Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Степаненко Инна Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_g_rp_okruzhayushchiy_mir.docx59.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Новошахтинска

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании педагогического совета

протокол №  1

от « 29 » августа 2018 года

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 7

Мальцева Н.В.

Приказ № 105/3

 от « 30 » августа 2018г

Рабочая программа

по окружающему миру

Уровень общего образования (класс)  начальное общее образование,               3-г класс

Количество часов  68(64)         

Учитель   Степаненко Инна Алексеевна

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы курса

Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» УМК «Планета знаний»

(под ред. И.А. Петровой)

2018-2019 учебный год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:

- п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 г. № 26-ЗС (в редакции Областных законов Ростовской области от 24.04.2015 N 362-ЗСот 06.05.2016 N 527-ЗСот 07.11.2016 N 660-ЗС, )

-На основании письма ПАО «МРСКЮга» - «Россети» от 29.08.2017 №РЭ/1300/2040 «О проведении уроков электробезопасности»

-Конвенции о правах ребенка, принятой  Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;

-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Приказа  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государствен-ного  образовательного стандарта начального общего образования"

-  Приказа  Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Авторской программы И. В. Потапова,  Г.Г. Ивченковой,  Е.В.Саплиной, А.И.Саплина,  УМК «Планета знаний» под редакцией И.Петровой

-Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 7

-Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2018-2019 учебный год;

-Положения МБОУ СОШ №7 «О рабочей программе»;

-Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2018-2019 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.

Цель изучения курса - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  •  формирование основ экологической культуры;
  •  патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:

  • краеведческий;
  • сезонный;
  • экологический.

Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром:

Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Опыт. Для  ознакомления с окружающим миром используются  различные по протяжённости опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования  этого вида деятельности – дать детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путём.

Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится её проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями,  происходящими во время проведения эксперимента, учатся делать  выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами,  приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также выполняют графические практические работы.

Игры. Использование ролевых и  дидактических игр  определяется преобладанием при переходе  от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.

В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предлагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основная форма организации учебной деятельности учащихся – урок. Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира проводятся следующие типы уроков: уроки –  практические занятия, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки- практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты.

В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приёмов исследования, учатся делать наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.

Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать выводы, сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольно и соответствовать возможностям учащихся.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета окружающий мир в третьем классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Программа будет реализована за 64 часов, так как согласно расписанию уроков на 2018-2019 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 6.11.2018, являющегося каникулярным днем, 08.03.2019, 3.05, 2019, 10.05.2019 объявленных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2018 года №1163 «О переносе выходных дней в 2018 году» праздничными днями.

Недостающие часы будут компенсированы за счет уменьшения количества часов на изучение темы «Человек» (с 12 часов до 11 часов) и темы «Человек в обществе» (с 16 часов до 13 часов)

2. Планируемые результаты изучения предмета

Изучение окружающего мира в 3 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

В личностном направлении:

У учащихся будут сформированы:

  • положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
  • осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
  • способности к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину, свой край (региональный компонент);
  • знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
  • понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
  • чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье
  • способности оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватной самооценки;
  • чувства ответственности за выполнение своей части работы в группе;
  • установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
  • основ экологической культуры;
  • осознанного положительного отношения к культурным ценностям.

В метапредметном  направлении к концу 3 класса будут сформированы УУД:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать  и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль.  

Учащиеся получат возможность  научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.  

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
  • использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
  • осуществлять анализ (описание) объектов с выделение существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.
  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
  • сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
  • строить монологические и диалогические высказывания;
  • обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности пр работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

В предметном направлении:

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • объяснять, что такое экология;
  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
  • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
  • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
  • характеризовать органы растений и животных и их значение;
  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • выполнять основные правила личной гигиены;
  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
  • рассказывать о четырех царствах живой природы;
  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
  • объяснять особенности питания и дыхания растений;
  • характеризовать условия прорастания семян;
  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
  • использовать безопасно электроприборы.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической  карты;
  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны, Ростовской области (региональный компонент);
  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
  • различать символы государства;
  • показывать на политической карте  РФ  столицу России - город Москву;
  • описывать  государственные награды, рассказывать об их происхождении;
  • характеризовать главный закон страны;
  • рассказывать об устройстве нашего государства;
  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.  

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках  культуры своего города, села, области (региональный компонент);
  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

3. Содержание учебного предмета   3 класс (66 ч)

3.1. Природа вокруг нас (7 ч.)

Окружающая человека среда. Экология - наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

3.2. Вода, воздух, горные породы и почва (17 ч.)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан - естественные водоёмы; пруд, водохранилище - искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух - необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы - плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. Почвы нашего края.

3.3. О царствах живой природы (16 ч.)

Четыре царства живой природы - растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

3.4. Человек  (11 ч.)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

3.5. Человек в обществе  (13 ч.)

Народы, живущие на территории России, Ростовской области. Национальные обычаи, традиции (региональный компонент).

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Города Ростовской области (региональный компонент).

Москва - столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.


4. Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (66 ч)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной  деятельности

Планируемые результаты

Виды контроля

предметные

метапредметные

личностные

1

Природа вокруг нас.

Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление (знакомство) о науке «экология» и важности охраны природы.

Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца.

Освоение приемов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам.

Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя.

Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком.

Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности.

Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ.

Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Входная диагностическая работа.

Текущий.

Проверочная работа №1.

2

Вода, воздух, горные породы и почва

17 ч

Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике.

Представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни.

Знакомство опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься.

Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения.

Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе.

Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления.

Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях.

Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу.

Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы.

Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв.

Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Текущий.

Проверочная работа №2.

3

О царствах живой природы

16 ч

Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания.

Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений.

Ознакомление с особенностями строения животных, значением органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными.

Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране.

Представления о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе

Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком

Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни

Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу

Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни

Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка

Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу

Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности

Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни

Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных

Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания

Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира

Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны

Текущий.

Проект.

Проверочная работа №3.

4

Человек

11 ч

Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды

Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология»

Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи

Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья

Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы

Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы

Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания

Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им

Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать

Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы

Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием.

Формировать навыки безопасного пользования электроприборами.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

 Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Текущий.

Проект.

Проверочная работа №4.

5

Человек в обществе

13 ч

Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России.

Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны.

Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время».

Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города.

Знакомство с одним из символов города — гербом.

Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России. Ознакомление с главными символами страны.

Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов

Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи

Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках

Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов

 Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города

Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов

Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города

Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города

Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте

Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города

Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города

Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы

Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации

Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции

Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка

 Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации

Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации

Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий

Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение

Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осознанное положительное отношение к культурным ценностям

Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Текущий.

Проект.

Проверочная работа №5. Итоговая контрольная работа.

66 часов


5. Учебно-методическая литература

1.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 3 класс: учебник: в 2 ч./ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.

2.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 3  класс: рабочие тетради № 1, № 2/ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.

3.Потапов И.В., Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир.  3 класс: проверочные и иагностические работы: 3 класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»/ И. В. Потапов, Г.Г. Ивченкова.

4.Ивченкова, Г.Г., Потапов И.В. Обучение в 3  классе по учебнику «Окружающий мир»  Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.

5.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 - 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: сборник


                                                                Приложение№1

 к рабочей программе начального общего образования по окружающему миру

Календарно-тематическое планирование

 по предмету «Окружающий мир» 3 класс (66 часов)

№ п/п

Тема урока
Кол-во часов

Дата проведения

Природа вокруг нас 7ч

Что нас окружает

1

04.09

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы», «Изучение влияния деятельности человека на природу»

1

07.09

Входная диагностическая работа.

1

11.09

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу

1

14.09

Явления природы

1

18.09

Свойства тел и веществ

1

21.09

Проверочная работа №1 по теме «Природа вокруг нас»

1

25.09

Вода, воздух, горные породы и почва 17ч

Свойства воды в жидком состоянии

1

28.09

Вода-растворитель

1

02.09

Свойства льда, снега и пара

1

05.09

Родники

1

09.10

Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1

12.10

Облака, роса, туман, иней, изморозь

1

16.10

Круговорот воды в природе

1

19.10

Использование и охрана воды

1

23.10

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

1

26.10

Свойства воздуха

1

09.11

Ветер

1

13.11

Охрана воздуха

1

16.11

Горные породы

1

20.11

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

1

23.11

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых

1

27.11

Почва

1

30.11

Проверочная работа № 2 по теме «Вода, воздух, горные породы и почва»

1

04.12

О царствах живой природы 16ч

 Четыре царства живой природы

1

07.12

Строение растений

1

11.12

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения.

1

14.12

Жизнь растений

1

18.12

Проект по теме «Жизнь растений»

1

21.12

Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени

1

25.12

Охрана растений

1

11.01

Строение животных Разнообразие животных

1

15.01

Домашние и дикие животные

1

18.01

Как животные воспринимают мир

1

22.01

Передвижение и дыхание животных

1

25.01

Питание животных

1

29.01

Размножение и развитие животных

1

01.02

Охрана животных

1

05.02

Грибы и бактерии

1

07.12

Проверочная работа №3 по теме «О царствах живой природы»

1

11.12

Человек 11ч

Человек — часть живой природы

1

08.02

Кожа — первая «одежда» Безопасное электричество.

1

12.02

Скелет

1

15.02

Мышцы

1

19.02

Кровеносная система

1

22.02

Дыхание

1

26.02

Питание и выделение

1

01.03

Органы чувств. Правила безопасного использования электроприборов

1

05.03

Нервная система.  Эмоции и темперамент

1

12.03

Проверочная работа № 4 по теме «Человек»

1

15.03

Проект по теме «Физкультура и спорт»

1

19.03

Человек в обществе 15ч  

Народы нашей страны.

1

05.04

Традиции народов нашей страны

1

09.04

Путешествие по ленте времени

1

12.04

Города и сёла.  Названия городов

1

16.04

Проект по теме «Мой родной край»

1

19.04

Кремль — центр города

1

23.04

Улицы города Герб — символ города

1

26.04

Памятные места городов

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»

1

30.04

Современный город. Москва — столица России

1

07.05

Проверочная работа № 5 по теме «Человек в обществе»

1

14.05

Что такое государство. Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка.

1

17.05

Итоговая контрольная работа.

1

21.05

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России Государственный гимн России. Государственные награды

1

24.05

ИТОГО

64

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МС  МБОУ СОШ № 7

от  ___ августа 2018 года № 1 

_______________________

Подпись руководителя МС

             СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________

            Подпись

___августа  2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...