Урок по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Костюченко Наталья Кузьминична

Открытый урок в 1 классе  по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ

Костюченко Наталья Кузьминична

ПРЕДМЕТ

1 класс

Окружающий мир

МЕСТО урока в курсе: пятый в разделе «Почему и зачем»

Уровень образовательной программы:

1) базовый

Тема урока: Почему радуга разноцветная?

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:

Определить цвета и последовательность цветов радуги; объяснить, почему появляется радуга; узнать, что нужно, чтобы увидеть радугу; посмотреть, какой бывает радуга в природе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать первоначальные представления о цвете;

- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

Образовательные технологии:

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология урока на деятельностной основе.

Технология проблемного обучения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся называть цвета радуги и запоминать порядок цветов в ней; изображать радугу при помощи полос цветной бумаги; найти возможность «создать» радугу в домашних условиях; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

учиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; задавать вопросы самому и отвечать на вопросы учителя; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; умение оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; учиться работать в парах, находить и исправлять ошибки в своей и чужой работе.

Личностные:

формирование эстетического вкуса; расширение кругозора; формирование правильного восприятия и умения ценить красоту природы; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Регулятивные УУД:

возможность ориентироваться в учебнике; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные УУД:

общеучебные – самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, из собственного опыта, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Планируемые результаты учащихся:

усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики;

научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу – подсказку.

Оборудование:

– компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация и мультфильм;
– учебник: автор А.А.Плешаков “Окружающий мир” 2 часть;
– цветные полоски; раздаточный материал, клей; наглядный материал к уроку.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.

1. Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Начинается урок,        

 он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,    

  многое должны узнать.

 Эмоциональный настрой на урок

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Личностные, регулятивные (организация рабочего места)

2.Актуализация знаний

(2 минуты)

Актуализировать знания обучающихся для открытия новых знаний.

- Я приготовила вам   задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.

     Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
Я всегда со светом дружен. 

 Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи   

пробегаю по листве.. 
- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
-   А вы, ребята, как думаете, кто это был?
(солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
-        Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 
На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга) 

-  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная?

       Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

 А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 

Эмоциональный настрой на урок

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Личностные, регулятивные (организация рабочего места)

II.Актуализация знаний

(2 минуты)

Актуализировать знания обучающихся для открытия новых знаний.

IV.Открытие «нового» знания

(20 минут)

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого, опора на жизненный опыт.

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

Формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющие выявлять связи между изученными и новыми материалами.                                                                         

 - Какие явления природы вы знаете?

   (Дождь ,снег,ураган, и т.д.                                                                                                   

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

 (О радуге.)                                                  

   

– Дети, кто из вас видел радугу?

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу?

-  На какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». 

И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

 «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.

С тех пор так и зовут – радуга.

 Какие приметы вы знаете  ?       

 Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. 

 Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

      Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя-  пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

       Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

Проблемный вопрос

 Почему в воздухе возникло такое чудо?

- Кто строитель? (солнечные лучи и дождик)

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) 

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.  

- Почему только тогда можно увидеть радугу?

 (Дети пытаются ответить на вопрос.)

- На что попадают в небе солнечные лучи?

 (На капельки дождя)

-Что при этом образуется?

 (Радуга).

Устанавливаем цель нашего урока. Составление плана урока.

Дети описывают свои чувства.

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. 

Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Устанавливаем цель нашего урока. Составление плана урока.

Дети описывают свои чувства.

– А кто из вас знает, как это происходит?    

     Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет.

 А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи

   Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые      капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

5. Физкультминутка.  

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три нагнулась и присела

На четыре улетела.

6. Постановка проблемного вопроса

- кто знает Сколько цветов у радуги? (семь) 

–  из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

Показ на доске

         В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

«Как однажды Жан –звонарь головой разбил фонарь»

8.  Первичное закрепление знаний.

    

а) Работа по учебнику (стр.41).

-Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)

Вспомните правила ухода за растениями, так ли поливают?

- С какой целью еще наши герои могут взять шланг с водой?

- Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

 Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ  выбираете вы?

в) Планирование проекта.

На белом листе  отмечены  дуги радуги. Сколько дуг  нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок.  

   (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа.

  В это время звучит песня «Кто построил радугу» 

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга?

 (Свою радугу дети вывешивают на доску)

 11. Закрепление нового.

б) Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя?

(Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

6. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу.

Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

Игра «Третий лишний»

Назовите цвет, которого нет в радуге?

  • Оранжевый, коричневый, жёлтый.
  • Зелёный, голубой, белый.
  • Фиолетовый, малиновый, жёлтый.
  • Красный, чёрный, синий.
  • Белый, синий, зелёный.
  • Жёлтый, оранжевый, вишнёвый.
  • Синий, чёрный, красный.
  • Голубой, белый, зелёный.

Б. Работа в тетради с. 26-27. /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание 1 ,2, 3.

  Прочитайте задание.  Раскрасьте  шарики и вагончики.

         Проверка.

14. Итог урока.                                                                                                                                         - Как  возникает радуга?

 (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

-  Сколько цветов у радуги? Назовите  их  по порядку.                                                        

   -   Вспомним фразу – подсказку. 

. Рефлексия.

(3 мин)

Итог урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Какие два открытия мы сегодня сделали?

1.  Как появляется радуга на небе.

2.  Какого цвета радуга.

- Сегодня на уроке мы построили радугу.

- С каким настроением мы её строили?

- Покажите с помощь смайликов ваше настроение.

(Дети выходят к доске и прикрепляют смайлики на радугу)

- Вот какая чудесная радуга у нас сегодня получилась?

- Чему она рада? (Узнали, как и когда появляется радуга, запомнили все её цвета…)

Я благодарю вас за работу на уроке.

- Молодцы! Спасибо за урок.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».

                                    Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

 Ф. И. Тютчев написал такие замечательные строки: 

 Как неожиданно и ярко

На важной небе синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла.

Она полнеба охватила,

И в высоте изнемогла.

В небе дождь, гроза,   закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей   выбегай из дверей,
По траве босиком,   прямо в небо прыжком

               Солнце светит и смеется,
             А на землю дождик льется.
             И выходит на луга  

             семицветная дуга.      

Теплым майским днем    барабанщик-гром
Словно молотом   бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет,   ветер краски трет
И рисует РА-   и  рисует ДУ-  и  рисует ГУ.   Радугу!


         Ленты разноцветные   над землёй парят,
         Люди изумленные   в небеса глядят.
         Радуга раскинула   ровный полукруг,
         Ореолом праздничным   распахнулась вдруг.


Чудо разноцветное, 

 таинство Земли,
Диво безответное 

 в солнечной пыли.                                                                                          

 Радуга умытая   

видится вдали.
Коромысло дивное  

 на плечах Земли.

 

  Летний дождь прошел с утра, 

  выглянуло солнце

  удивилась детвора, 

посмотрев в оконце, -

   семицветная дуга.     

 Заслонила облака 

     

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07f5/0004fd7c-b3b537dd/img9.jpg http://www.stihi.ru/pics/2013/11/05/3194.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ca6/0004db1d-5335b116/img4.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/11a3/0005de02-f215be7e/img12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....