Воздух и его свойства. Загрязнение воздуха.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Соловьева Ольга Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира. Воздух и его свойства. Загрязнение воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_vozduh.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Учитель: О.А. Соловьева

Тема: Воздух и его свойства. Загрязнение воздуха.

Задачи формирования УУД:

Личностные:

-формирование нравственно-этических ориентиров;

- формирование положительного отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

-формирование интереса к учебному материалу;

-формирование общих представлений о моральных нормах поведения.

Регулятивные:

-формирование планирования учебной деятельности;

-формирование принятие и выполнение поставленной учебной задачи;

-развитие способностей к контролю и самоконтролю при выполнении заданий и опытов

-формирование адекватной оценки своей работы и работы своих одноклассников

Познавательные:

-формирование умений о свойствах воздуха, его состава, значением для всего живого планеты и его охраны

- способствовать развитию логического мышления, способности четко формулировать свои мысли, определять задачи работы, способствовать развитию навыков устной речи, умения вести диалог, работать с текстом

-формирование анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-формирование причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

-формирование у учащихся готовности вступления в общение (выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения);

-формирование навыков сотрудничества при работе в группах

- формирование осуществления взаимного контроля и оказания в сотрудничестве необходимой помощи;

-формирование у учащихся связной и чёткой речи.

Планируемые результаты:

Знать: свойства воздуха, его состав, причины загрязнения воздуха, очистка воздуха.

Уметь: исследовать свойства воздуха экспериментальным способом, анализировать свою работу и работу одноклассников

Тип урока:

- по основной дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом

- по основному способу проведения: урок-исследование

Оборудование:

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1 мин.)

(Цель – создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке)

Создание эмоционального настроя

 

 

 Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

 

 

 

 

 Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

  Тихо сели, ноги вместе.

   Принадлежности –  на месте.

   Руки замерли у всех.

    Будем думать, будем слушать

    И учиться лучше всех!

 «Круг пожеланий»

-Что пожелаете себе и своим товарищам на урок?

- Что ожидаете от урока?

-Я желаю внимательности, сообразительности, найти ответы на все  вопросы по теме урока.

-А для чего мы изучаем предмет окружающий мир?

- А как мы узнаем что-то новое для себя?

 Настрой на урок.                              

 

                                                                         

Читаем, спрашиваем, исследуем

II. Целеполагание            (3 мин.)

(Цель-мотивация к учебному действию,выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого)

Проверка дом. задания

Выполнение аналогичного задания, выполненного дома

 

 Определение цели урока

 

 

 

 

Отправляемся, друзья

Мы в далекие края

В царство Зевса великана

Узнать все тайны океана.

- Что такое океан?

Назовите лишнее слово и докажите свое решение.

Атлантический, Воздушный, Индийский, Северо-Ледовитый.

Какого океана не хватает? (Тихий океан)

Поработайте с карточками и вспомните расположение океанов на карте.

Обменяйтесь с соседом. Проверьте и оцените работу.

Загадка

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

О чем это я, ребята? (воздухе)

Связан ли как то воздушный океан с воздухом? Где находится воздушный океан?

- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили «купаются» в этом океане.

-Что вы знаете о воздухе?

- Чтобы хотели узнать? Какие вопросы возникают по данной теме?

-Назовите тему урока. Задачи на которые будем искать ответы.

Воздух и его свойства.

1. Что такое воздух. Существует ли он?

2. Имеет ли воздух цвет, запах,  форму

4. Что загрязняет воздух

5. Охрана воздуха

Воздушный , т.к. воздушная оболочка Земли Атмосфера

  1. Введение в тему урока

(Цель- организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия)

Физминутка(3 мин.)

Проявление интереса к теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая «рубашка». Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

Поработайте с текстом. Отмечая известные вам сведения +, не известные -, хотели узнать побольше ?

Какое высказывание отметили +; - ;?

Прочитайте высказывание у вас на столах, посовещайтесь в парах и  выполните задание.

        Воздух – смесь газов, которая составляет атмосферу Земли. Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

  1. Что же такое воздух? (смесь газов)
  2. Воздух состоит из смеси газов, которые в разных пропорциях, в разном количестве.

- Что это за смесь газов?

Найдите  самый большой океан, вы узнаете, какой газ содержится в больших количествах?

Тихий – азот 78%

Самый теплый океан :

Индийский океан – кислород 21%

Самый холодный океан:

Северо-ледовитый – углекислый газ 1%

-Какой газ самый важный? Почему (кислород, необходим для дыхания)

Каждый человек дышит- вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…Почему тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе?

-Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом все уравновешивается.  Рассмотрите картинки. Для чего необходимо проветривать помещения, протирать листья растений.

-Что же такое воздух?

Продолжите предложение, как можно почувствовать воздух?

Проведем исследование, используя трубочку, докажите, что воздух существует. (подуем в трубочку, почувствуем воздух, ветер) Между трубочкой и ладонью есть какое то тело- воздух.

- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. Объясните следующий опыт, почему так происходит? (игрушка пищит) Т. К. воздух с большой силой давит ее стенки, раздается писк. Воздух существует.

Физминутка

Подуем на плечо,

 подуем на другое.

 Нас солнце горячо

 пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы.

 И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака.

 И останемся пока.

 Потом повторим всё опять –

Раз, два, три, четыре, пять

- Видим ли мы воздух? Какого он цвета? (прозрачный)

Опыт чашка с водой. Переворачиваем стакан в воду. В стакане воды нет. Там воздух.

- Имеет ли он запах? ( без запаха)

-Как вы думаете имеет ли воздух вес?

- Какую форму имеет воздух или не имеет вообще?

Возьмите в руки воздух, определите его форму, прощупав его .

-Что находится внутри коробочки? Какой формы коробка? Какую форму принял воздух?

-Что находится внутри шарика? Какой он формы?

- Что можем сказать о форме воздуха? (принимает форму предмета)

 Отвечают на вопросы

Делают выводы

 

 Воздух – смесь газов, которая образует воздушную оболочку земли, атмосферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Практическая деятельность учащихся 

 

 

 

 

 

 

 

  Закрепление нового, умение применять новое учебное действие в практической деятельности 

 

 У вас на столах лежат высказывание.

Проведем опыт- исследование. После которого выберите одно высказывание из данных.

1)На столе стакан с водой и трубочкой. Учитель предлагает одному ученику подуть в трубочку. На поверхности воды появляются пузырьки. 

-Обсудите в группе, какое высказывание характеризует свойство воздуха, показанное на опыте? (воздух легче воды)

2)  На столе две горящие свечки. Одну из них учитель закрывает перевернутым прозрачным стаканом.

-Что мы наблюдали? Какое это свойство?  Выберите высказывание. (воздух поддерживает горение)

- Где легче подушить огонь в закрытом помещении или на открытом месте?

3)Лежит шарик. Что внутри его. Попробуйте немного продавить его. Что заметили. Какое свойство подходит? ( воздух упруг и сжимаем)

- Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

- На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

Трубы заводов и фабрик  выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

- Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:    1) машины,

                                        2) заводы и фабрики,

                                        3) пыль, дым.

1) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.

3) Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Творческое задание учащихся.

Изобразите схемами или рисунками способы охраны воздуха.

Способы охраны воздуха:    

фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах,

использование невредных видов транспорта, топлива,

создание организаций по охране окружающей среды,

День защиты окружающей среды – 5 июня.

- Если все люди нашей планеты прислушаются к зову природы о помощи, помогут ей, то все мы будем вознаграждены. Наградой нам будет жизнь, отличное здоровье, возможность созерцать красоту, которая доступна только нам, землянам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Самостоятельная работа детей

(Цель- построение способа действия)

Применение новых знаний

Выполнение диктанта

Согласны с высказыванием +, нет -

  1. Воздух смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа
  2. Воздух имеет форму.
  3. Воздух не имеет вкуса и запаха
  4. Воздух тяжелее воды
  5. Воздух  сжимаем и упруг
  6. В воздухе больше всего азота, значит он самый необходимый газ для всего живого.

+ - + - + -

Выполнение  задания самостоятельно

VIII. Рефлексия (итог урока).

(3 мин.)

(Цель- Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности)

Проверка дом. задания

Зафиксированное

Учебное действие, оценка собственной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие вопросы стояли перед нами?

-Что такое воздух?

- Из чего состоит воздух?

-Какие свойства воздуха выделили?

- В чем значение воздуха на земле и что угрожает воздуху. Как это предупредить?

Остались еще не решенные  вопросы?

Оцените свою работу на уроке:

Все получилось, сможете ответить на вопросы о воздухе, подарите кислород всему живому, посадив дерево на ратинку, если ничего не понятно – значит пока человечеству вы помочь не можете, заведите машину, прикрепив  на картинку. Один из группы прикрепит листок на доску. Что видим? Жизнь в безопасности! (или наоборот)

Найти материал о воздухе, о других свойствах воздуха о которых сегодня не говорили.

Для любознательных найти материал почему корабли не тонут.

Выполняется кораблик способом оригами, пишется материк, разукрашивают, прикрепляют на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха

Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"

Данный методическая разработка урока  по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и  составе....

Внеклассное мероприятие «Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды»

Цель мероприятия:- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значени...

Воздух его свойства. Охрана воздуха

Воздух его свойства. Охрана воздуха...

Воздух его свойства. Охрана воздуха

Воздух его свойства. Охрана воздуха...

Воздух его свойства. Охрана воздуха

Воздух его свойства. Охрана воздуха...

Открытое занятие по курсу "Юный эколог" на тему : Воздух,его состав и свойства.Виды загрязнения воздуха.

Конспект открытого урока по курсу:"Юный Эколог" на тему: Воздух,его состав и свойства.Виды загрязнения воздуха....