Конспект урока "Куликовская битва" ("Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели урока:

•узнать о Куликовской битве;
•узнать о подвигах защитников Руси;
•познакомиться с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала занятия

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок наш начнем.

Приветствует учащихся.

Словесный: слово учителя.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л.: самоопределение;

смыслообразование.

2.

Подготовка к основному этапу занятия

2 мин.

Ребята, давайте немного поработаем в парах.

- Подумайте и ответьте, что бы вы увидели, оказавшись на Руси в: 1232, 1237, 1240, 1242, 1380 годах?

1223г. -  Нашествие монголо-татар на Русь

1237г. - Битва на реке Калке

15 июля - 1240г. Ледовое побоище

5 апреля - 1242г. Невская битва

- Отлично, но у нас осталась одна дата - 1380 год.

- Вот туда мы и отправимся сегодня все вместе на нашем уроке.

- Может быть, кто-то знает, что произошло в тот год?

- В этот год произошло очень важное для России событие.

Это Куликовская битва.

Поднимите руку те, кто хочет узнать больше информации о Куликовской битве.

- Отлично.

Тогда давайте поставим цель к нашему уроку.

Цель:

-узнать о Куликовской битве.

- Хорошо.  Цель мы поставили, теперь нам нужно её достигнуть.

- А для этого нам нужно хорошенько поработать сегодня на уроке.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа в парах.

Проводит работу с датами.

Подводит к теме и целям урока.

Определяют тему и цели урока.

Работают с датами.

Формулируют цель урока.

П.: осуществляют логические действия,

формирование мыслительных операций.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.

Усвоение новых знаний и способов действий

15 мин.

3 мин.

А теперь, ребята, поделитесь на 2 группы.

Каждой группе я раздаю текст и таблицу.

Задание:

- прочитать группе внимательно текст;

- заполнить таблицу;

- разделить слова каждому представителю группы;

- подготовить выступление.

1 текст.

Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить Орде дань. Князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля Белокаменные стены.

   В Орде в тот момент многочисленные соперники вели борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Именно он решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

    Летом 1380 года стало известно, что на Русь с войском идет Мамай. Дмитрий Иванович приказал силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия. Повсюду люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога о защите Русской земли. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь.

  По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя  Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

2 текст.

В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовском поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча.

Страшны были удары копий и мечей. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

   Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

  Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

  Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, но и печалились. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

  Однако Орда была все еще не сломлена.

В ходе каждого выступления вы заполняете таблицу.

Имена

даты

События

Непонятные слова

Как вы оцените выступления групп?

Итак, что вы узнали нового?

Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Пересвет
  2. Челубей
  3. Донской
  4. Ратник
  5. Мамай

-Давайте немножко отдохнем.

(Физминутка «Хомка, хомка, хомячок»).

Словесный: учебный диалог.

Объясняет задание.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа в группах.

Наглядный: карточки с заданием.

Практический: работа в группах.

Наглядный: карточки с заданием.

Практический: работа с таблицей.

Наглядный: учебная презентация.

Словесный: слово учителя.

Слушают учителя.

Знакомятся с текстом.

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Выполняют задания в группах.

Знакомятся с текстом.

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Выполняют задания в группах.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

Дают определения понятиям.

Повторяют за учителем.

Р.:

формирование познавательной инициативы.

П.: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

К.: умение слушать и понимать речь других.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4.

Первичная проверка понимания

3 мин.

  А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

  • Как стали называть князя Дмитрия после победы?  Почему?
  • Что случилось с ратником Пересветом?
  • Как удалось победить Куликовскую битву русскому войску?

Словесный: беседа.

Отвечают на вопросы.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

5.

Закрепление знаний и способ действий

5 мин.

А теперь в группах разгадайте кроссворд на странице 25 в рабочей тетради.

Вспомните правила работы в группах. Будьте внимательны.

Даёт комментарии по выполнению заданий.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа в группах.

Слушают задание

и выполняют;

работа в группах.

П.: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации.

6.

Обобщение и систематизация знаний

5 мин.

А теперь, ребята, давайте прочитаем текст на странице 72 и поработаем с картой (стр.73).

Найдите на карте место Куликовской битвы. Расскажите по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.

– Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

– Что происходило в ту пору в Орде?

– Почему Мамай выступил против Руси?

– Что предпринял Дмитрий Иванович?

– Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

– Где произошла битва?

– Посмотрите внимательно на карту и попробуйте объяснить, что помогло князю Дмитрию выиграть Куликовскую битву.

– В чем проявился его талант как полководца?

Словесный: учебная беседа.

Практический: работа с исторической картой.

Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания по карте.

П.: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

7.

Подведение итогов занятия

2 мин.

Какие цели ставили на урок?

Удалось решить поставленные цели?

Что нового узнали?

Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Словесный: слово учителя, учебная беседа.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Р.: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности.

8.

Рефлексия

2 мин.

(Дерево успеха)

-Ребята, у каждого из вас на парте лежат 3 листочка: зелёный, жёлтый и красный. А на доске висит наше дерево успеха. Сейчас ваша задача украсить дерево листочками. Но каждый может прикрепить только один листочек.

Цвета листочков означают:

зелёный - всё сделал правильно,

жёлтый – встретились трудности,

красный – много ошибок.

Словесный: беседа.

Практический: выполняют задание.

Анализируют урок.

Выполняют задание.

Л.: самоанализ проделанной работы на уроке.

9.

Информация о домашнем задании

2 мин.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: стр.70-73 читать.

Стр.74 «Задания для домашней работы», одно задание на выбор.

Р.т.: стр.24, з.№2.

Наш урок подошел к концу. Ребята, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! До новых встреч.

Даёт домашнее задание.

Словесный: слово учителя.

Записывают домашнее задание.

Р.: планируют свое действие в соответствии с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "200 - летие Бородинской битвы". Конспект и презентация. 3- 4 класс.

Материал подготовлен для проведения классного часа . Конспект содержит исторический и литературный материал, соответствующий теме. Предполагает не только рассказ учителя, но и чтение учащимися отрывко...

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"

Конспект урока окружающий мир 4 класс "Куликовская битва"...

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....

Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс...

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Куликовская битва» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Куликовская битва»...

Конспект урока "Здравствуй, школа!" 1 класс

Увлекательное путешествие  по волшебной стране Знаний...

Открытый урок по ОМ 4 класс Кулик битва. Школа России

Тип урока: Путешествие во времени.Продукт: Инсценировка исторических событий...