43,3%, средний – 35%, высокий – 21,6%. Такие данные побудили коллектив ДДТ более глубоко заняться проблемой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Теоретический анализ проблемы ДДТТ позволил выделить основные показатели безопасного поведения на дорогах у младших школьников: внимательность, уверенность в себе, наблюдательность, умение предвидеть опасность и самоконтроль.

По результатам анкетирования, опросов, наблюдений на знание детьми ПДД, было выявлено, что важные показатели для безопасного поведения на дорогах у детей младшего возраста сформированы в недостаточной степени. Это послужило основанием для определения темы опыта.

        Актуальность

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма появилась с образованием дорог, автомобилей и других транспортных средств и на сегодняшний  день остаётся  одной из самых актуальных. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Ребёнок, придя в школу, уже имеет огромный опыт путешествий по улицам и дорогам, в том числе сотни и тысячи переходов через проезжую часть – самостоятельных и вместе с родителями. У него уже сложились определённые навыки «дорожно-транспортного» поведения – и правильные, и неправильные. Последних, к сожалению, больше. Это и перебегание через дорогу, вместо того, чтобы переходить спокойным шагом, наблюдая за движением со всех сторон. Это и переход проезжей части по кратчайшему пути – наискосок. А также много навыков выбегания из-за стоящих машин, кустов, заборов, из-за углов домов и т.п.

Анализ анкетирования, проведённый среди родителей учащихся, а также результаты наблюдений, говорят о том, что многие родители не знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, прививая, таким образом, неправильные привычки поведения на дорогах детям.

Согласно Федеральному Закону «Об Образовании в Российской Федерации» и Закону РФ «О безопасности дорожного движения», обучение детей ПДД должно проводиться во всех общеобразовательных учреждениях. Анализ существующего программного обеспечения в вопросах обучения школьников ПДД в общеобразовательных учреждениях («Основы безопасности жизни», «Окружающий мир» и др.) показывает отсутствие системы в овладении обучающимися приёмов безопасного поведения на дорогах, не учитываются изменения в ПДД, отсутствует преемственность в обучении, система диагностики и оценивания знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах.

Одним из путей преодоления этих недостатков является введение в систему дополнительного образования адаптированной программы по обучению детей безопасности дорожного движения (БДД).

Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в России угрожающая. По данным ОГИБДД в 2014 году на дорогах Нарьян-Мара произошло шесть ДТП с участием детей, в 2015 – восемь. С каждым годом количество транспорта в городе увеличивается, не все владельцы транспортных средств осознают ответственность за то, что происходит на дороге. Природа нашего округа своеобразна: долгие снежные зимы, гололёд, снегопады, дожди, тёмное время создают дополнительную опасность для всех участников дорожного движения, и особенно для детей.

Обеспечение безопасности жизни детей – главная и первостепенная задача взрослых. Мы должны научить детей не просто знать и выполнять правила, но уметь предвидеть дорожную ситуацию и реально её оценить.

Т.о., были выявлены следующие противоречия: 

  • Между требованиями государственных стандартов по вопросам безопасности детей и отсутствием системы в овладении обучающимися приёмов безопасного поведения на дорогах.
  • Между высоким уровнем ДТП с участием детей и равнодушным отношением родителей и общественности к данной проблеме.
  • Между необходимостью взаимодействия всех участников образовательного процесса и недостаточным уровнем активности социальных партнёров.

        Наиболее эффективной формой решения вопросов безопасности дорожного движения должен стать программно – целевой подход, который включает в себя комплексную систему профилактики, выработку у участников дорожного движения законопослушного поведения и негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения, формирование у участников дорожного движения навыков безопасного поведения.

Большое значение в системе обучения и воспитания законопослушных участников дорожного движения имеет деятельность отрядов Юных инспекторов движения (ЮИД). Отряды юных инспекторов движения – это добровольные объединения детей, которые создаются из числа обучающихся в образовательных учреждениях органами образования при содействии Государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД). Именно привлечение школьников в профильные отряды ЮИД, формирование у них уважительного отношения к нормам и правилам дорожного движения позволят существенно снизить процент детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитание культурного человека, законопослушного гражданина, с высоким уровнем правосознания, гуманного отношения к людям, уважения к старшим, к славным боевым традициям своего народа – все эти задачи реализуются в  деятельности ЮИД.

До 2013 года в городе Нарьян-Маре и округе не существовало отрядов ЮИД и целенаправленной и систематической работы в данном направлении. Это и послужило поводом для создания в октябре 2013 года отряда ЮИД при Доме детского творчества г. Нарьян-Мара и дополнительной образовательной программы «Юные инспекторы движения».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы, способствующей формированию у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах

Длительность работы над опытом: сентябрь 2010 г. – ноябрь 2015 г.

1 этап – подготовительный (сентябрь 2010 г. – октябрь 2013)

Выявление проблемы, подбор диагностического и теоретического материала по теме.

2 этап – основной (ноябрь 2013 г. – сентябрь 2015 г.)

Были разработаны и апробированы в условиях МБОУДОД «ДДТ г. Нарьян-Мара»: дополнительная программа «Юные инспекторы движения», план работы с учащимися ДДТ, проект «Давай дружить, дорога!», сценарии мероприятий, занятий, социально-значимые акции, методические рекомендации для родителей, педагогов и учителей образовательных учреждений города и округа.

3 этап – заключительный (сентябрь 2015 г.  – ноябрь 2015 г.)

Подведение итогов работы с детьми по данной теме. Диагностика доказала успешность выбранной формы работы для решения педагогической проблемы. Обобщение опыта.

        Теоретическая база опыта

Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского. Огромный вклад в изучение проблемы безопасности жизнедеятельности внесли О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, С.В.Белов и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Проблему безопасности субъектов дорожного движения с теоретической и практической сторон рассматривали многие правоведы, психологи, в частности, И.Г. Маландин,В.И. Курляндский, А.И. Коробеев, П.С. Дагель, В.Е. Квашис, А.П. Копейченко, В.И. Жулив, Б.А. Куринов, А.А. Пионтковский, М.Д. Шаргородский и многие другие.

Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями В.Ф. Бабкова, Г.Я. Волошина, Л.И. Игнатова, А.И. Купермана, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, A.M. Якупова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.         Однако, несмотря на то, что безопасности дорожного движения со стороны организаций системы образования внимание уделялось давно, что подтверждает введение в 1979-1980 учебном году Министерством просвещения обязательного изучения «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», отсутствие системы непрерывной и комплексной подготовки к безопасному участию в дорожном движении не позволило добиться снижения роста ДТП с участием детей. К тому же, анализ разработанных дидактических программ многих авторов показал, что подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении строится, в основном, на основе изучения ПДД, и не охватывает воспитания безопасного поведения в дорожном движении, формирования транспортной культуры и привития правильных навыков и привычек.

Культура безопасного поведения на дороге представляет систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм, правил безопасности, основная функция которых – формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасных факторов на дороге. В Приложении 1 (Таблиц 1) приведены качества, которыми должны обладать участники дорожного движения для максимального снижения риска и исключения опасных ситуаций на дороге, при которых может быть нанесён ущерб здоровью человека.

С целью выявления уровней знаний и представлений детей о правилах дорожного движения, умения применять их на практике, были изучены и адаптированы методические пособия «Дорожная азбука», «Детям о правилах дорожного движения», «Правила дорожного движения для воспитанных детей» авторов: Г.П. Шалаевой, Е.А.Козловской, С.А. Козловского, Г.Н. Элькина, И.А.Лыковой, В.И. Шипуновой, Л.М. Гончаровой и др.

На основании данных методик были разработаны диагностические материалы, состоящие из вопросов и заданий для беседы с детьми, вопросы для самостоятельной работы, дидактические пособия для работы в группах.

Исходя из психологических особенностей детей, особенно младших школьников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях, значительное место в обучении уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес детей к изучению Правил дорожного движения. Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода  (т.е. объединения в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития), предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной (рисование знаков, дорожных разметок, участие в конкурсах и т.д.), практической деятельностью (мастер-классы, экскурсии и занятия в автоклассе, вождение велосипеда), музыкой, танцами, литературой, а также выполнением физических упражнений. Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из  бросового материала).

Работа по данному направлению систематически ведётся в течение 15 лет. Она включает в себя большой комплекс мероприятий, который тесно связан со всей деятельностью учреждения. В работе используются разнообразные формы и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД.

Формы проведения теоретических и практических занятий

Методы обучения

  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Практикумы на перекрёстках с инспекторами ГИБДД;
  • Занятия-диспуты;
  • Мастер-классы;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Игры, конкурсы, соревнования;
  • Просмотр учебных фильмов, мультфильмов, презентаций;
  • Викторины;
  • Театрализованные постановки;
  • Социально-значимые акции.
  • Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;
  • Проблемно-развивающее обучение с применением творческо-поисковой деятельности учащихся;
  • Ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций;
  • Метод опорных сигналов В.Ф.Шаталова, который адаптирован применительно к изучению дорожной безопасности и исключает двоякую трактовку ПДД;
  • Игровые технологии;
  • Проектно-исследовательский.

        Новизной опыта является:

  • создание системы межведомственного взаимодействия заинтересованных учреждений города и округа;
  • интеграция знаний по правилам дорожного движения и умений осознанного безопасного поведения учащихся на дорогах;
  • введение темы по профилактике ДДТТ во все досуговые и воспитательные мероприятия учреждения.

        Условия, в которых возможно применение данного опыта

        Данный опыт работы можно применять в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Предлагаемые материалы охватывают всех участников образовательного процесса.

        Для применения данного опыта необходимы следующие условия: наличие учебно-методического комплекса и материально-технической базы, взаимодействие различных структур, заинтересованность педагога.

РАЗДЕЛ 2

Технология описания опыта

Цель педагогического опыта: «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста  ».

Задачи:

В работе с детьми:

  • Учить детей осознанно соблюдать правила дорожного движения.
  • Формировать устойчивые поведенческие реакции, направленные на сохранение  жизни  и здоровья.
  • Воспитывать культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
  • Создать предпосылки для развития интереса к  поисковой деятельности через реализацию проектов.

В работе с социумом:

  • Реализовать единую линию предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, придав педагогическому процессу познавательный и здоровьесберегающий характер.
  • Обучать детей безопасному поведению на дорогах с помощью интеграции деятельности педагогов, родителей и социальных партнёров.
  • Расширять знания о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах путём вовлечения всех субъектов взаимодействия в единое социокультурное  пространство.
  • Разработать систему межведомственного взаимодействия объединения «ЮИД» с заинтересованными учреждениями города и округа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на основе проектной деятельности.

В работе с семьёй:

  • Активизировать работу среди родителей по пропаганде соблюдения правил дорожного движения и безопасного поведения.
  • Познакомить родителей с современными технологиями по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.
  • Приобщать родителей к участию в совместной проектно-исследовательской деятельности.

        Для эффективной реализации поставленных задач была создана предметно-развивающая среда.

        Предметно - методическое обеспечение:

  • Дорожные знаки
  • Макеты светофоров
  • Автомобильная аптечка
  • Плакаты: «Сигналы светофора», «Сигналы регулировщика», «Виды перекрёстков», «Правила пересечения проезжей части», «Правила поведения пассажиров», «Правила поведения на дорогах вне населённых пунктах», «Правила поведения рядом с проезжей частью», «Правила перехода дороги в местах остановки общественного транспорта», «Правила управления велосипедом», «Правила поведения при ДТП», «Правила получения водительского удостоверения категории «А», «Правила управления мопедом»,  «Личный пример соблюдения ПДД», Юные инспекторы дорожного движения»
  • Комплект стоек с дорожными знаками
  • Жезлы, форма членов отряда «ЮИД»
  • Мультимедийная установка, компьютер, принтер, сканер
  • Диск «Доврачебная помощь»
  • Учебные фильмы и мультфильмы по ПДД
  • Настольные игры по ПДД
  • Магнитная - маркерная доска
  • Магнитная доска «Дорожное движение в городе», комплект машинок, участников дорожного движения и знаков на магнитах
  • Цветная бумага, картон, клей, карандаши, кисточки, краски, фломастеры
  • Методические разработки игр, викторин, занятий, мероприятий
  • Электронный архив: презентации, ауди, видео и фотоматериалы
  • Раздаточный и демонстрационный материал
  • Подборка журнала «Путешествие на зелёный свет» и газеты «Добрая дорога детства»
  • Комплект флеш-накопителей с мультимедийной программой «Знатоки дорожного движения»
  • Настольно-напольная игра (магнитно-маркерный макет) «Азбука дорог»
  • План города Нарьян-Мара

Одним из методов организации работы по профилактике ДДТТ является метод проектов. Коллективом ДДТ был разработан комплекс мер по профилактике ДДТТ на основе межведомственного взаимодействия учреждений города и округа через проектную деятельность. Проект «Давай дружить, дорога!» (Приложение 2) направлен на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Основные исполнители проекта – учащиеся объединения «ЮИД». Они также посещают занятия театральной студии «Отражение» и студии танца «Лайт», объединения «Декоративное творчество», что помогает более эффективно и полноценно заниматься агитационной и профилактической работой, которая является одним из важных направлений деятельности отрядов  ЮИД .  

Проект состоит из наблюдения за реальной дорожной обстановкой, акций, театрализованных представлений, конкурса рисунков «Новый дорожный знак», «Светофоры будущего».

Формы реализации проекта:

  1. Встречи с сотрудниками ОГИБДД по НАО;
  2. Выступления с театрализованными представлениями «Кто украл светофор?», «Сказ о том, как знаки появились»;
  3. Мероприятие «С взрослыми в ногу шагаем, и Правила мы уважаем!» (конкурс между учащимися «ЮИД» и педагогами по ПДД);
  4. Экскурсии по улице В.И.Ленина;
  5. Конкурс рисунков;

Итог проекта:

  • Проведение итоговой акции «Письмо водителям и пешеходам»;
  • Методические рекомендации для педагогов;
  • Рекомендации для родителей по воспитанию безопасного поведения детей на дорогах.

Работа по предупреждению ДДТТ невозможна без привлечения к данной проблеме родителей. Не все родители понимают важность проблемы ДДТТ. Каждый считает, что с его ребёнком на дороге ничего не может случиться!

Анализ анкетирования, проведённый среди родителей учащихся, а также результаты наблюдений, говорят о том, что многие родители не знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, прививая, таким образом, неправильные привычки поведения на дорогах детям. Поэтому, коллектив ДДТ старается активизировать работу с родителями по пропаганде соблюдения правил дорожного движения и безопасного поведения. На родительских собраниях, беседах, консультациях, открытых занятиях, совместных мероприятиях и акциях  родители знакомятся  с современными технологиями по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, привлекаются  к участию в совместной проектно-исследовательской деятельности (Презентации «История светофора», «История появления велосипеда», «Как появились знаки?» и др.)  С 2013 года родители приняли участие в следующих мероприятиях: «Мой папа – водитель», «День автомобилиста», акция «Памяти жертв ДТП», акция «Белая трость»,  конкурс – игра «Я знаю ПДД!», конкурс «С взрослыми в ногу шагаем и правила мы уважаем!» и др.

Работа с ОГИБДД по НАО

В течение 15 лет коллектив ДДТ тесно сотрудничает с отделом ГИБДД по НАО. Это организация и проведение социально-значимых акций (в рамках Всероссийской акции, приуроченной к празднованию 77-ой годовщины образования Госавтоинспекции «Улыбнись-пристегнись», «Пешеход на переход», «Засветись!», «Берегите детей!»), флэшмобов, конкурсов, игр, мероприятий, экскурсий, мастер-классов и т.д. В течение 10 лет коллектив ДДТ участвовал в организации, проведении, оформлении регионального этапа конкурса «Безопасное колесо», подготовке команды детей к участию в творческом конкурсе на Всероссийском этапе, педагоги ДДТ разрабатывали билеты и работали в составе счётной комиссии в городском конкурсе «Не игра!», участвовали в проведении регионального конкурса «Шлем – всему голова!». Совместно с сотрудниками ГИБДД систематически проводятся познавательно-игровые программы по ПДД для воспитанников детских садов, учащихся образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

В течение многих лет, педагогический коллектив ДДТ активно сотрудничает с учреждениями города и округа по воспитанию у детей безопасного поведения на дорогах.

Для детей младшего школьного возраста и воспитанников дошкольных образовательных учреждений разработаны театрализованные мероприятия «Наши помощники – знаки дорожные», «Как появились знаки», «Петя в Светофории», новогодние представления «Проказы ведьмы Парнейки», «Дорожная феерия в Новый год», мероприятия «Весёлый светофор», «С взрослыми в ногу шагаем и правила мы уважаем!», игровая программа «Зелёный огонёк».

Коллектив ДДТ сотрудничает с педагогами и студентами НАЭТ и социально-гуманитарного колледжа. Для студентов проводятся открытые занятия, совместные социально-значимые акции «Улыбнись и пристегнись», «Памяти жертв ДТП» и др.

Учащиеся санаторно-лесной школы посещают занятия «ЮИД» два раза в неделю, для них проводятся познавательно-развлекательные мероприятия «Я б в ЮИДовцы пошёл…», «Знатоки ПДД», «Весёлый светофор», «Наши помощники – знаки дорожные» и др.

Во время летних каникул продолжается работа с детьми и родителями по профилактике ДДТТ. В план работы лагеря «Родничок» обязательно включены мероприятия по ПДД: Презентация «История возникновения велосипеда», Соревнования «Мой друг - велосипед» (с сотрудниками ГИБДД), Игра «Дороги нашего города», Оформление карты города с разметками дорог, театрализация по ПДД, конкурс стихотворчества «Безопасная дорога», литературно-художественная композиция «Мы едем-едем-едем», конкурс-игра «Я знаю ПДД» (совместно с родителями), фестиваль «Дорога без опасности», акция «Дорога безопасная для всех», изготовление рисунков для акции, подбор материала и выпуск брошюры «Родничок безопасности». Наши ребята участвовали в создании социального видеоролика, который неоднократно транслировался по местному телевидению.

Коллектив ДДТ был инициатором проведения конкурса «Зимняя сказка от ГИБДД» среди дошкольных, образовательных учреждений и жителей города. Фотографии с конкурса были опубликованы в газете «Добрая дорога детства».

Обобщённо взаимодействие ДДТ с образовательными учреждениями города и округа по профилактике ДДТТ можно представить в таблице 2 (Приложение 1).

Помимо образовательных организаций коллектив ДДТ сотрудничает со следующими структурами города и округа:

  • Департамент образования, культуры и спорта НАО;
  • Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар»;
  • Ненецкий региональный центр развития образования;
  • ОГИБДД;
  • Ненецкий поисково-спасательный отряд;
  • Отделение медицинской профилактики:
  • СМИ.

Взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в реализации программы по профилактике ДТП наглядно представлены в карте  мероприятий (Приложение, таблица 3).

        Основной результат нашей деятельности, к которому мы стремимся, это вовлечение наибольшего числа обучающихся и их родителей в изучение правил дорожного движения, формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Раздел 3

Результативность опыта

Объединение разнообразных форм работы с детьми, включённость и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечивают интеграцию образовательных областей, различных видов детской деятельности и комплексный подход к решению задачи формирования представлений о безопасном поведении детей на дороге.

Таким образом, реализация системы интегрированного подхода  в формировании у детей безопасного поведения на дорогах может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Качества, которыми должен обладать, грамотный

участник дорожного движения

Участники

 дорожного

движения

Культура поведения на дорогах

Ценности

Содержание

Деятельность

Пешеход

Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность, ответственность.

Знание:

 Правил перехода проезжей части и прогнозирование возникновения возможных опасных ситуаций при этом.

Правил передвижения по тротуару в городе и по обочине  - за городом.

Средств безопасности пешеходов (светлая одежда или светоотражающие элементы).

Переход дороги по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. Помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями в пересечении проезжей части.

Водитель

Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность, ответственность, мастерство, надёжность.

Знание:

 Правил дорожного движения при управлении транспортным средством.

Технического устройства транспортного средства и его исправности.

Психологических факторов, влияющих на концентрацию внимания.

Правил перевозки пассажиров.

Соблюдение ПДД, пропускание пешеходов на не регулируемых пешеходных переходах, помощь другим участникам дорожного движения, содержание транспортного средства в исправном состоянии.

Пассажир

Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность, ответственность.

Знание:

Правил поведения в транспорте.

Средств безопасности (ремни безопасности, детские кресла)

Пристёгивание ремней безопасности и перевозка детей в детском автокресле.

Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки транспортного средства. Держаться за поручни во время движения.

Велосипедист

Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность, ответственность

Знание:

 Правил вождения велосипеда.

Подачи сигналов.

Средств защиты.

Устройства велосипеда.

Соблюдение ПДД для велосипедистов. Использование средств защиты.

Содержание техники в исправном состоянии.

Таблица 2

Взаимодействие ДДТ с образовательными учреждениями города и округа по организации профилактической деятельности в области знаний ПДД и их применения

Детские дошкольные учреждения

Обще

образовательные школы

Учреждения дополнительного образования

Учреждения профессионального образования

Учреждения социально-оздоровительной работы с населением

Организация инструктажей с родителями и мероприятий с учащимися объединения эстетического развития дошкольников «Школы Гармонии»

Проведение познавательно-игровых мероприятий

Проведение познавательно-игровых мероприятий

Проведение показательных занятий объединения ЮИД для студентов

Проведение занятий и мероприятий по ПДД в Санаторной школе

Показ тематических спектаклей в театральной студии «Отражение» с приглашением групп детских садов

Показ тематических спектаклей

Показ тематических спектаклей

Организация практики преподавания предмета на базе ЮИД

Проведение занятий в ЦСО в автоклассе на тренажёре.

Проведение театрализованных игр в детских садах города

Привлечение студентов к участию в акциях в качестве волонтёров

Проведение мероприятий с детьми с ограниченными возможностями

Организация и проведение конкурсов зимних построек из снега «Зимняя сказка от ГИБДД»

Организация и проведение конкурсов зимних построек из снега

«Зимняя сказка от ГИБДД»

Организация и проведение конкурсов зимних построек из снега

«Зимняя сказка от ГИБДД»

Организация и проведение конкурсов зимних построек из снега «Зимняя сказка от ГИБДД»

Показ тематических спектаклей

Проведение благотворительных акций в Дошкольном детском доме

Проведение совместных социально-значимых акций

Проведение совместных социально-значимых акций

Проведение совместных социально-значимых акций

Таблица 3

Таблица 4

Диагностика  знаний и умений детей по ПДД  (2013 г.)

 Теоретические знания

Практические навыки

Социальная активность детей

Элементы дороги

Группы,значение дорожных знаков

Принципы приоритетности

Виды перекрёстков

Анализ дорожной обстановки

Рисование по памяти элементов дороги, дорожных знаков

Сигналы ДД(светофора, регулировщика)

Женя А.

с

н

н

с

с

с

с

в

Дарья Т.

н

н

н

н

н

с

н

в

Дима Х.

н

н

н

н

н

с

с

с

Вика П.

в

в

с

в

с

в

в

в

Маша Г.

в

в

с

с

с

в

с

в

Даша Ф.

в

в

в

с

с

в

в

в

Эля М.

н

н

н

н

н

с

с

с

Эльчин М.

н

н

н

н

н

с

с

н

Настя Б.

с

с

н

с

н

с

с

в

Диана М.

в

в

с

в

с

с

в

в

Уровень знаний детей в процентном соотношении по разделам (2013г.)

 Теоретические знания

Практические навыки

Социальная активность детей

Элементы дороги

Группы,значение дорожных знаков

Принципы приоритетности

Виды перекрёстков

Анализ дорожной обстановки

Рисование по памяти элементов дороги, дорожных знаков

Сигналы ДД(светофора, регулировщика)

40%

40%

10%

20%

0%

30%

30%

70%

20%

10%

30%

40%

40%

70%

60%

20%

40%

50%

60%

40%

60%

0%

10%

10%

               

Диагностика  сформированности  у учащихся знаний по ПДД  и навыков их применения (2014  – 2015г.г.)

 Теоретические знания

Практические навыки

Социальная активность детей

Элементы дороги

Группы,значение дорожных знаков

Принципы приоритетности

Виды перекрёстков

Анализ дорожной обстановки

Рисование по памяти элементов дороги, дорожных знаков

Сигналы ДД(светофора, регулировщика)

Женя А.

в

в

с

в

с

в

в

в

Дарья Т.

в

в

с

с

с

в

в

в

Дима Х.

в

в

с

в

с

с

с

с

Вика П.

в

в

в

в

в

в

в

в

Маша Г.

в

в

в

в

в

в

в

в

Даша Ф.

в

в

в

в

в

в

в

в

Эля М.

в

в

с

в

в

в

в

в

Эльчин М.

с

с

н

с

н

с

с

с

Настя Б.

в

в

в

в

в

в

в

в

Диана М.

в

в

в

в

в

в

в

в

Уровень знаний детей в процентном соотношении по разделам

 (2014-2015г.г.)

 Теоретические знания

Практические навыки

Социальная активность детей

Элементы дороги

Группы,значение дорожных знаков

Принципы приоритетности

Виды перекрёстков

Анализ дорожной обстановки

Рисование по памяти элементов дороги, дорожных знаков

Сигналы ДД(светофора,регулировщика)

90%

90%

50%

80%

60%

80%

80%

80%

10%

10%

40%

20%

30%

20%

20%

20%

0%

0%

10%

0%

10%

0%

0%

0%

В – высокий. Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

С - средний. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, но путается в понятиях.  Нет прочных знаний по ПДД.

Н – низкий. Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.

В ходе диагностики видна позитивная динамика. Дети с интересом изучают правила дорожного движения, с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в дорожных ситуациях, с удовольствием участвуют в мероприятиях и социально-значимых акциях по профилактике ДДТТ. На основании наблюдений, опросов, практических занятий, бесед с родителями, можно сделать вывод, что основные показатели (внимательность, самоконтроль) для безопасного поведения на дорогах сформированы у детей в достаточной степени.

Ежегодно учащиеся принимают участие в городском конкурсе «Не игра», конкурсе-соревновании юных велосипедистов «Безопасное колесо», на которых занимают призовые места. В 2014 и в 2015 годах члены объединения ЮИД на региональном этапе Всероссийского конкурса «Безопасное колесо» заняли второе место в личном зачёте и стали участниками Всероссийского этапа конкурса. В 2015 году команда ЮИД стала победителем творческого конкурса на региональном этапе конкурса «Безопасное колесо», а одна из участниц команды признана лучшей на этапе «Оказание доврачебной помощи».  

        Результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности  в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данной теме.

Карта мероприятий по профилактике ДТП

в МБОУ ДОД «ДДТ г. Нарьян-Мара» в период с 2013 по 2015 гг.

 

Театральные постановки

Конкурсы  

Акции

Игровые программы

Оргкомитет: администрация ДДТ, педагоги

Выбор темы и жанра театральной постановки

Выбор темы, номинаций, определение возрастных групп

Определение сроков и участников акций

Выбор темы, формы проведения.

Художественный совет ДДТ

Оформительский компонент: эскизы декораций, костюмов, бутафории

Формирование состава жюри и оформительской концепции выставки работ с конкурса

Решение художественной концепции агитационной продукции

Подготовка атрибутов

Объединение ЮИД

Изучение и подготовка теоретической основы для спектакля

Изучение и подготовка теоретического материала по теме конкурсов, участие в конкурсах

Распространение агитационной продукции: реализация акции на дорогах города под контролем ГИБДД

Подготовка к демонстрации ЗУН по ПДД, закрепление

Театральные  студии «Отражение», «Арлекин»

Переработка материала в театрализацию: сценарий, подбор актёров, репетиции

Подготовка театральных миниатюр к открытию выставки

Участие в акции

Подготовка театрализованных заданий к конкурсу

Арт-клуб

Оформительские работы к спектаклю

Оформительские работы к открытию экспозиции: заголовок, детали оформления

Рисование агитплакатов, листовок

Группа поддержки

Учащиеся и родители всех объединений ДДТ

Просмотр спектакля, обсуждение

Участие в вернисаже, экскурсии по выставке, отзывы

Беседы, круглые столы  в учебных группах

Болельщики, группы поддержки

Изостудии и объединения ДПИ

Рисование и изготовление поделок на тему спектакля

Участие в конкурсе-выставке

Рисование агитплакатов, листовок, изготовление атрибутов

Выставка рисунков по теме для оформления зала

Количество проведённых мероприятий/ участников (зрителей)

58/1 246

7/158

16/183

34/1 537

Реализованы задачи

Знакомство и закрепление  правил дорожного движения, знакомство с историей ПДД

Знакомство и закрепление  правил дорожного движения, знакомство с историей ПДД

Привлечение широкой общественности, распространение знаний по ПДД среди жителей города

Закрепление знаний в игровой форме, желание изучать правила

Итоги работы

Корректировка сценария с учётом замечаний для метод. библиотеки по теме

Фотографирование работ, выпуск мини-каталога лучших работ

Круглый стол с участниками акции, выводы

Анализ усвояемости материала по теме и отношения  среди учащихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инновационный образовательный проект «Давай дружить, дорога!» по профилактике ДТП, интегрирующий все направления деятельности в ДДТ

 Срок реализации 5 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для родителей «Я и мой ребенок на дорогах города»

 1. Где Вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?

А) на родительских собраниях

Б) из разговоров

В) по телевидению, радио, в печати

2. Имеется ли в семье личный транспорт?

А) да

Б) нет

3. Есть ли в семье водители-профессионалы?

А) да       Б) нет

4. Какого возраста в семье дети? ________

5. Ваш ребенок знает:

А) название города, в котором живет, домашний адрес: название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона

В) домашний адрес не полностью

6. Как часто Ваш ребенок гуляет один?

А) никогда

Б) редко

В) всегда

7. Если Вам приходится идти пешком, то вы с ребенком:

А) переходите дорогу по пешеходному переходу, ориентируясь на зеленый сигнал светофора

Б) переходите дорогу по пешеходному переходу при  отсутствии транспорта, не обращая внимания на сигнал светофора

В) переходите дорогу там, где вам кажется удобным

8. Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров?

А) мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал транспортного

Б) мой ребенок путает сигналы транспортного и пешеходного светофора, ошибаясь в выборе момента для перехода дороги

В) мой ребенок не знает, что существует пешеходный и транспортный светофоры, и ориентируется только на мое поведение

9. Знает ли Ваш ребенок дорожные знаки и может рассказать, что они обозначают?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

10. Когда вы в последний раз объясняли ребенку значение дорожных знаков?

А) я делаю это постоянно

Б) я это делаю достаточно редко

В) не помню

11. Как ваш ребенок ведет себя на остановке и в маршрутном транспорте?

А) мой ребенок спокойно стоит на остановке, не шумит, если есть возможность, садится на свободное сиденье, не высовывается из окна, не сорит в транспорте

Б) мой ребенок прыгает и бегает на остановке, пробирается быстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в транспорте

12. Кто учит ребенка правилам дорожного движения?

А) педагоги

Б) брат, сестра

В) родители

Г) бабушка, дедушка

13. Считаете ли Вы, что усилия педагогов по обучению детей ПДД:

А) будут эффективными только при поддержке с Вашей стороны

Б) будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны

В) неэффективны, так как научить безопасному поведению на дороге могут только родители

14. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила?

А) ежедневно

Б) часто

В) иногда

Г) не говорим на эту тему

15. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?

А) нет

Б) иногда бывает, если спешим

В) не обращаем внимания на светофор: водители обязаны пропускать нас с ребенком

16. Как реагирует на Ваше нарушение ребенок?

А) не реагирует

Б) требует, чтобы мы соблюдали ПДД

17. Как Вы реагируете на нарушение ПДД родителей с детьми?

А) пытались предупредить нарушение

Б) делали замечание

В) внутренне осуждали поведение взрослых

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Вопросник "Как избежать опасности на улицах"

1. Вопрос:

Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе?

Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

2. Вопрос:

Почему нельзя переходить улицу на запрещающий  или предупреждающий сигнал светофора?

Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света.

3. Вопрос:

Почему опасно пересекать проезжую часть  бегом?

Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.

4. Вопрос:

Почему опасно переходить улицу наискосок?

Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

5. Вопрос:

Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему?

В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения

1 задание. «Устройство улицы».

Цель: определить уровень знания детей устройства улицы, перекрёстка.

Материал: макет улицы.

Вопросы (ответь и покажи):

1. По какой части улицы движутся машины, пешеходы?

2. Где можно переходить улицу? Какие виды переходов ты знаешь? Какой самый безопасный? Почему?

3. Если вы не успели перейти улицу, а на светофоре зажёгся красный свет, где вы должны остановиться?

4. Что разделяет проезжую часть дороги с двусторонним движением?

5. Как называется место на улице, где пересекаются две дороги?

2 задание. «Светофор».

Цель: выявить знания о светофоре, его назначении.

Материал: макет транспортной площадки, модели светофоров.

Вопросы:

1. Посмотри на сигналы светофора, что они обозначают?

Задание: расставь светофоры на макете и объясни выбор места установки светофора.

3 задание. «Дорожные знаки».

Цель: определить уровень знания у детей знаков дорожного движения.

Материал: картинки с изображением знаков.

Вопросы:

1. Зачем нужны дорожные знаки?

2. Какие группы знаков ты знаешь?

3. К какой группе относятся эти знаки? (показ знаков)

Задание: назови дорожный знак.

4 задание. «Мы пешеходы».

Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.

Задание (объяснить ситуации):

1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?

2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?

3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит, как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?

4. Дети собираются в поход. Педагог просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем нужны флажки?

5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?

5 задание. «Мы пассажиры».

Цель: выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.

Материал: сюжетные картинки.

Задание: какое правило нарушается на картинке?

Вопросы:

1. Где пассажиры ожидают транспорт?

2. Почему нельзя высовываться из окна?

3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?

4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?

5. Кому нужно уступать места?

6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?

6 задание. «Ориентировка на плане».

Цель: выявить умения детей ориентироваться на плане (на план-схеме)

Материал: план-схема ближайшего с ДДТ микрорайона.

Задание: найти безопасный путь к одному из объектов на плане.

7 задание. «Регулировщик».

Цель: выявить знания детей о профессии регулировщика, соответствие сигналов светофора и регулировщика.

Материал: картинки с изображением сигналов светофора и сигналов-движений, подаваемых регулировщиком.

Вопросы:

1. Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик. Как вы думаете, когда это происходит?

2. Что означают сигналы регулировщика?

Задание: дидактическая игра «Найди пару».

8 задание. «Где и как надо играть, ездить на велосипеде».

Материал: сюжетные картинки.

Вопросы:

1. Где можно кататься на велосипеде?

2. Почему велосипедистам не разрешается ездить по тротуару?

3. Как велосипедист должен пересекать улицу?

4. Где детям разрешается играть?

Задание: объясни, какие правила движения нарушены на этой картинке.

Зачётная игра.

Материал: макет транспортной площадки, светофор, знаки дорожного движения, нагрудные знаки, макеты домов, пост ГИБДД, автозаправка.

Задания:

1. Расставь знаки на площадке.

2. Пройти от дома в школу, в ДДТ, в больницу,  магазин.

3. На машине проехать к автозаправке, в больницу, в школу.

4. Организовать движение по перекрёстку, регулируемому регулировщиком.

Оценка

Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, их выполнение не вызывает затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.

Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов самостоятельно справляется с заданием, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания самостоятельно, действует только по подсказке взрослого, с его помощью; на вопросы отвечать затрудняется, объяснить свои ответы не может.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ф.И. ребёнка:_______________________________________________________________

Дата рождения:_________________ Дата   обследования:____________________

Какие  виды  транспорта ты знаешь?

Для чего нужен транспорт?

Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

Правила поведения в автобусе.

Что такое перекрёсток?

Как обозначают пешеходный переход?

Кто регулирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

Назови элементы дороги                  

Правила перехода улицы

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Где разрешается ездить на велосипеде?

Как  называется часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств?

Как  называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов?

Кто является участником дорожного движения?

С какой стороны пассажиру можно садиться в легковой автомобиль?

Нарисуй  дорожный знак "Дети"

Нарисуй дорожный знак "Пешеходный переход"

Нарисуй  дорожный знак "Пешеходная дорожка"

Нарисуй дорожный знак "Велосипедное движение"

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Памятка для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице"

  • Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть - остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
  • Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, грузовик) может быть опасность - движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
  • Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  • Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 8

  Памятка для родителей-водителей

"Правила перевозки детей в автомобиле"

  • Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
  • Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
  • Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Памятка для родителей

 "Причины детского дорожно-транспортного травматизма"

  • Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
  • Игры на проезжей части и возле нее.
  • Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта.
  • Незнание правил перехода перекрестка.
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
  • Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
  • Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
  • Обход транспорта спереди или сзади.

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Памятка для родителей

"Правила поведения на остановке маршрутного транспорта"

  • Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  • Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае,  ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД

«Дом детского творчества

г. Нарьян-Мара»

________________________

Л.А. Ижемцева

План

мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 на 2015-2016 учебный год

Дата проведения

Название мероприятия

Место проведения

Ответственный

1 сентября

в течение месяца

Акция «Зебра»

ул. Ленина (в районе школ №1 и № 3)

Соколова Н.Ю.

сентябрь

Инструктажи по ПДД с детьми, посещающими объединения ДДТ

ДДТ

педагоги

сентябрь

Оформление стендов по ПДД

ДДТ, зд. № 1, зд. № 2

Романчук С.В.

13 сентября

Викторина «Верители вы, что…»

ДДТ, зд. № 2

Попова Н.В.

15 сентября

Викторина «Верители вы, что…»

ДДТ, зд. № 1

Попова Н.В.

25 сентября

Мероприятие  «Я б в Юидовцы пошёл…», игровая программа

Санаторно-лесная школа

Романчук С.В.

28 сентября

Загадки «Азбука дорог»

ДДТ, зд № 2

Романчук С.В.

29 сентября

Загадки «Азбука дорог»

ДДТ, зд. № 1

Романчук С.В.

октябрь

Викторина «Дорожные вопросы»

Романчук С.В.

октябрь

Конкурс по ПДД

Подготовка к Всероссийскому этапу. Защита авторских эскизов элементов костюма со светоотражателями

Селивёрстова И.М.

5 октября

Командные соревнования «Автоград – город дисциплинированных»

ДДТ, зд. № 1

Романчук С.В.

22 октября

Конкурс «С взрослыми в ногу шагаем и правила мы уважаем!» (между педагогами ДДТ и командой ЮИДовцев)

ДДТ, зд. № 1

Романчук С.В.

28 октября

Игровая программа «Весёлый светофор»

ДДТ, зд. № 1

Попова Н.В.

9 ноября

Всероссийская акция «Белая трость»

улицы Нарьян-Мара

Романчук С.В.

11 ноября

Участие во Всероссийской информационно-пропагандистской акции «Засветись! Стань заметней на дорогах!»»

улицы Нарьян-Мара

Романчук С.В.

12 ноября

Всемирный день памяти жертв ДТП – акция «Трезвый водитель»

улицы Нарьян-Мара

Романчук С.В.

12 ноября

Мероприятие, посвящённое Дню работников автомобильного транспорта – экскурсия в АТП

АТП

Романчук С.В.

24 ноября

Мероприятие «Весёлый светофор» (родители и команда ЮИДовцев)

ДДТ, зд. № 1

Романчук С.В.

ноябрь

Участие в городском конкурсе «Не игра»

школы

Романчук С.В.

декабрь

Первый этап конкурса «Безопасное колесо – 2016»

Объединение ЮИД

Романчук С.В.

декабрь

Мероприятие «Страна  Закония»

ДДТ

Попова Н.В.

январь

Беседы-пятиминутки «Осторожно, гололёд»

 «Идёт снег!»

ДДТ

педагоги

февраль

В рамках мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества: встреча-беседа с папами-водителями, игровая программа

ДДТ

Романчук С.В.

февраль

Выступление театральных студий по ПДД

ДДТ

Соколова Н.Ю.

март

Конкурс «Новый дорожный знак»

ДДТ

Романчук С.В.

март

Беседа-пятиминутка «Осторожно, гололёд!», «Лужи тоже опасны!»

ДДТ

педагоги

апрель

Участие в конкурсе  «Безопасное колесо»

Романчук С.В.

апрель

Лингвистический турнир «Много ли слов в твоём запасе?»

ДДТ

Попова Н.В.

май

Беседа-пятиминутка по кружкам «Чтобы не испортить отдых, ПДД возьми в дорогу!»

Изготовление листовки «Памятка

для пешеходов»

ДДТ

педагоги

июнь

Игры, конкурсы, викторины по ПДД, встречи с работниками ГИБДД по плану работы лагеря «Родничок»

ДДТ, в рамках работы детского лагеря «Родничок»

Родничок С.В.

В течение года

Участие в социально-значимых акциях по профилактике ДДТТ

Романчук С.В.

Беседы, консультации для родителей, собрания

педагоги

Экскурсии по улицам города с целью ознакомления с дорожными ситуациями, в ГИБДД, МЧС и т.д.

Романчук С.В.

Выступления агитбригады ЮИД с театральными постановками для воспитанников детских садов и учащихся школ города и округа

Романчук С.В.

Соколова Н.Ю.

Составила:                                                                                      Романчук С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...