Главные вкладки

    Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

    Кеваева Анна Юрьевна

    Данный методическая разработка урока  по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и  составе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка   урока  по  окружающему  миру  в  3 «А» классе.

    Тип  урока: изучение нового материала.

    Тема раздела: «Эта удивительная природа»

    Тема  урока: « Воздух и  его  свойства. Охрана воздуха»

     Цели  и задачи  урока:

    1. образовательные:

    -дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и составе.

    2. развивающие 

    - развивать познавательный  интерес  учащихся;

    - развивать умение сравнивать, обобщать  и  делать выводы;

    - развивать наблюдательность

    3.воспитательные

    - воспитывать любовь к природе;

    - воспитывать положительные  эмоции;

    - воспитывать самостоятельность.

    Форма обучения: работа в группах, фронтальная работа, групповая работа в форме игры.

    Используемые образовательные технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие, метод наглядного обучения.

    Оборудование: диаграмма «Состав воздуха», свечи, стакан, банка, апельсин, огурец, шприц, колба с трубкой, свеча, полиэтиленовый пакет, пластмассовая бутылка, ёмкость, рисунки «Значение воздуха», таблички «С02», «02», проектор, компьютер, экран, презентация «Воздух и его свойства. Охрана воздуха».

    План  урока:

    I. Организационный момент(1мин)

    II. Проверка  домашнего задания(3мин)

    III. Знакомство с новым  материалом(15мин)

    1. Вступительное  слово  учителя

    2. Проведение  опытов.

    3. Состав и свойства воздуха

    IV. Физкультминутка (3мин)

    V.Беседа о значении воздуха (13мин)

    1.Выступления учеников

    2.Игра «Круговорот воздуха»

    3. Вопросы Почемучки

    VI. Итог урока (1мин)

    Ход урока

    I.Организационный момент

    Долгожданный  дан  звонок –

    Начинается урок.

    Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.

    Не хочется играть сегодня в прятки,

    И недосуг дуть на корабль бумажный –

    Сегодня  в классе у ребят

    Урок уж больно важный!

    II. Проверка  домашнего задания

    Тест  «Разнообразие веществ»

    1. Какая наука изучает вещества?

     экология □ биология О химия

    2.  Какое вещество в природе встречается в виде камня?

    □        О

    3.  Какое вещество добывают из тростника и свёклы?

         соль

    □ сахар

    О крахмал

    4   Какое вещество может быть лимонным, яблочным и щавелевым?

        соль

    □        кислота
    О крахмал

    5.Какое вещество может быть опасно для здоровья человека?

    Какое вещество может быть опасно для здоровья человека?

         Соль

     □ кислота

     О крахмал

    6.В каком продукте нет крахмала?   

     в яблоке

                                 

                                   □ в хлебе

       

      О в картофеле

    7. Какие дожди вредны для растений?

        грибные

     □ грозовые

    О кислотные

    Ключ:  О                 □ □ □        О    

    III. Знакомство с новым  материалом.

    1. Вступительное  слово  учителя.

         Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана, есть на свете еще один океан - самый большой из всех океанов, и вы, ребята, каждую минуту «купаетесь» в нем. Этот океан не соленый, не красный, без берегов и без воды, невидимый и необозримый.

    -        Что это за океан?

                Есть  невидимка:

                В дом  не  просится,

               А  прежде  людей  бежит,

               Торопится. (Воздух.)  Слайд № 1

    Что такое воздух? Слайд № 2

    Каково его значение для жизни? (Выслушиваются ответы детей)

    Сегодня на уроке мы выясним, каково значение воздуха для жизни на Земле, узнаем о его составе и о свойствах, которыми обладает воздух.

    2.Проведение  опытов.

     В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты:

    А).        Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и по
    пробуйте его осторожно смять.

    -        Легко ли он сжимается ?

    Б).        Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите
    пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.

    -        Можно ли сжать воздух ?

    -        Что произойдет, если отпустить палец?

    В).        Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щеки
    пальцами.

    -        Что заметили ?(Высказывания детей).

    Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут.

    Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом — воздухом. Воздух есть везде — на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

    Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.

    -        Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о
    воздухе из стихотворения? (Читают заранее подготовленные ученики.)

    Воздух

    Он прозрачный невидимка,

    Легкий и бесцветный газ.

    Невесомою косинкой

    Он окутывает нас.

    Он в лесу — густой, душистый.

     Как целительный настой.

     Пахнет свежестью смолистой,

    Пахнет дубом и сосной.

    Летом он бывает теплым.

     Веет холодом зимой,

     Когда иней красит стекла

     И лежит на них каймой.

    Мы его не замечаем,

    Мы о нем не говорим.

    Просто мы его вдыхаем —

     Ведь он нам необходим.

    В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

    Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

    3. Состав и свойства воздуха

    -   Так что же такое воздух? Как  его  можно  обнаружить?

    Опыты:

    Невысокую свечу накрывают стаканом. Пламя свечи начинает
    гаснуть; стакан немного приподнимают - пламя снова разгорается.
    (Повторить несколько раз).

    Вывод: при уменьшении потока воздуха пламя начинает гаснуть.

    На столе три зажженных свечи. Одну из свечей накрывают банкой, другую - стаканом, третью оставляет зажженной. Свеча под стаканом быстро гаснет. Свеча, накрытая банкой, горит дольше. Третья горит до конца.

     Вывод: чем больше воздуха поступает для горения, тем оно сильнее.

    Опыт, описанный в учебнике, с. 43

    Вывод: в воздухе содержится кислород и углекислый газ, кислород поддерживает горение, а углекислый газ не поддерживает горение. Какие газы входят в состав воздуха? -     Как это можно доказать?

    На доске - диаграмма «Состав воздуха». Слайд № 3

    Дети рассматривают диаграмму и делают вывод, что воздух - это смесь газов.

    Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух — смесь многих газов, в основном азота — 78%, кислорода — 21% и углекислого газа — 1 %.

    -        Какими же свойствами обладает воздух?       Слайд № 4

    Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. (Сравните: дверь, книга непрозрачны. Через них не видно других предметов.)

    Воздух бесцветен. Действительно, шкаф желтый, классная доска коричневая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета.

    Воздух не имеет запаха.

    -        Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?

    В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.

    4. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

    Опыт 1   Слайд № 5

    Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Вскоре мы увидим, что из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

    Опыт 2

    Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься по трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

    Опыт 3

    Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и  попробуйте его осторожно смять.

    -        Легко ли он сжимается ?

    Затем этот кулек положите на некоторое время в холодильник. Выньте и обратите внимание на объем и форму, сожмите снова.

    Что изменилось?(Воздух при охлаждении сжался.)

    А что же может произойти с кульком при нагревании? (Высказывания детей.)

    Как это объяснить?

    Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха все происходит наоборот.

    5. Воздух плохо проводит тепло. Слайд №6-7

    У воздуха есть еще одно интересное свойство — он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и  снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

    Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз!

    -        Послушайте, как готовится к долгой суровой зиме белка:

    Лес осенний облетает,

    Льется рыжий листопад.

    Скоро белка поменяет

    Золотистый свой наряд.

    Шубка зимняя на ней

     Станет гуще и пышней.

    Станет серым, серебристым

     Хвостик белочки пушистой.

    V.        Физкультминутка

    Мы немножко отдохнем,

     Встанем, глубоко вздохнем.

    Руки в стороны, вперед,

    На опушке зайка ждет.

    {Дети выполняют движения.)

    Зайка прыгал под кустом,

    Приглашая нас в свой дом,

    (Прыгают на одной ножке,

    затем на другой, на двух сразу.)

     Руки вниз, на пояс, вверх,

    Убегаем мы от всех.

    (Бег на месте.)

     Побежим скорее в класс.

    Там послушаем рассказ.

    (Садятся за парты.)

    VI .        Беседа о значении воздуха      Слайд № 8 - 11

    1)        Выступления учеников

    Давайте продолжим прогулку по зимнему лесу! Заранее подготовленные ученики делают сообщения по теме «В зимнем лесу» (см. Приложение к уроку).

    2)Игра «Круговорот воздуха»

    Дети делятся на три группы: «растения», «животные», «воздух». «Растения» и «животные» (у детей в руках картинки) становятся друг против друга, а «воздух» бегает между ними, держа в руках табличку (с одной стороны написано «С02», а с другой - «02»)- Сначала воздух бегает вокруг «растений», как углекислый газ, затем, перевернув табличку,  подбегает  к  «животным»,   как  кислород.   Побегав  вокруг

    «животных» в качестве кислорода, воздух, повернув лист, возвращается к «растениям» в качестве углекислого газа.

    3).Вопросы Почемучки

    Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись ?

    Почему в домах устанавливаются двойные рамы на зиму?

    Какие свойства воздуха вы узнали? (Прозрачен; бесцветен; без запаха; при охлаждении сжимается; при нагревании расширяется; плохо проводит тепло.)

    Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа.) Слайд № 12

    При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров  кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

    Где чище воздух? (В лесу.)

    Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева.

     Нижняя поверхность листа, покрыта прозрачной пленочкой и

    усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа, в зеленых листьях образуется сахар, крахмал и выделяется кислород.

    Не зря растения называют «зелеными легкими планеты».

    Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества — фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

    А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.

    Один из учеников рассказывает о тополях (см. Приложение).

    Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:

    На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.

    Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Правильно ли поступает водитель, если во время остановки оставляет включенным мотор своей машины? Если неправильно, то почему?

    VIII.        Итог урока

    Что нового вы узнали на уроке ?

    Что такое воздух?

    Какие его свойства ?

    Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

    IX.        Домашнее задание:  учебник, с.44 - 48,  ответить на вопросы раздела «Проверь себя», с. 48, задание 1, 2, 3.

    Приложение

                                         В зимнем лесу (сообщения учеников)

    У  серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается  спать  прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пышным А какой великолепный, густой, блестящий хвост у лисы! В самые сильные морозы ей не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

    Зимой на лапах рыжей красавицы вырастает густая-п ре густая шерсть, кажется, будто лисонька надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не холодно.

    Мыши-пол4вки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там и тепло, и уютно.

    А некоторые птицы — тетерев, глухарь — в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее.

    Веет стужею январь,

    Рябчик, тетерев, глухарь

    Глубоко зарылись в снег.

    Он их греет, словно мех.

    Бродит по лесу лисица

    Ищет, чем бы поживиться.

    Замер лес, кругом ни звука,

    Но лисичка чутким слухом

        Слышит: возятся, пищат

         В норках выводки мышат.

    И плутовка быстро-быстро

    Разгребает снег пушистый,

    А мышата — наутек,

    Раз - и спрятались под стог!

    Тополя.

    Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми стволами украшают площади и улицы, скверы и парки наших городов. Когда подует ветер, свежая и блестящая тополиная листва вскипает, словно морская волна, бежит серебристыми волнами, а зеленый шум тополей напоминает морской прибой.

    Тополя чаше других деревьев сажают в городе, во-первых потому, что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

    Один тополь выделяет столько, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей.

    Но это еще не все! Тополя неприхотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево.

    Почему же тополя хорошо очищают воздух?

    Да потому, что тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы грязи и пыли. Он свисает вниз на длинном черенке, слегка сжатом с боков. Благодаря  такой  форме  черенка  листьев  тополей очень подвижна, трепещут  и  дрожат  даже при лёгких порывах ветра и хорошо улавливают пыль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

    Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

    Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

    Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

    Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

    Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

    методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

    Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....

    Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

    Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...