Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Щупко Галина Григорьевна

Конспект урока для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_zhivotnyh.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разнообразие животных

Класс:2

УМК  «Перспективная начальная школа»

Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Тип урока: комбинированный  

Цель:  формировать целостное представление о видовом разнообразии животного мира и  умение  классифицировать  животных  по группам.

Задачи урока:

1.Образовательные:

-систематизировать материал об известных видах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, паукообразные);

- познакомить с новыми видами (пресмыкающиеся, земноводные);  - выделить существенные признаки животных разных видов.

2.Развивающие: формировать

регулятивные УУД:

- определять и формулировать задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- учиться высказывать своё предположение  на основе работы с материалом учебника;

познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); анализировать, классифицировать,  сравнивать информацию о видах животных; выделять главное;

коммуникативные УУД:

- уметь участвовать в диалоге, строить устный монолог;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 - уметь договариваться, слушать друг друга, участвовать в групповом обсуждении.

3.Воспитательные: 

- осознавать ценность природы, необходимость нести ответственность за её сохранение.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация к уроку, разрезные картинки, задания для работы в парах и группах,  статья «Животный мир степи» из книги М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской «Природа и история родного края»

Сценарий урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой (психологическая  готовность  обучающихся  к  уроку)

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.                

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать!

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.

-Скажем нашим гостям «Здравствуйте!»

-  Повернитесь друг к другу, возьмите друг друга за руки,  посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и своим одноклассникам удачи  и хорошего рабочего настроения на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Прошу вас быть моими активными помощниками. Я желаю вам  работать дружно.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?  (Смайлики)        
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 
Сели.

Руки? На месте! 
Ноги? На месте! 
Локти? У края! 

Спина? Прямая! 

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Актуализация знаний  и умений  учащихся для подготовки к новой теме.

На доске фотографии с изображением берёзы, грибов, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, сирени, голубя.

– Разделите все изображения на  группы. ( Игра «Засели домики»)

– По каким признакам вы разделили эти картинки на группы?

Назовите признаки живой природы.

– Выделите отличительные признаки растений, грибов  и животных.

– Приведите примеры о способах питания растений.

– Приведите примеры о способе питания животных.

– Приведите примеры о способе питания грибов.

3.  Постановка учебной цели и  задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.            

-Какие царства живой природы  мы уже подробно изучили  во 2 классе на уроках окружающего мира?

-Догадайтесь,  о ком идёт речь в следующей загадке?

Они мычат, они рычат,

 Они кричат и лают.

 Всех нюхают, кусают, жалят

 И, в общем, все их знают.

 И вообще они нужны

 На нашем белом свете

 И точно так, как у людей,

 У них бывают дети.           ( - О животных.)

- Сформулируйте тему урока.  (Животные)

- Да, ребята. Сегодня мы покидаем царство растений и грибов и переходим к изучению царства животных.

- Кто такие животные?

 - Проверим  это по словарю Ожегова.

- Кто из вас знает, как называется наука, изучающая жизнь животных? (Зоология)

4. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

- Сегодня урок открытия новых знаний. Чтобы познать новое, нужно вспомнить ранее изученное.

Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп (видов). Давайте вспомним, с какими группами животных мы знакомились в первом классе. 

Составление кластера

(Дети называют группы животных: насекомые, рыбы, птицы и звери. А также называют их отличительные особенности)

-Проверим правильность определения по словарю в конце учебника. (стр. 123) (Дети читают определения по словарю в конце учебника. (стр. 123)) 

Распределите животных по группам (в конвертах) Игра  «Не ошибись»

- Маша разделила животных на несколько групп (уч.с. 6). Получилась такая схема. Дополните Машину схему примерами животных, фото которых находятся в ваших конвертах. ( Дети сравнивают со схемой в учебнике с.6. Дополняют Машину схему картинками животных из конвертов.)

 Если у вас возникнут какие-то вопросы, покажите красный свет светофоров.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Но у Миши  возник очень серьёзный вопрос . (Включить голос-вопрос в записи) Проблемная ситуация

-Если эти животные по характерным признакам не соответствуют представленным группам, значит, какой вывод можно сделать? (Существуют  новые группы)

- Какова цель нашего урока? ( Познакомиться с новыми группами  животных.)

- Да вот это настоящая головоломка. Как тут быть? Что делать? Ваши предложения!

- Давайте не будем спорить и заглянем в учебник на страницы 7 и 8. (Работа по учебнику) «Зоологи и биологи»  

   Зоологи с. 7    «Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть - в воде. Поэтому их и назвали земноводными».

    Биологи с. 8  «В отдельную группу животных учёные выделили змей, ящериц, черепах, крокодилов. Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем. Все они, без ног или с ногами, ползают по земле - «пресмыкаются». Вот почему их назвали пресмыкающимися».

Дети читают задание. Выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу и  по отличительным признакам предполагают, что существует ещё две группы животных.

- Дополним  Машину схему ещё двумя группами животных.

Земноводные и пресмыкающиеся

 (Дети дополняют кластер ещё двумя группами животных. )

5. Физминутка

Вы отлично потрудились! Пора и отдохнуть!

 Музыкальная физминутка «Звери»

Открытие нового знания (продолжение)

Проверьте по Оглавлению в учебнике, сколько групп животных должно быть в схеме.  Сравнить с количеством групп в кластере.

Знакомство с паукообразными  Работа в тетради для самостоятельной работы. (Упр. №1)

Текст упр.№1.Схема «Животные».

Паукообразные: скорпион,…….

Насекомые: бабочка,……….

Рыбы: карась,………

Земноводные: озёрная лягушка,……..

Пресмыкающиеся: уж,……..

Птицы: гусь,……..

Звери : корова,…….    

-Определить ещё одну группу поможет задание в тетради.

 Дети добавляют в кластер-вывод «Паукообразные»

6. Первичное закрепление.

1. Работа в группах   «Кто из них кто?» Региональный компонент

Статья «Животный мир степи» из книги М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской «Природа и история родного края» стр.45-48.

1-я группа. Во 2-м  абзаце подчеркните  слова,  которые относятся к группе звери.

2-я группа. В 5-м  абзаце подчеркните  слова,  которые относятся к группам насекомые и паукообразные.

3-я группа. В  6-м  и 7-м  абзацах подчеркните  слова,  которые относятся к группе птицы.

4-я группа. Из 7-го абзаца составьте цепи питания.

Критерии оценивания: 5б.- всё верно, 4б.-1ошибка, 3б.-2-3ошибки.

2. Экологическая минутка.

-Многие  звери  стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

Красная книга, красная

Значит природа в опасности!

-Человек услышал мольбу природы о помощи и создал Красную книгу для охраны этих животных.  В нашей Ростовской области тоже есть Красная книга. Туда занесены  редкие животные.  Чтобы больше узнать о редких животных,  вы можете воспользоваться книгами, энциклопедиями, интернетом.

-Ребята, мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать и спасать, защищать нашу природу.

- Послушайте стихотворение.  

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

-Если мы будем по-настоящему заботиться о природе, мы станем добрее!

-Песня  «Просьба»- это гимн Природе и поэтому его нужно петь стоя. А наши гости нас поддержат, потому что этот гимн известен многим поколениям. Этот гимн навека. (Все исполняют песню «Просьба»).

7. Домашнее задание. 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Учебник с. 5-8, отвечать на вопросы.  Работа в тетради для самостоятельной работы упр.№1:обучающиеся дополняют схему «Разнообразие животных» примерами животных своего края. Выполнить задание в тетради поможет дополнительный материал статьи «Животный мир степи» из книги М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской «Природа и история родного края» стр.45-48.

8. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Подведём итоги нашей работы.

-Кого бы вы поблагодарили за урок?

Самооценка. Дети устно дополняют предложения

- Сегодня я узнал…                                      

-Было интересно…                                      

-Было трудно…

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...