"Невидимая сеть и невидимая пирамида"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Акопян Гаиане Оганезовна

Конспект урока окружающего мира рекомендован учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира. Тема: « Невидимая сеть и невидимая пирамида», дата: 19.11.18г

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Встало солнышко давно,        Торопись скорее в класс –

Заглянуло к нам в окно.        Интересно здесь у нас.

– Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

– Работать сегодня на уроке будем в группах.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

– Итак, впереди нас ждет интересная работа, но сначала повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.

1-я группа: составить цепи питания с данными карточками:

растения

тля

божья коровка

волк

заяц

растения

растительноядные
животные

растения

насекомоядные и хищные
животные

2-я группа: ответить на вопросы теста.

тест

1. Как называется наука о животных?

а) ботаника;            б) зоология;                    в) астрономия.

2. Животные – это…

а) Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы;

в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

а) Дельфин;              б) бегемот;                   в) карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

а) Коровы, бегемоты, жирафы; б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

а) Сосна  дятел  жук-короед;   б) слизни → капуста → жаба.

в) рожь  мышь  змеи  орлы.

6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мыши → лисы» люди уничтожат лис?

а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.

3-я группа: с вами поработаем коллективно.

Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».

– Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?

– На какие группы делят животных в зависимости от питания? (растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.)

– С чего начинаются цепи питания? (с растений.)

– Какое второе звено в цепи питания животных? (растительноядные или всеядные животные.)

– Какое третье звено в цепи питания животных? (насекомоядные или хищные животные.)

III. Изучение нового материала.

– сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами?

Учащиеся слушают аудиозапись «Звуки леса».

1. Беседа о правилах поведения в лесу.

– Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть для себя что-то новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот – был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу!

Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

•  Не ломать ветки деревьев и кустарников.

•  Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

•  Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

•  Не уничтожать лягушек, жаб.

•  Не трогать птичьи гнезда.

•  Не приносить из леса животных домой.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Другом ты природе будь;

Ствол ножом не трогай,

Лишь тропой держи свой путь

И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй –

Убери все склянки.

Всем на свете наконец

Нам запомнить можно,

Что природу – храм чудес

Сохранить несложно.

                                                                                          (Д. Родович.)

– Кто знает, как называется дубовый лес?

– Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются голоса лесных квартирантов. сейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому они принадлежат.

Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей, белки.

– Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба. Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как они на нем размещаются:

травоядные; насекомоядные; хищники.

Итог. Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другом-кормильцем – дубом.

Физкультминутка

– А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем.

Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.

2. Беседа о пищевой сети дубового леса.

– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол, листья.)

– Что  может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)

– Кто питается древесиной, листьями, желудями? (Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень, белка, олень, кабан, сойка.)

Учащийся выступает с сообщением «о сойке».

– Эти животные напрямую связаны с дубом.

– Какие? (Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.) на этих животных охотятся другие животные.

– Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи.

– Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый организм связан с другими. Растения забирают воду и минеральные соли из почвы, чтобы произвести из них питательные вещества, используя энергию солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными. Каждый живой организм играет свою роль в пищевой цепи. Мы получили переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть.

Давайте вспомним, что изучает наука экология. (Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.)

3. Объяснение понятия «экологическая пирамида».

– Отгадайте загадки:

•  В этот гладкий коробок

  Бронзового цвета

  Спрятан маленький дубок

  Будущего лета.

                              (Желудь.)

•  Эта маленькая крошка

  Рада даже хлебной крошке,

  Потому что дотемна

  В норке прячется она.

                                (Мышь.)

•  Всю ночь летает,

  Мышей добывает,

  А станет светло,

  Спать летит в дупло.

                              (Сова.)

Учитель выставляет карточки-отгадки.

– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)

– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.

– Почему? (Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке – множество желудей!)

Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине – хищные животные.

Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник (с. 94). Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?

Лось

Кабан

Мышь

Белка

Сойка

Гусеница

– почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)

Прямая связь

– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.

– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?

– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?

Косвенная связь

– Правильно, не напрямую, а косвенно.

– Что у нас получилось? (цепи питания.)

пищевая сеть

невидимая сеть

– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть.

– Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть.

– Сколько получилось отдельных цепей? (8.) (Учащийся показывает на доске.)

– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.

Физкультминутка (под музыку)

– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.

По родному лесу дружно мы шагаем.         (Марш на месте.)

Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб.         (Повороты.)

Здесь полно чудес:         (Руки разводим в стороны.)

Белка с ветки на ветку скок,         (Прыжки на месте.)

Сова крыльями машет. Ух!         (Махи руками.)

Аж захватывает дух!

Солнце ярко светит нам,                   (Руки вверх, посмотреть наверх.)

Мы рады травам и грибам.         (Наклон вперед.)

IV. Закрепление изученного материала.

– С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель, восстановление леса были природными явлениями. Понемногу к действиям природы прибавились и действия человека. Огромные площади леса были уничтожены. Эта проблема существует давно, но на се-годняшний день она стала действительно очень серьезной. Велик дуб, а от малого топора падает. К сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим ситуацию.

Дополнительное задание (работа в группах).

– В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Цепочка питания:    дубы → шелкопряд → птицы.

Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно исправить эту ситуацию?

– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа попробует составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.

1-я группа:

ягоды

слизень

змея

2-я группа:

кора дерева

заяц

лиса

3-я группа:

растительноядные
животные

растения

 хищные
животные

– Прокомментируйте свой ответ.

– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.

Тест

1. Назовите друзей дуба:

        а) лось;         б) медведь;         в) кабан;         г) мыши.

2. Кто напрямую связан с дубом?

        а) мыши;         б) волк;         в) сойка;         г) лось.

3. Кто косвенно связан с дубом?

        а) белка;         б) сова;         в) змея;         г) орел.

Проверка с доски.

V. Итог урока.

– Давайте подведём итоги урока.

– Назовите тему урока.

– Какие новые понятия вы услышали на уроке?

– Сегодня на уроке каждый из вас, наверное, задумался над тем, что от человека зависит жизнь всех живых существ на Земле.

Про всех на свете

Все-все на свете        Мы всё-таки очень

На свете нужны!        Друг другу нужны.

И мошки не меньше        А если нам кто-нибудь

Нужны, чем слоны…        Лишним покажется,

Да, если мы с кем-то        То это, конечно,

Не очень дружны –        Ошибкой окажется.

                                                                                     (Б. Заходер.)

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Невидимые сети и пирамиды". Окружающий мир. 3 класс

Дидактический материал содержит занимательные задания по теме урока.УМК "Школа России"...

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"(  авторучебника А.Плешаков) по теме "Невидимая сеть и невидимаяпирамида"....

конспект урока в 3 классе по окружающему мирут "Невидимая сеть и невидимая пирамида"

ТЕМА:  Невидимая сеть и невидимая пирамида. ЦЕЛИ: Познакомить с «невидимой пищевой сетью»,  с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида». Развивать мышление, вниман...

Урок окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида»

Подтема: "Экологическое равновесие". На уроке организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Она направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в...

Презентация к уроку окружающего мира "Невидимая сеть и невидимая пирамида"

Презентация разработана к УМК А.А.Плешакова. 3 класс "Школа России"...