Занятие – создание буклета «Заповедник «Вишерский», 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Комбинированное заключительное занятие курса  «Тайны зелёного друга» и окружающего мира по теме «Заповедное дело».  Выполнение  проекта  – создание буклета « Заповедник «Вишерский»

Цель: формирование бережного отношения к природе и экологических знаний через  создание  буклета «Заповедник «Вишерский».

Задачи:

- информировать учеников об экологических датах 2018 года (101-летие со дня образования заповедной системы России, 27 лет со дня основания заповедника «Вишерский»);

- закрепить знания о заповедниках, полученные на предыдущих занятиях;

- познакомить с методами исследования учётных площадей по следам животных;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебными пособиями;

- развивать диалогическую речь;

- закрепить знания о нахождении заповедника «Вишерский»,  особенностях растительности и животного мира;

- провести мини – исследование (профессиональные пробы);

- соблюдать валеологические требования к уроку;

- учить делать выводы через составление коллективного синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: «Создание буклета – «Заповедник «Вишерский»

Тип урока: комбинированное заключительное занятие курса  «Тайны зелёного друга» и окружающего мира по теме «Заповедное дело».  Выполнение  проекта  – создание буклета « Заповедник «Вишерский»

Цель: формирование бережного отношения к природе и экологических знаний через  создание  буклета «Заповедник «Вишерский».

Задачи:

- информировать учеников об экологических датах 2018 года (101-летие со дня образования заповедной системы России, 27 лет со дня основания заповедника «Вишерский»);

- закрепить знания о заповедниках, полученные на предыдущих занятиях;

- познакомить с методами исследования учётных площадей по следам животных;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебными пособиями;

- развивать диалогическую речь;

- закрепить знания о нахождении заповедника «Вишерский»,  особенностях растительности и животного мира;

- провести мини – исследование (профессиональные пробы);

- соблюдать валеологические требования к уроку;

- учить делать выводы через составление коллективного синквейна.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжим знакомство с природным достоянием нашего края – заповедниками, и выполним  интересный  проект.

II. Повторение и актуализация знаний.

Прошедший 2017 год был годом экологии в России.

Вопрос: Как вы понимаете, что такое экология? Ответы детей.

Подвести итог: (Это наука о взаимосвязи  живых организмов между собой  и окружающей средой)

Вопрос: Почему об этом надо говорить снова? Ответы детей.  

Итог: Эту тему нельзя забывать. Мир испытывает большие экологические проблемы: загрязнение и недостаток воды (учёные говорят, что пресной воды на планете осталось на 50 лет), загрязнение воздуха, почвы, проблема вторичной  переработки мусора. К проблемам экологии относится сохранение редких и исчезающих видов живых организмов.  И мы с вами тоже не можем оставаться в стороне от этих вопросов.

Вы знаете, что в нашей стране есть места, в которых люди профессионально занимаются природоохранной деятельностью – это заповедники.

Вопрос: Вспомните, что такое заповедники? Ответы детей.  

(Это территории, навечно изъятые из хозяйственного пользования). Правильно, там нельзя охотиться, нельзя собирать  грибы, ягоды, лекарственные травы, многие растения встречаются только здесь).

 В 2017 году заповедная система России отметила 100-летие своей деятельности.

Вопрос: Какие заповедники нашего края вам известны? Ответы детей.    («Басеги». Осенью мы встречались с учёными – сотрудниками  заповедника «Басеги», многое от них узнали.)

- А сегодня мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие в другой известный северный заповедник Пермского края, который в этом году отметил свой 27-летие. Основан он был 26 февраля 1991 года. Это заповедник «Вишерский».

Просмотр фрагмента видео-ролика «Заповедник Вишерский» (2 мин.)

Расскажите, что вы уже знаете из предыдущих занятий по заповедному делу о природе заповедника «Вишерский»

Проверка домашнего задания:

Показ презентации «Рельеф и растительность «Северного Урала» (сообщения 3 учеников:  «Климат», «Высотные пояса растительности», «Реки и речушки заповедника «Вишерский» (5- 6 минут).

III. Основная часть

- Готовясь к этому занятию, мы обратились в школьную библиотеку. Оказалось, что книги о заповеднике «Вишерском» там нет.

Давайте мы на занятии закончим  знакомство с заповедным делом изготовлением буклета «Заповедник «Вишерский», который будет доступен и интересен другим ученикам нашей школы.

1.Ученые заповедника «Вишерский» ведут большую природоохранную, научную и исследовательскую работу на протяжении всего календарного года. Сегодня вы узнаете о том, чем занимаются учёные заповедника «Вишерский» зимой.

2. Просмотр фрагмента фильма «Зимние учёты зверей по следам» (3 мин.)

Вопрос: Что делают ученые?

Итог: (ведут учёт зверей и птиц по следам)

Вопрос: Почему необходимо это делать? Ответы детей.

 (Чтобы знать, какие животные обитают в заповеднике, их количество. Не появились ли новые виды, не исчезли ли те, что были?)

3. Мини-исследование. Сегодня и мы побудем  в роли учёных и поучимся определять следы животных.

 Работа в парах. Задание: взять из конверта на своём столе лист с изображением следов на снегу, по листу-определителю определить, чьи это следы и подписать снизу название животного, которое обитает в заповеднике «Вишерский». Определяют следы.

 Разместите следы на доске рядом  с изображением  животного (Картинки лежат на столе).

Животные: белка, крот, клёст, рябчик, дрозды, пёстрый дятел, горностай, лоси, медведь, бобры, северные кулики.

- Название какого  животного для вас было новым? (рассказываю коротко об этом животном).

4. Работа в группах. У вас было домашнее задание: выбрать тему для своей страницы в книге – буклете: растение, животное или достопримечательность заповедника «Вишерский».

Валеопауза - «Встаньте те,  кто…» Кто выбрал для своей страницы растение? Животное? Достопримечательность? Встать и потянутся.

На листе вы нарисовали, написали правильное название и  подготовили небольшое сообщение о том, что выбрали.

Повернитесь к одноклассникам, которые сидят сзади вас, и поделитесь с ними найденной информацией, покажите ему вашу иллюстрацию (Рассказы детей в своей группе).

- А чтобы другие ученики нашей школы смогли прочитать вашу информацию, её надо красиво и разборчиво написать на отведённое место на странице будущего буклета. Заканчивайте оформление вашей страницы.

5. Оформление страницы. Записывают найденную информацию на своей странице. (2-3мин.)

Давайте представим страницы одноклассникам и нашим гостям. Выходите к доске те, кто оформлял страницу про достопримечательности заповедника «Вишерский», назовите их. (После демонстрации и названий дети сдают страницы учителю).

Выходите к доске те, кто оформлял страницу про растения заповедника «Вишерский», назовите их.

Выходите к доске те, кто оформлял страницу про животных   заповедника «Вишерский», назовите их. Собираем листы со следами с доски.

III. Заключение. Рефлексия.

- Вот такой буклет у вас получился. Теперь ученики нашей школы тоже смогут познакомиться с заповедником «Вишерский». (Демонстрация буклета в обложке.)

- Чтобы обобщить наши знания о заповедниках, давайте составим

Синквейн.

Как  назовём исследователей – сотрудников заповедников?

учёные

Какие они, ведь им надо многое знать о заповеднике и его обитателях?

любознательные  умные

Что они делают в заповедниках?

изучают, определяют, сравнивают

Чем занимаются учёные в заповедниках? Составьте предложение.

Открывают тайны природы!

Как мы назовём этих учёных, ведь они делают очень важное дело в непростых условиях?

Увлечённые!

Спасибо за урок, мы сделали большое дело – выпустили буклет,  которым могут воспользоваться читатели нашей библиотеки.

Материалы: презентация детей «Заповедник «Вишерский»,

                      следы животных (10 штук) с определителями,

                      картинки с надписями животных,

                      домашнее задание – страница с изображением и информацией,

                      схема синквейна на доске,

                      магниты (20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка по внеурочной деятельности "Юный краевед- исследователь" по теме " Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экологических знаков." 2 класс

Занятие  построено в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся....

Внеурочное занятие "Создание физминутки для глаз"

План-конспект внеурочного занятия "Создание физминутки для глаз". Учащиеся работают на ноутбуках....

внеклассное занятие "Создание книги"

На внеклассом занятии дети под руководством учителя создают книгу, посвящённую Масленице....

Проектное занятие "Создание мыльных пузырей" 2 класс

Проектное занятие по созданию мыльных пузырей из подручного материала для детей 2 класс....

Конспект внеурочного занятия «Создание мульт-фильма»

Конспект внеурочного занятия «Создание мультфильма»...

Конспект занятия "Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word"

Занятие состоит из повторения правил нахождения в компьютерном классе, повторения изученного материала, групповой работы и индивидуальной практической работы....

Внеклассное занятие "Создание декораций к сказкам для пальчикового кукольного театра."

Конспект внеклассного мероприятия по созданию декораций к сказкам для пальчикового кукольного театра"...