Грибы. Технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс. Перспектива
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Планируемые результаты: Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов, растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба.
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_urok_okr_mir_2_klass_griby.docx | 228.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 2 класс «Перспектива» под ред. А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой изд. «Просвещение» 2017 г.
Тема урока: «Грибы»
Цель: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Задачи урока:
- познавательная – создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов; упражнять в выделении частей гриба, уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;
- развивающая – учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы, поиску путей ее решения; способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;
- воспитывающая – способствовать формированию реалистичной оценки индивидуальной деятельности на уроке и коллективной; учить работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения своих одноклассников.
Методы обучения: проблема, исследование.
Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, игровая деятельность.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради с печатной основой, карточки для индивидуальной работы, муляжи грибов для работы в группе, сигнальные карточки для фронтальной работы, средства ИКТ (компьютер, экран, проектор), интернет-ресурс learningАpps.org
Планируемые результаты:
Личностные: Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира
Метапредметные: Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Предметные: Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов, растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
I. Самоопределение к деятельности | (Звуки леса. На фоне звуков природы учитель говорит:) (слайд 1) Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя окружают гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Сидит «отчего» на зелёном листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом, и так целый день. Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной Ответы искать под зелёным шатром. | Учащиеся слушают звуки леса, видят на экране выделенные красным вопросы, настраиваются на урок. | Коммуникативные: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация. | Прислушайтесь… Как вы думаете, куда мы попали? Лес – это необыкновенный мир. Присмотритесь и прислушайтесь … Он полон таинств и загадок. - Ребята, кого мы можем встретить в лесу? - К какому царству они относятся? - Что мы можем ещё увидеть в лесу? - К какому царству они относятся? Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки (на доске схема, состоящая из карточек «Живая природа», "Животные", "Растения») А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Вот в этом лесу мы и попадем в целое царство. А кто его жители вы сейчас и догадаетесь. | - В лес. - Лису, волка, зайца, медведя. - К царству животных. - Деревья, цветы, грибы. - К царству растений. | Познавательные: характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определять круг своего «не знаю» на этом этапе урока. |
Личностные: применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе П о з н а в а т е л ь н ы е: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Р е г у л я т и в н ы е: оценивать результаты деятельности. определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. Коммуникативные.: оформлять свои мысли в монологической речи. Р е г у л я т и в н ы е: определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. | |||
III. Постановка учебной задачи | 1. Под сосною, у дорожки (слайд 2) Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (гриб) - Что помогло вам отгадать загадку? - Ребята, какие грибы вы знаете? - А какие грибы вы собирали в нашей местности сами? - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? - Да, тема нашего урока - грибы. (слайд 3) - А что бы вы хотели узнать о грибах? - Ребята я обобщила все ваши высказывания и вывела цели и задачи нашего урока. (слайд 4)
2. Игра "Верите ли вы, что..." (слайд 5, карточка 1) (технология критического мышления) - Ребята, я предлагаю сыграть в одну игру "Верите ли вы, что..." У вас на столах карточки 1 с вопросами, рядом с ними надо поставить плюс, если верите в утверждение и минус, если не верите. Я буду читать вопрос, а вы ставите нужный знак. (на слайде) -... грибы относятся к живой природе? -... гриб относится к царству растений? -... у гриба есть тело? -... гриб с деревом дружит? -... бывают лечебные грибы? -... мухомор самый ядовитый гриб? - У нас появились разные мнения. Поэтому мы сейчас будем исследовать и проверять . | - Гриб. - Шляпка, ножка. - Шампиньоны, синюю ножку, опята. - О грибах. - Где растут, строение, какие можно есть, а какие ядовитые. Дети отвечают на вопросы письменно. | |
IV. Этап учебно-познавательной деятельности. | 1. - Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Показываю муляж гриба.) - Почему? - Ребята, послушайте диалог: Маша: Грибы не могут передвигаться, значит это растения. Миша: Грибы не нуждаются в солнечном свете, значит они животные. - Что вас удивляет в диалоге наших героев? Кто прав? - Какой возникает вопрос? К какому царству относятся грибы? - Давайте внимательно для этого исследуем гриб. | - Живая природа. - Появляются, рождаются, растут, умирают. - К царству растений или ... к царству грибов. (Не знают) | П о з н а в а т е л ь н ы е: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. |
2. Исследование в парах. (карточка 2) - Работайте с карточкой 2. -Сравните грибы с растениями. -Сравните грибы с животными. Сделайте выводы. Выступление от каждой группы. - Какой вывод мы сделаем: … - Действительно грибы - это отдельный мир- целое царство. На доску в дополнение к схеме вывешиваю: "Грибы" Итак, живая природа состоит из растений, животных, грибов. Откроем стр. 86 учебника и познакомимся с жителями царства грибов. | Исследуют и сравнивают признаки животных, растений с грибами. Выступают. - Грибы не относятся к растениям, потому что у них нет листьев, стебля... - Грибы не относятся к животным, потому что они не могут двигаться... Дети читают названия грибов по цепочке. | Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве | |
3. Самостоятельная работа с карточкой 3. - Ребята, вы все собирали грибы и хорошо знаете из каких частей он состоит. Попробуйте самостоятельно в карточке подписать все его части. - Ребята, а теперь самопроверка. (слайд 6) - Ребята, корни гриба называются грибницей, а шляпка и ножка называются плодовым телом гриба, в нем, как и в плодах растений, созревают семена. У грибов это споры. Рассказ о дождевике. - Давайте еще раз повторим из каких частей состоит гриб. | Самостоятельно работают в карточке. - Шляпка, ножка, грибница, плодовое тело гриба. | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение в измененной ситуации. | - Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. - Посмотрите на названия частей гриба и скажите: «Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? - Рассмотрите следующую схему на экране. - Что можно предположить? (слайд 7) - Какое значение имеет грибница для дерева? Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает питание от них - готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы и влагу. - Так где же находится основная часть гриба? Вывод: Грибница играет важную роль не только для гриба, но и для дерева. Эта связь и объясняет, почему многие грибы дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. - Знаете ли вы грибы, которые получили свое название по деревьям, с которыми дружат? (слайд 8) | - Грибница, она всасывает из почвы воду и питательные вещества. - Они срослись вместе - Грибница помогает дереву питаться - Гриб это то, что на поверхности. - Основная часть находится под землей. - Подберезовик, подосиновик | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации на слайде.. |
Физминутка | Видео зарядки | Выполняют зарядку. | |
2. Игра " В лес по грибы". Работа в группах. - Все вы, наверное, помните загадку: Стоит Антошка на одной ножке, кто не пройдет, всяк поклон отдает. Вот вам лукошки. Соберите в них грибы. Подумайте, каждого ли Антошку нужно забрать в лукошко? - Отгадайте мои загадки и соберите в свои лукошки грибы-отгадки. (слайд 9, 10) - А почему это вы не все грибы положили в корзинки? - Знаете ли вы, что мухомор лекарство для лосей. Хоть этот гриб и ядовит, но он может кому-нибудь из животных пригодиться, поэтому не срывайте их и не выбрасывайте. - Знаете ли вы еще какие-то ядовитые грибы? - Итак, ребята, на какие две группы можно разделить грибы? 3.Работа с учебником. Обратимся к учебнику с.88 и запомним, какие грибы нельзя брать в корзинку. - Какой гриб самый ядовитый? - Как узнать бледную поганку? 4. Работа в парах (задание 3 на с.53 в Рабочей тетради) - Поработайте в паре и укажите стрелками названия съедобных и несъедобных грибов, съедобные обведите зеленым цветом, а несъедобные – красным. - Чем похожи грибы? - Как отличить съедобный и несъедобный? А теперь поиграем в «Съедобное – несъедобное с LearningApps.org 5. Обобщив, знания, можно составить памятку по сбору грибов: (слайд 11)
- Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те, и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сбивают поганки, и особенно мухоморы. Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим. | - Нет, есть ядовитые грибы. Работают в группах, выбирают белый гриб, подосиновик, мухомор, лисички и кладут в корзинку, называя их громко. - Мухомор ядовит. - Бледная поганка. - Съедобные и несъедобные. -Ложные опята, бледная поганка, желчный гриб. -Бледная поганка. Ее нельзя даже трогать. -У нее кольцо на ножке, «чашечка» у основания и желтоватая шляпка белый цвет пластинок шляпки. Дети работают в тетрадях, помогая друг другу справиться с заданием. Съедобный гриб – встают дети с зеленым бейджиком и называют гриб, а несъедобный – с розовым бейджиком. Учащиеся читают по цепочке. | Познавательные: осуществляют моделирование; структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; Коммуникативные формулируют собственное мнение и позицию Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества | |
VI. Итог урока. | Давайте ребята вернемся к нашим вопросам и еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили. (слайд 12) - На какие вопросы вы ответили правильно? - А где ошиблись? | - грибы относятся к живой природе - грибы относятся к царству грибов, - у гриба есть тело, - гриб с деревом дружит, - бывают лечебные грибы, - мухомор не самый ядовитый. | |
VII. Рефлексия. | - Какие цели мы ставили перед собой на уроке? (слайд 13) - Как вы считаете, нам удалось достичь цели? - С каким новым царством мы познакомились? - Назовите части гриба. - У каждого из вас на парте лежит разноцветный грибочек из картона. Нарисуйте на его шляпке соответствующую улыбку: веселую – на уроке всё было понятно, интересно, узнал что-то новое; прямую – на уроке было интересно, узнал новое, но что-то не понял; грустную – на уроке было всё непонятно, нового совсем ничего не узнал. А теперь положите эти грибочки мне в корзинку. это будет урожай сегодняшнего урока. (слайд 14) - Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового. Чтобы стать настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику. Дарю всем детям закладки- напоминалки о грибах, правильно раскрасьте их дома и подпишите название гриба. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок! | Высказывают свои мнения. - Царством грибов. Называют части гриба. Дети рисуют на грибах смайлики. Дети прощаются | Л и ч н о с т н ы е: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него. П р е д м е т н ы е: Определяют нужность и важность приобретенных знаний на уроке. Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке. |
Карточка 1
( )...грибы относятся к живой природе?
( )... гриб относится к царству растений?
( )... у гриба есть тело?
( )... гриб с деревом дружит?
( )... бывают лечебные грибы?
( )... мухомор самый ядовитый гриб?
Карточка 2
Карточка 3
*1* Доскажи словечко | *4* |
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный..
(груздь)
Под листочком вдоль дорожки
Вырос редкий важный тип.
Твёрдо встал на толстой ножке
Гордый ценный ...
(Белый гриб)
Яркий, рыженький грибок
Я найти сегодня смог.
Словно дружные сестрички
Прячутся в траве —
(Лисички)
Лета первая примета:
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке
(Подберезовик )
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - …
(Подосиновик)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте...
(Мухомор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)
Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...
технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)
материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...
Технологические карты к урокам окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива"
Технологические карты в помощь учителю при составлении плана урока...
УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку окружающего мира для 2 класса на тему "Чудесные цветники весной"
Цели деятельности учителя : познакомить учащихся с культурными растениями весенних цветников.Планируемые результаты:-Предметные:знать: названия культурных растений, легенды, связанные с этими растения...
технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс
Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...
Технологическая карта к уроку окружающего мира, 1 класс, умк "Перспектива", "Кошки в нашем доме"
К уроку окружающего мира в 1 классе представлена технологическая карта с ууд с мультимедийным сопровождением. Дети ознакомятся с предками кошек, узнают интересные факты из жизни кошек, познакомя...
Технологическая карта и презентация окружающего мира УМК "Перспектива" 4 класс Тема урока По равнинам и горам
Цель:формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории РоссииЗадачи:Дидактические:1. Учить определять составные части гор и равнин.2. Познакомить с равнинами...