Конспект открытого урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Дикие животные. Заяц".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Столбова Людмила Николаевна

Данный материал окажет помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по изучению учащимися раздела "Животные". Урок направлен на уточнение и расширение представления учащихся о зайце, как представителе диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Конспект  открытого урока

по предмету Мир природы и человека

во 2 классе:

Тема: «Дикие животные. Заяц».

                                         Подготовила: Столбова Людмила Николаевна –

                                                          учитель начальных классов

                                                        высшей квалификационной категории

Цель: Уточнить и расширить представление учащихся о зайце, как представителе диких животных, о его основных частях тела,  питании, способа передвижения.

Задачи:

1. Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными; закреплять умение учащихся различать домашних и диких животных; расширять  кругозор и повышать образовательный уровень.

2. Развивать образное и логическое мышление.

3. Воспитывать чувство ответственности по отношению к окружающему миру, животным, мотивировать  к чтению детского литературного  материала.

Используемые методы:

- психогимнастика;

- игротерапия;

- сказкотерапия.

Форма урока: Комплексный урок по формированию речевой компетенции с применением игровых, интерактивных технологий.

Оборудование:  Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, предметные картинки с изображением домашних и диких животных, дома и леса, детская художественная литература, диск с записью детских песен, рабочие карточки с заданиями, карточка со словарным словом: заяц, карточка с пословицей,  цветные сигналы, поощрительные сувениры за работу на уроке, карточки по релаксации: солнце, туча.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.

(Учащиеся приветствуют гостей: «Здравствуйте!». Учащиеся встают в круг, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом,  учащиеся повторяют их хором вслух).

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

- Какое сегодня число?

- Какое число было вчера?

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- К какому времени года относится февраль?

- Какой урок сейчас будет? (Урок развития речи).

  1. Проверка домашнего задания – 6 минут.

- Ребята, вам было задано на дом: составить рассказ о кролике. (Учащиеся рассказывают о кролике). (Фишки, оценка).

  1. Повторение ранее изученного материала – 5 минут.

1. Загадки.

- Отгадайте, о каких  домашних идет речь.

Голодная мычит,

Сытая жует,

Всем деткам

Молока дает.   (Корова). Слайд 1.

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца. (Поросёнок). Слайд 2.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака). Слайд 3.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка). Слайд 4.

- Как назвать этих животных одним словом? (Домашние).

- Где живут эти животные? (Рядом с человеком).

- Кто ухаживает за ними? (Люди).

- Какую пользу приносят домашние животные человеку? (Корова даёт молоко, мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Свинья даёт мясо, сало, кожу).

- Что  делают из мяса, кожи, шерсти и меха домашних животных? (Колбасные изделия, обувь, одежду, головные уборы). Слайд 5. (Фишки, оценка).

2. Физкультминутка: «Кто как передвигается».

(Учащиеся выполняют движения, характерные для домашних животных:  корова и свинья ходят, кошка крадется, собака бегает). (Музыка из кинофильма: «Про Красную Шапочку»).

  1. Изучение нового учебного материала – 15 мин.

1. Подведение учащихся к восприятию новой темы.

- А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай по описанию»:

Проворная, запасливая, рыжая или серая – кто это? (Белка). Слайд 6.

Серый, злой, голодный – кто это? (Волк). Слайд 7.

Хитрая, рыжая, ловкая – кто это? (Лиса).  Слайд 8.

Трусливый, длинноухий, серый или белый - кто это? (Заяц). Слайд 9.

Как назвать этих животных одним словом? (Дикие).

- Почему? (Сами себе добывают пищу).

- Как называются по-другому? (Звери).

2. Игра: «Домашние – дикие».

- Диких животных отправим в лес, а домашних – домой, т.к. без помощи человека они не смогут жить. (Учащиеся берут по очереди картинку с изображением животного и

располагают ее на магнитной доске  к  нужной картинке – дом или лес; составляют  предложения: например, волк – дикое животное, он живет в лесу и т.д.).

3. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на экскурсию в лес, чтобы познакомиться  с жизнью, повадками одного дикого животного, а вот какого, угадаете. Поиграем в игру: «Фотограф». (Учащиеся запоминают количество и расположение картинок, закрывают глаза, учитель убирает картинку с изображением зайца, учащиеся  должны назвать животного,  которого нет - заяц).

Учитель: Тема нашего урока: «Дикие животные. Заяц.». Ребята, для чего мы изучаем мир животных? (Чтобы больше знать о тех, кто живет на нашей планете). Правильно, и мы должны жить, не причиняя вреда друг другу. Навредим природе – навредим и себе.

4. «Экскурсия в лес».

- Мы отправляемся на экскурсию в лес и должны вести себя там, как  полагается гостям.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур, не забывай:

1 ученик: 

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

2 ученик: 

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

3 ученик: 

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

4 ученик: Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

5 ученик: 

Их покой побереги:

Ведь они нам не враги!

5. Речевая разминка.

- Пока мы идем в лес, сделаем речевую разминку:

Слайд 10.

Ес-ес-ес – идем мы в лес.

Су-су-су – тихо в лесу.

Ес-ес-ес – опустел лес.

Су-су-су – холодно в лесу.

- Вот мы и пришли в лес. Здесь нас уже поджидает зайчик.

(Учитель открывает картинку с изображением зайца).

6. Рассказ учителя.

- Заяц – это зверек отряда грызунов с длинными ушами. Слово заяц образовано от основы – заи – «прыгать». Исходное значение – «прыгун».

Слайд 9. 

- В наших лесах обитают зайцы – беляки, но на территории нашей страны есть зайцы – русаки. Они зимой и летом имеют одну окраску меха (картинка), а  зайцы – беляки – летом серые, а зимой – белые (картинки), за что получили своё название. Ребята, кто из вас знает, зачем зайцу нужно менять цвет меха?

Белая окраска меха зимой скрывает зайца от врагов. А врагов у него много: волки, лисы, совы. Питается заяц растениями, летом грызет сочные лесные травы, а зимой пища у него более грубая: он обгрызает кору у  молодых осин.

Заяц – ночное животное. Всю ночь прыгает он в поисках пищи, а днем сидит под кустом. Заяц  зимой легко передвигается по снегу и не проваливается, потому что лапы зимой обрастают длинными волосами, образуя как бы лыжи.

Слайд 11. Из меха зайца шьют одежду: шубы, шапки.

Слайд 12. Тело зайца состоит из следующих частей:

- туловище:

- голова;

- лапы;

- хвост.

На голове уши, глаза, рот, нос.

7. Физкультминутка: «Зайцы скачут».

- Мы пришли на полянку. Поиграем с зайчиком.

Зайцы скачут:

Скок, скок, скок.

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

  1. Закрепление – 10 мин.

1. Работа с учебником (с.40)

- Рассмотри изображение е зайца. Где он живет? Чем питается? Почему заяц быстро бегает?

2. Игра: «Дополни предложение».

-  Зайчик хочет поиграть в игру: «Дополни предложение». Возьмите карточку

№ 1, прочтите предложение и дополните его.

Карточка № 1

- Уши у зайца длинные, а хвост _________________________________.

- Летом мех у зайца серый, а зимой  ______________________________.

- Задние лапы у зайца длинные, а передние ________________________.

- Голова у зайца маленькая, а туловище  __________________________.

 (Фишки).

3. Игра: «Чей хвост?»

- Поиграем в игру: «Чей хвост?». Определите, чей это хвост, и соедините его с изображением животного.

Карточка № 2

(Учащиеся соединяют хвост с изображением животного, к которому он относится).

4. Проверка.

- Составьте предложение: например, хвост № 1 – заячий и т.д.

(Фишки).

5. Словарная работа: за…ц (а, и, я, е).

- Слово заяц словарное, его нужно запомнить. Покажите цветом, какую букву нужно вставить в «окошко».

(Учащиеся показывают цветным сигналом, какую букву нужно запомнить).

- Составьте предложение со словом заяц.

(Учащиеся составляют предложения со словом: заяц).

6. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики – зайчики».

- Ребята, давайте расскажем зайчику стихи про пальчики - зайчики.

(Учащиеся выполняют упражнения и говорят слова хором).

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прискакали на урок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайцы,
Веселитесь на лужайке!

7. Работа с пословицей.

- Прочтите пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(На доске написана пословица: «Заяц самого себя боится», учащиеся объясняют её смысл: «Это значит, что заяц очень трусливый, так можно сказать  и про человека, который всего боится»).

- Возьмите карточку № 3, вставьте пропущенную букву в слове заяц,  поставьте знак ударения, обозначьте гласные буквы и разделите слово на слоги.

Карточка № 3

За…ц самого себя боится.

(Один учащийся работает у доски). (Фишки, оценка).

8. Самостоятельная работа.

- Зайка хочет проверить, как вы запомнили основные части его тела.

(Учащиеся подписывают на картинке с изображением зайка основные части тела).

Карточка № 4.

- туловище

- голова

- лапы

- хвост

9. Проверка. (Фишки, оценка).

10. Сюрпризный момент.

- Ребята, нам пора прощаться с зайчиком, возвращаться из леса домой. Зайчик приготовил вам подарки. Но злая вьюга  замела следы, и он не помнит, под какой ёлкой оставил подарки. Вьюга  превратила домашних животных - в  диких, а диких – в домашних. Мы с вами должны угадать названия сказок и сказочных героев, тогда подарки найдутся.

11. Игра: «Все наоборот». 

- Поиграем в игру: «Все наоборот»:

«Собака и семеро оленят». («Волк и семеро козлят»);

«Кроличья избушка». («Заячья избушка»);

«Три кабанёнка». («Три поросёнка»);

«Тигр в сапогах». («Кот в сапогах»).

(Учащиеся отгадывают названия сказок и перечисляют сказочных героев, заяц вручает им подарки, учитель выставляет художественные книги со сказками на наборное полотно).

- Вот мы и дома.

  1. Итог урока:                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Кто изображён на картинке? (Заяц).

- Чем покрыто тело зайца? (Мехом).

- Какие части тела зайца вы видите?

- Чем питается заяц?

- Как передвигается?

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

  1. Домашнее задание.

Учитель: Составить рассказ о зайце.

Выполнить задание на карточке: «Что выбрал зайчик?».

  1. Релаксация.

Учитель: Сегодня мне понравилось, как вы все отвечали на вопросы, играли. Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.

(Учащиеся показывают «солнышко» или «тучку»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Зима" 2 класс

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" 2 класс...

Открытый урок по предмету мир природы и человека на тему: "Первоцветы мать-и мачеха и ландыш"

Это конспект урока, направленный  на развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса и воспитание детей чувства восхищения красотой родной природы . Так же закрепление представлени...

Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе. Тема урока «Кто такие рыбы?»

Предмет: Мир природы и человека Тема урока: «Кто такие рыбы?» Класс: 2 Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы». Задачи:Предметные: сформировать у детей первон...

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"

Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс,  1 час Цель: создание условий для обобщения  знаний по теме: «Неживая природа» Задачи: - обобщить и сис...

Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». Тема: «Домашние животные. Польза. Уход за животными»

Цель урока: уточнить и расширить представления детей о разнообразии домашних животных, об их назначении и пользе для человека....

Открытый урок по предмету: Мир природы и человек. Тема: «Домашние животные. Собака»

Конспект урока по Мир природы и человека«Домашние животные. Собака.»Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных на основе знакомства с собакой.Задачи:образовательны...